Роль малого бизнеса в реформировании экономики регионов

Сегодня не приходится доказывать, что малый бизнес стал одним из важнейших элементов национальной экономики. Роль малого бизнеса в экономике России и ее регионов, а также его социальное значение в настоящее время достаточно подробно изучено. Малый бизнес, оперативно заполняет рыночные ниши, обслуживает узкие и специфические сегменты рынка, адаптирует товары и услуги под конкретные нужды. Он предоставляет возможности крупным предприятиям выводить непрофильные функции на аутсорсинг. Сегодня малый бизнес почти полностью удовлетворяет потребности населения в сфере бытовых услуг населения, в торговле. С социальной точки зрения малый бизнес позволяет оперативно создавать новые рабочие места даже в кризисных ситуациях, частично компенсировать последствия спада в базовых отраслях, на крупных предприятиях. Предоставляя рабочие места, в конце концов заработок — малый бизнес снижает социальное напряжение и нагрузку на рынок труда.

В современных условиях актуальной научной и практической проблемой становится исследование роли и места малого бизнеса в процессах модернизации и инновационного развития на региональном уровне. В последние годы эти вопросы рассмотрены в ряде исследований ученых, которые, анализируя инновационную трансформацию региональной экономики, особо выделяют малое предпринимательство, как фактор движущей силы инновационного обновления.

Ряд исследователей указывают на возможности малого бизнеса генерировать прорывные инновации, а также установления связей между научно-исследовательскими структурами и крупным бизнесом, а также потенциал ускорения модернизации за счет предоставления малыми фирмами информационных, консалтинговых услуг, необходимых крупным предприятиям

Вопрос в роли малых предприятий в реформировании экономики изучались и другими исследователями этой проблемы, но общий вывод, который они делают — значительные возможности малого бизнеса в этой сфере на практике используются слабо, в том числе из-за пассивной, слабой государственной поддержки и недостаточности инновационных стимулов для предпринимателей.

Таким образом, мы видим, что в экономической науке много говорится в значительном потенциале малого предпринимательства, как фактора способствующего модернизации экономики регионов и страны в целом. Подчеркивается, что он способен внести значительный вклад в инновационное развитие, имеет значительное влияние на диверсификацию экономики, а также принимает участие в технологическом развитии за счет генерации инноваций и предоставляя различные услуги.

В то же время, в этих исследованиях не в достаточной степени произведена оценка фактического места и роли малого бизнеса в экономике регионов различных типов, не до конца показано его финансово-экономическое состояние, технологические возможности, а также реальные его возможности и участия в модернизации. Кроме того, мало изучено взаимодействие малого бизнеса с другими секторами региональной экономики, например — распределения факторов производства между ними. Все это не позволяет адекватно оценивать реальные возможности малого бизнеса в качестве участника модернизации, а также нарабатывать наиболее результативные механизмы и методы его стимулирования.

В работах ученых изучены количественные оценки развития малого бизнеса и отмечается очень высокий уровень региональной дифференциации его развития в пользу самых благополучных и экономически успешных регионов страны. Из этого можно сделать вывод, что состояние малого бизнеса определяется общим уровнем экономического развития региона, который в свою очередь имеет предел в своих возможностях, как самостоятельный субъект модернизации. Причем под давлением кризисных явлений в экономике России межрегиональная дифференциация только усиливается.

Анализ основных показателей состояния малого бизнеса в России показывает, что в деятельности малого бизнеса имеют место разнонаправленные тенденции. Монотонное увеличение численности субъектов предпринимательства, должно было бы свидетельствовать об активном развитии малого бизнеса, но этот процесс не совпадает с другими показателями. Но показатели объемов реализованной продукции малых и микропредприятий в последние годы снизились не пропорционально численности субъектов малого предпринимательства. Из этого следует, что деятельность малого бизнеса затормозилась.

Такую тенденцию можно пояснить следующим. В условиях экономического роста малый бизнес (как менее привлекательный), задействовал в своей деятельности «дно» рынка труда, в основном людей с низкой квалификацией и мотивацией к труду, поскольку более конкурентоспособные на рынке труда рабочие, хотели устроиться в крупных предприятиях и организациях с лучшим уровнем оплаты труда и социальных гарантий. При спаде производства, в кризисный период малый бизнес аккумулировал часть персонала, который высвободился в крупном бизнесе.

Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности свидетельствует, что их посредническая и торговая ориентация выражена более четко. Почти четверть малых предприятий занимаются торговой деятельностью и услугами по ремонту.

Почти 70% малых предприятий работают в секторах экономики с минимальным реальным материальным наполнением или вообще без такового. Еще около 10% малых предприятий работают в секторе строительства, но и здесь значительная их часть предоставляют услуги по ремонту помещений.

В сфере обрабатывающего производства задействовано не более 10% малых предприятий. Здесь доминируют мини цеха и отдельные производственные линии с несколькими рабочими, которые производят относительно не сложную продукцию в основном на заказ (двери, окна, металлические и деревянные изделия, мебель, сувениры, оперативную полиграфию, продукты питания и т.п.). В большинстве это относительно примитивные производства с изношенным физически и морально оборудованием, низкой эффективностью труда. Вряд ли их следует рассматривать как фактор модернизации экономики, поскольку их инновационно-технологическая составляющая минимальна.

Показатели, характеризуя роль малого бизнеса в структуре региональной экономики, могут быть обманчивыми, поскольку далеко не всякий их рост отражает прогрессивные тенденции.

Как уже отмечалось, в малом бизнесе превалируют виды деятельности, которые не содержат реального товарно-материального обновления и не влияют на качественную перестройку хозяйственного комплекса региона, ухода от сырьевой зависимости и появления новых отраслей и производства.

Более того, желание любой ценой увеличить долю малого бизнеса в регионе может стимулировать неоправданный протекционизм по отношению к мелким предпринимателям. Следует учитывать и то, что эффективность использования факторов производства, так, например, производительность труда в малом бизнесе, сейчас ниже среднего по экономике. Поэтому применять показатели доли малого бизнеса в регионе, в прибыли и в инвестициях в качестве целей региональной политики, возможно только с определенной осторожностью и при обязательном дополнении другими показателями.

В современных условиях использование механизмов моделирования при разработке прогнозов развития малого предпринимательства, их дальнейшего выдвижения в региональные планы социально-экономического развития позволяет обеспечивать единый процесс принятия тактических и стратегических задач развития региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.