Особенности предпринимательской деятельности

Экономическая деятельность осуществляется в различных формах. В процессе этой деятельности экономические субъекты реализуют собственные интересы и стремятся достичь максимальной полезности при ограниченных ресурсах. Предпринимательская деятельность в корне отличается от всех других форм экономической деятельности. Она требует от тех, кто ею занимается, особых знаний, умений и личных качеств. Именно о содержании и особенности предпринимательской деятельности говорится в этой статье, которая является первой в цикле материалов о предпринимателях и предпринимательской деятельности.

После прочтения цикла статей вы будете знать:

  • выполнения каких функций предусматривает участия в предпринимательской деятельности;
  • почему существуют противоречия интересов предпринимателей, с одной стороны, и общества и потребителей — с другой, и как могут решаться эти противоречия;
  • какие преимущества и ограничения имеют предприятия различных форм собственности, форм организации производства и масштабов деятельности;
  • почему, наряду с прибыльными, существуют и убыточные предприятия.

Какие функции выполняет предприниматель

Существуют различные варианты ответа на вопрос о содержании предпринимательской деятельности и особенности выполняемых предпринимателем функций. Эти варианты несколько отличные, поскольку те, кто дают ответ, акцентируют внимание на разных моментах сложной деятельности предпринимателя и наблюдают ее в разное историческое время.

Первым понятие «предприниматель» использовал еще в начале XVIII в. французский банкир Рене Кантильон. Отличительными особенностями деятельности предпринимателя он считал способность управлять собственным делом и рисковать для достижения успеха.

В начале XX в. представление о содержании и особенности предпринимательской деятельности было существенно дополнено выдающимся австрийским экономистом Йозефом Шумпетером. Он отмечал, что предприниматель — это новатор, человек, способный воплощать новые прогрессивные идеи, двигатель научно-технического прогресса.

Основатель современной теории фирмы, лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. Коуз называет определяющей чертой предпринимателя способность правильно реагировать на изменения экономической конъюнктуры, делать выбор и принимать эффективные решения в условиях неполной (ограниченной) информации.

Следовательно, предприниматель — это человек, который, создав собственное дело, реализует на практике новые идеи, рискует и берет на себя ответственность за принятые управленческие решения.

Деятельность любого предпринимателя подчинена цели получения прибыли. Размер прибыли отражает успешность организованного предприятия.

Развитие предпринимательства приносит обществу неоспоримые выгоды. Они заключаются, прежде всего, в том, что:

  • предприниматель может достигать своей цели, только наиболее полно удовлетворяя потребности потребителей, иначе, созданный продукт не будет реализован;
  • предприниматель заинтересован в уменьшении издержек производства и продажи, экономном использовании производственных ресурсов, поэтому он стремится совершенствовать технологии и тем самым способствует техническому прогрессу;
  • предприниматель показывает лучшие результаты в условиях социальной и политической стабильности, поэтому он заинтересован в партнерских отношениях с правительством, профсоюзами, потребителями и тому подобное.

Стремясь сделать прибыль как можно больше, предприниматель может прибегать к различным способам его получения. Иногда ими становятся и способы, противоречащие интересам общества, потребителей и наемных работников. Поэтому актуальным является вопрос о сочетании противоречивых интересов. Проявления противоречий интересов предпринимателя и других экономических субъектов можно иллюстрировать примерами.

Пример 1. Цены на некоторые товары, обеспечивающие более высокую доходность, побуждают предпринимателей производить их, несмотря на то, что они могут иметь низкую или даже отрицательную общественную полезность. В частности, такую ​​полезность имеют алкогольные напитки, сигареты, фильмы, пропагандирующие насилие и агрессию и тому подобное.

Пример 2. Предприниматели могут быть заинтересованы в сохранении энергозатратных производств и технологий, которые вызывают загрязнение окружающей среды, если затраты на очистные сооружения и новые технологии уменьшают доходность.

Пример 3. Предприниматели всегда ищут пути минимизации налоговых платежей, хотя налоги являются источником поддержки социально уязвимых слоев общества и финансирование общегосударственных проектов.

Пример 4. Чтобы ускорить реализацию продукции или услуг, предприниматели могут предоставлять ложную или неполную информацию о них в рекламе. Это вредит интересам потребителей.

Пример 5. Предприниматели могут выбирать такие способы экономии на издержках, как ухудшение условий труда, рост ее интенсивности без изменений заработной платы. Это вредит наемным работникам.

В цивилизованных обществах найдены инструменты гармонизации (согласования) интересов предпринимателей, общества в целом, потребителей, наемных работников. Наиболее влиятельными инструментами являются:

  1. законодательство, которое, с одной стороны, охраняет окружающую среду, нравственное и физическое здоровье нации, гарантирует общественно признанный уровень заработной платы и приемлемые условия труда, с другой — защищает частную собственность и исключает чрезмерное налоговое бремя на предпринимателей;
  2. деятельность институтов гражданского общества — объединений потребителей, защитников окружающей среды, союзов предпринимателей, профсоюзов и т.д.;
  3. формирование общественного мнения на основе признания прав и свобод гражданина, права собственности предпринимателя, первоочередности сохранения природной среды и т.д. с участием СМИ, учреждений культуры и образования.

Выдающиеся предприниматели — организаторы новых производств, творческие личности — является богатством отдельных наций и всего мира. Благодаря им меняется образ жизни и общения миллионов людей. Например, основателю и выдающемуся организатору фирмы «Apple» Стиву Джобсу мир обязан тем, что новейшие технологии стали доступными миллионам людей. Перечень продуктов, к созданию которых он был непосредственно причастен, впечатляет. Это — первый персональный компьютер (1976 г.), компьютер Mackintosh (1986 г.), IPod (2001 г.), ITunes (2003г.), IPhone (2007 г.), IPad (2010) г. и iCloud (2011).

Деятельность директора компании Bomis Джемми Вейла воплотилась в успешном проекте под названием «Википедия», начавшемся в 2000 г. Благодаря его реализации значительно улучшились условия обучения и работы для всех, кто нуждается в удобном доступе к обширным базам информации — для школьников и студентов, журналистов и ученых, всех, кто учится и повышает квалификацию.

Виды предпринимательской деятельности и виды предприятий

Деятельность предпринимателя начинается с определения направления деятельности и выбора организационной формы будущего предприятия. От правильности решений в этих вопросах зависит успех дела.

Предпринимательская деятельность может начаться в любой сфере, если в ней существует потребность. По сферам приложения предпринимательских усилий можно выделить четыре основных вида предпринимательства: производственное, коммерческое, посредническое и финансовое.

  1. Производственное предпринимательство связано с изготовлением различных видов продукции и оказанием услуг. Поэтому оно может быть представлено автомобилестроительным заводом, хлебопекарней, строительной фирмой, гостиницей, парикмахерской, образовательным учреждением.
  2. Коммерческое предпринимательство осуществляется в сфере реализации готовой продукции. Оно охватывает предприятия оптовой и розничной торговли — склады, универсальные и специализированные торговые учреждения, рынки и т.п.
  3. Посредническое предпринимательство имеет целью налаживание связей между производителем продукции (услуг) и потребителем. Оно представлено предприятиями, предоставляющими информацию, создающими рекламу, исследующими рынок, дающими консультации.
  4. Финансовое предпринимательство обслуживает движение денег (кредитов), ценных бумаг, страхования рисков. В нем заняты банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансово — кредитные организации.

Человек становится предпринимателем, создав предприятие. Каждое предприятие является частью большого целого, которое называется национальной экономикой. Предприятия можно классифицировать и исследовать, опираясь на различные признаки (критерии).  Рассмотрим важнейшие критерии классификации и группировки предприятий:

1. По форме собственности:

  • частные;
  • коллективные;
  • государственные.

2. По масштабу (размеру):

  • большие;
  • средние;
  • малые.

3. По организационной форме:

  • единоличные;
  • партнерства;
  • корпорации.

4. По цели деятельности:

  • прибыльные;
  • неприбыльные.

Выше представлены четыре признака, по которым каждое предприятие можно отнести к определенной группе, в частности: по форме собственности, организационной форме, масштабу, цели деятельности.

Упомянутые признаки можно применять одновременно, и тогда отдельное предприятие оказывается носителем четырех признаков. Например, предприятия розничной торговли, как правило, бывают частными, единоличными, малыми, прибыльными.

Следующая статья цикла — Форма собственности предприятий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.