Тосканская архитектура, эпоха раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески (1377—1446 г.)

Каждый из известных болee или менee архитекторов XV века представляет своей деятельностью один из элементов преобразования средневекового искусства, но самым значительным по силе таланта и сознательной инициативе этого преобразования был, поистине гениальный, Филиппо Брунеллески (1377—1446 г.), который первый возвел в принцип нового искусства формулу слияния античных традиций с цивилизацией своего времени или искал, по выражение Гегеля, «примирения идеала с действительностью». С первых же великих работ своих он становится истинным основателем стиля раннего Возрождения в архитектуре.

В юности Брунеллески получил свое художественное образование в мастерской золотых дел мастера и пополнял его затем теоретически и практически в течении всей жизни. Как скульптор он выказал свои дарования участием в 1402 г. на конкурсе бронзовых дверей для церкви Сан-Джиованни Батиста, на котором он со своим другом, скульптором Донателло, был признан равно достойным с Лоренцо Гиберти. Последнему было отдано предпочтете только потому, что названные художники сами отказались от первенства в пользу молодого Гиберти (который был годом моложе Брунеллески).

В первых годах XV века Брунеллески начинает свою практическую архитектурную деятельность и сразу задается мечтой увенчать куполом недостроенный собор Санта Mapия дель Фьоре во Флоренции. Отправляясь в Рим для пополнения своих знаний в архитектуре, он кроме заветной мечты о куполе для этого собора поставил себе и другую задачу, — изучить формы древнего искусства для применения их к современным строительным потребностям!

В Риме он вместе с Донателло отдается кипучей деятельности, — производит раскопки, изучает все оставшиеся сводчатые и купольные античные постройки и особенно купол Пантеона, продумывает способы кладки стен, их связи, инструменты, необходимые при работах, устройство лесов, приемы возведения без подмостей купольной кладки, что особенно важно было для его цели, придумывает сам приспособления для работ и способы подняли тяжестей и т.д. В то же время Брунеллески не менее ревностно изучал декоративную часть древних сооружений, усваивая гармоничные их пропорции, вычерчивая круглые, квадратные, восьмиугольные и базиличные храмы, бани, арки и особенно кирпичные сооружения и зарисовывая всевозможные архитектурные детали.

Купол Пантеона в Риме
Купол Пантеона в Риме

Здесь, между прочим, понял он различие римских ордеров и сущность их применения в композициях. В 1406 г. Брунеллески возвратился во Флоренцию и обдумал постройку купола, который уравновешивался бы на высоте собственной тяжестью и конструкцией. Никому не показывая своего проекта, он предложил его флорентийскому правительству. Много усилий должен был затем потратить Брунеллески, которого сограждане за смелую идею его проекта называли сумасшедшим, много интриг пришлось побороть при этом прежде, чем ему удалось восторжествовать над соперниками, представлявшими проекты купола или с упорными арками, или с массой железных связей, или на особых пилонах.

В 1420 г. правительство флорентийской республики созвало знаменитейших зодчих всех европейских государств на консультацию по этому вопросу, и здесь-то, наконец, проект Брунеллески был принять к исполнению, как единственный возможный из всех представленных. Ему же поручено было его выполнение.

Несколько раз  Брунеллески побывал еще в Риме и, сделавшись величайшим практическим архитектором своего времени, он, с поразительными талантом, уверенностью, знанием и предвидением всех возможных случайностей, исполнял в продолжение всей остальной своей жизни великолепный купол. Он сделал его двойным, так, чтобы наружный купол предохранял от повреждений внутренний, с ходом на фонарь между ними, и придал куполу стрельчатую восьмигранную форму, как более подходящую к ранее воздвигнутой части собора и в конструктивном, и в чисто архитектурном отношении.

Санта Mapия дель Фьоре - La Cattedrale di Santa Maria del Fiore - Собор Святой Марии в цветах
Санта Mapия дель Фьоре

Купол этот так грандиозен и, вместе с тем, так легко устремляется к небу своей мощной и стройной, как башня готического собора, массой, прекрасно вяжущейся с очертаниями нижележащих частей собора, что Микеланджело говорил о нем: «трудно сделать столько и нельзя больше». Купол Санта Марии дель Фьоре быль закончен строителем в 1434 г., фонарь же построен хотя и по рисункам Брунеллески, но уже после его смерти, в 1456 г., архитектором Джульянода Майяно (1432—1491 г.). Постройка купола была самой замечательной из всех работ Филиппо Брунеллески и настоящим украшением архитектуры Тосканы. Купол этот является первым и до сих пор грандиознейшим примером больших купольных построек своего времени, первым помещенным на барабане; вместе с тем, здесь впервые было применено величественное купольное расположение, преобладающее над всей долевой частью церкви и свободно связывающееся как с нею, так и с крыльями креста и их капеллами. Это важнейшее произведение раннего Возрождения и, в то же время, самая национальная постройка Италии, навсегда положившая здесь конец готическому стилю в архитектуре храмов.

Собор Санта Mapия дель Фьоре
Собор Санта Mapия дель Фьоре

Как возведением соборного купола, так и другими, одновременно исполнявшимися, постройками церквей, капелл, дворцов, вилл, лож и т.п., Брунеллески вполне сознательно и определенно создавал новый стиль Возрождения, которому затем уже ревностно подражали ученики его, разносившие новые формы по всей Италии. Примечательно то обстоятельство, что Брунеллески, при всех своих разносторонних познаниях строительного дела и декоративных римских форм, сумел в своих произведениях сохранить полную самостоятельность, что особенно возвеличивает его, как основателя стиля раннего Возрождения, в сравнении со столь же учеными, но менее самостоятельными основателями стиля высокого Возрождения.

В 1420 г. богатое флорентийское семейство Пацци обратилось к Брунеллески с предложением построить монастырь к югу от церкви Санта Кроче. В прекрасной капелле Пацци, построенной им во дворе монастыря, он воскресил центрально-купольную систему в форме греческого креста, которая в средние века применялась почти исключительно для крестилен. По его примеру, форма центрально-купольных церквей сделалась вскоре любимой и быстро распространилась зодчими Возрождения.

Капелла Пацци, Флоренция
Капелла Пацци, Флоренция

Около 1421 г. Брунеллески начал сооружение известной во Флорении Лоджии дельи Инноченти, но, будучи в то же время вызванным в Милан герцогом Филиппо Mapиa, поручил руководить работами своему ученику Франческо делла Луана. Во Флоренции же, отчасти самим Брунеллески, отчасти по его рисункам, возведены две церкви, в которых он возвратился к простой базиличной форме; это церкви Сан Лоренцо и Санто Спирито.

Лоджии дельи Инноченти, Флоренция
Лоджии дельи Инноченти, Флоренция

Сан Лоренцо построена около 1423 г. в форме таврового плана (78 м. в длину и 30 м. в ширину) с трехнефной долевой частью и однонефной поперечной, окруженными четырехугольными капеллами и с куполом без барабана на квадратном основании. Это пример ранних базиличных церквей Возрождения с колоннами и плоской крышей над средним нефом. План замечателен тем, что во всех частях его последовательно выдержана схема квадрата.

Базилика Сан Лоренцо
Базилика Сан Лоренцо
Базилика Сан Лоренцо
Базилика Сан Лоренцо

Церковь Санто Спирито начата была в 1433 г. Нефы-хоры и трансситея образуют правильный латинский крест (длина 87 м., ширина 49 м.) со сплошным ходом вокруг клироса и поперечной части. Тройное нефовое деление долевой части церкви образуется двумя рядами колонн. Против междустолий расположены полукруглый ниши. Они образуют капеллы, принадлежащим некогда знаменитейшим флорентийским фамилиям, по указанию которых начата была как самая церковь, так и примыкающей к ней монастырь, общей план которого приписывается также Брунеллески. Церковь была окончена после смерти последнего, так что работы ее принадлежат разным авторам. Так, восьмиугольную ризницу, могущую служить примером восьмиугольных церковных сооружений этого времени, построил Симоне Полайоло, прозванный Крошка, (1457-1508 г.) в 1493 году, а вестибюль, ей предшествующей, исполнил Андреа Контуччи, прозванный Сансовино (1460 — 1529 г.). К сожалению, эта церковь, как и предыдущая, лишена фасада, который часто в церковных постройках того времени оставлялся на конец работ по возведению здания и затем, по разным обстоятельствам, иногда не достраивался целыми веками.

Базилика Санто-Спирито
Базилика Санто-Спирито

Минуя другие церковные и гражданские постройки Брунеллески, сохранившиеся только частями, остановимся еще на его великолепных дворцовых сооружениях. В 1440 г. богатый флорентинсюй аристократ Лука Питти, желая построить дворец для Козимо Медичи, поручил Брунеллески составить проект величественного дворца, для сооружения которого богатые пожертвования текли со всех сторон. Суровый и мощный в своих простых массах, дворец этот(180 м. в длину и 38 м. в вышину) был доведен Брунеллески лишь до высоты 2-го этажа, и затем, вследствие политических событий, приостановлен. Питти так поссорился с согражданами, что даже рабочие покинули его постройку. Дворец был продолжен и закончен лишь в 1568 г. флорентийским скульптором и архитектором Бартоломео Амманати (1511-1592 г.), которому принадлежит и сооружение его двора. Впоследствии дворец переделывался многими зодчими, так что в настоящем своем виде он только отчасти является произведением Брунеллески.

Дворец Питти, Флоренция
Дворец Питти, Флоренция

Во Флоренции же находятся дворцы Гуаданьи и Николини, несколько похожие друг на друга по своим архитектурным формам. Оба они иногда приписываются Брунеллески, хотя это еще требует подтверждения. Оба дворца имеют хорошие пропорции; недостатком дворца Николини однако является не центральное положение дверей, вызванное четным расположением окон вышележащих этажей. За то несомненно, что самим Брунеллески выполнен прелестный дворец Кваратези во Флоренции.

Палаццо Гуаданьи
Палаццо Гуаданьи

В 1430 г. Козимо Медичи поручил Брунеллески составить проект дворца, но проект этот был сделан с таким широким размахом архитектурного замысла, что Козимо побоялся не столько издержек на постройку, сколько недовольства сограждан строительством столь дорогого и великолепного сооружения. Он предпочел более простой и более подходящий к духу самого Козимо проект, составленный Микелоццо Микелоцци (1396-1472 г.), лучшим учеником Брунеллески, также скульптором-архитектором по профессии, который в своем произведении счастливо сочетал местный рустичный стиль с классическими деталями. Прекрасный фасад этого дворца (67 м. длины, 24 м. высоты) имел большое значение для последующих дворцовых работ, так как он является первым с законченным развитием рустикального стиля. Значительным недостатком фасада является неправильная разбивка оконных и дверных проемов нижнего этажа по отношению к вышележащим: они расположены на разных осях и несимметрично. Дворец был окончен еще до изгнания Козимо (т. е. ранее 1433 г). В 1659 г. дворец этот перешел к фамилии Риккарди и носить теперь ее имя. Нынешними же владельцами он был увеличен и частично перестроен.

Микелоццо Микелоцци был любимым архитектором Козимо Медичи, и потому последний поручил ему, между прочим, восстановить здание церкви Св. Марка во Флоренции и устроить в ней помещение монашеского общежития и библиотеки. В 1442 г. монастырь был закончен и освящен папой Евгением IV. Для того же Козимо Медичи Микелоццо построил дворец Кафаджуоло в Муджелло, теперь значительно измененный. Остатки его работ заключают в себе дворец Торнабони (ныне Корси) и некоторый другие здания во Флоренции. Микелоццо был назначен после смерти Брунеллески руководителем работ по собору Санта Mapия дель Фьоре и, вообще, подобно своему гениальному учителю, имел большое влияние на последующих архитекторов раннего Возрождения.

Один из самых красивых частных дворцов во Флоренции это дворец аристократической фамилии Строцци, заложенный в 1489 г. архитектором Бенелетто ла Майяно (1442-1497 г.). Фасад его, олицетворение силы и величия, быль доведен им на высоту двух этажей, окончен же и завенчан уже впоследствии архитектором Симоном Полайоло (Кронака), которому принадлежит также постройка двора этого великолепного здания. Дворец Строцци может служить образцом архитектуры тосканских дворцов, которая в Италии уже в средние века достигло известной системы, теперь же доведена была до полной законченности, связанной единством плана и всей вышележащей его надстройки.

План помещений тосканского дворца XV века разбивался обычно вокруг более или менее значительного внутреннего четырехугольного двора, образующего середину дома. Двор со всех сторон окружался крытым проходом на колоннах или столбах с арками и сообщался непосредственно с вестибюлями и лестницами (с довольно крутыми еще ступенями). Над крытыми проходами во дворе в верхних этажах надворных фасадов располагались коридоры, в которые уже выходили жилые помещения. Часто в подобных дворцах делался еще другой двор поменьше, для хозяйственных надобностей. В тосканских постройках замечательно также, вообще характерное для дворцов раннего Возрождения, тесное соотношение между планом и фасадом в распределении оконных и дверных проемов.

Не менее дворца Строцци интересен расположенный также во Флоренции изящный дворец Гонди, начатый в 1490 г. архитектором Джульяно да Сангалло (1443-1517 г.) для богатого негоцианта Джульяно Гонди, смерть которого остановила работы и заставила уменьшить сооружение относительно первоначально предположенного проекта. По расположению плана видно, что середина дворца должна находиться там, где нынешний дворец оканчивается, откуда можно заключить, что размер дворца предполагался почти вдвое больше построенного. Двор и лестницы тоже пришлось изменить. То же соображение невольно приходить на мысль и при рассмотрении фасада дворца, на котором угловая дверь соответствует предполагавшейся средней. Иначе трудно объяснить такое грубое расположение дверей, особенно в столь безукоризненном произведении, каждый профиль и деталь которого ясно свидетельствуют об огромном даровании автора.

Палаццо Гонди, Флоренция
Палаццо Гонди, Флоренция

Ему же принадлежит построенная во Флоренции в 1480 г. церковь Санта Mapия Магдалена де Пацци. Это однонефное сооружение с плоской крышей, имеющее с каждой стороны по шесть глубоких капелл.

Санта Mapия Магдалена де Пацци
Санта Mapия Магдалена де Пацци

Из непосредственных учеников Брунеллески, кроме Микелоццо, во Флоренции еще работали Лука Фончелли (1430—1495 г.), исполнивший несколько работ по проектам своего учителя и бывший одно время главным мастером по постройке собора Санта Mapия дель Фьоре, знаменитый зодчий Леон Баттиста Альберти, основатель стиля высокого Возрождения, Антонио Манетти и другие.

Помимо Флоренции тосканская архитектура раннего Возрождения пышно расцвела также в Сиене. Здесь много прекрасных работ приписывалось прежде многосторонне одаренному Франческо ди Джиорджио Мартини (1439—1502 г.), который был зодчим, архитектором, живописцем и военным инженером. Так, ему приписывали прекрасный дворец Пиколомини, начатый в 1469 г. для Джакомо Пиколомини, что явствует из надписи, помещенной над архивольтом главной двери, дворец Спаннокки, построенный около 1472 г. по его рисункам, с деталями, схожими с таковыми же на дворце Пиколомини, и очень легкой и изящной работы Лоджии дель Папа, начатую в 1460 г. для папы Пия II. Последнее сооружение может служить примером ложи, которые строились в это время около дворцов для собраний нотаблей по вопросам политики, науки и искусства. Лоджия дель Папа была построена для семьи Папы Пия II. Вся она исполнена из мрамора, была украшена живописью и представляет собою галерею, открытую с трех сторон пятью арками и выходящую вперед фасадом из трех арок. Боковые одноарочные фасады заканчиваются мраморными скамьями. Однако, есть предположения, что указанные работы (а может быть, только проекты) принадлежать не Франческо ди Джиорджио, а флорентинцу Бернардо Росселино (1409—1464 г.).

Лодже дель Папа, Сиена
Лодже дель Папа, Сиена

Одно из ранних произведений самого Франческо ди Джиорджио это простой кирпичный, украшенный терракотой, дом, бывший Бартали, во Флоренции, построенный им для Карла Бартали в 1460 г., — пример экономной, но изящной постройки частного дома того времени.

Из других построек раннего Возрождения, принадлежащих тосканским школам, упомянем еще некоторые. В Ареццо в конце XV в. городская община поручила Бенедетто да Майяно построить церковь Мадонна делле Граше, находящуюся в сообщении с монастырем. Церковь интересна тем, что ей во всей ширине ее предшествует одноэтажный портик. Очень хорош фасад этой церкви с изящной в высшей степени и роскошной орнаментацией. В Перуджии флорентийский зодчий и скульптор Агостино ди Гуччо построил около 1462 г. небольшую церковь Бернардинского братства.

В Неаполе Джульяно да Майяно приписывают Tpиyмфальную арку короля Альфонса Аррагонскаго в Кастелло Нуово, начатую в 1442 г. и законченную в 1471 г. Над ее богатой, пластичной отделкой трудились лучшие скульпторы эпохи Возрождения, как-то: Исайа да Пизо, Андреа Доменико Ломбардо, Франческо Аццара, Паоло Романо, Сильвестро и Андреа дель Аквила и Дезидерио да Сеттиньяно (автор великолепного монумента Карлу Марзуппини в церкви Санто Кроче во Флоренции). Вероятнее, однако, что Джульяно принадлежит не эта арка, а так называемый Порта Капуана (1484-1535 г.), так как известно, что Джульяно приехал из Тосканы в Неаполь лишь в 1481 г.

Tpиyмфальная арка короля Альфонса Арагонского
Tpиyмфальная арка короля Альфонса Арагонского

В Риме много работал известный архитектор флорентийской школы Баччио Пинтелли. Здесь он построил церковь Санта Агостино с изящным куполом, послужившим впоследствии вместе с куполом Пантеона, образцом для храма Святого Петра. В 1471 г. папа Сикст IV поручил Пинтелли постройку церкви Санта Mapия дель Пололо. Обе эти церкви в долевой части состояли из трех кораблей с капеллами. Перекрыты они крестовыми сводами. В Санта Агостино концы креста закруглены, над Санта Mapия поставлен восьмиугольный купол. Около 1473 г. им построена Сикстинская капелла в Ватикане прямоугольной формы (41 м. длины и 13 м. ширины), а около 1487 г. церковь Санта Mapия  делле Паче. В Урбино дворец, начатый далматинцем Лущаном Лаурина для Федериго II, продолжен был тем же Баччио Пинтелли в 1468 г. Он является лучше других сохранившимся примером архитектуры городских дворцов раннего Возрождения. В Прато Джульяно да Санталло около 1485 г. построил одну из совершеннейших центрально-купольных церквей с главою над греческим крестом; это церковь Мадонна делле Карчери. Кроме вышеуказанных, много и других флорентинцев разошлись к концу XV века по разным городам Италии и своими произведениями разнесли всюду архитектурные формы нового искусства.