Общественно-политические течения 19 века

Консерватизм, либерализм и социализм — общественно-политические течения, сложившиеся в 19 веке, которые пытались объяснить и обосновать изменения, происходившие во время перехода от традиционного общества к индустриальному, также называемого промышленным переворотом.

Консерватизм

В исторической литературе существует несколько вариантов объяснения термина «консерватизм». Вот некоторые из них:

  1. консерватизм (от лат. conservo — «охраняю», «храню») — теория, практика, которая пытается совместить прогресс в обществе с сохранением традиционных ценностей — семьи, правопорядка, труда, морали, патриотизма, закона и тому подобное. В экономике консерватизм защищает принцип протекционизма;
  2. консерватизм — совокупность различных идейно-политических течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны: приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и норм, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического развития;
  3. консерватизм является философией стабильности как условия нормального функционирования общества, уважения традиций, связи поколений (поколений), подражания традиционным добродетелям и ценностям бытия;
  4. консерватизм, в отличие от либеральной или социалистической идеологии, никогда не был политическим учением, скорее, это склад ума, чувств, образ жизни.
Эдмунд Берк

Идеология консерватизма сформировалась как реакция на ужасы Французской революции (знаменитый памфлет Эдмунда Берка, 1790 г.). Кроме Берка, вклад в становление консерватизма сделали французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Элемент Меттерних (1773-1859).

Консерваторы стремились сохранить существующие традиционные формы власти, основы правления. При этом следует отметить и тот факт, что они не отрицали необходимости реформ, но не радикальных, а умеренных и постепенных. В целом консерватизм характеризовался следующими чертами: то, что можно не менять, менять не надо; мудрости предков и мудрости обычая нужно отдавать предпочтение перед индивидуальным самовольным решением и суждением; любые действия должны оцениваться не по немедленными последствиями, а с отдаленной перспективой.

Человек, по мнению консерваторов, несовершеннен, и поэтому существование идеального общественного порядка невозможно. Однако в правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже в несовершенном обществе, улучшение. Консервативные партии выступали за неизменность и укрепление главных «основ общества» — семьи, правопорядка. Они имели поддержку наиболее обеспеченных слоев общества — предпринимателей, землевладельцев, высшего чиновничества, а также части крестьянства.

Либерализм

Либерализм (от лат. либер — «свободный») — это общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и свободы предпринимательства. Либерализм предпочитает конституционный порядок, а не абсолютизм; местное самоуправление, а не централизацию власти; свободу личности, а не полицейский надзор. Провозглашает отмену сословных привилегий, равномерное распределение налогов. Либерализм является противником ограничений свободы торговли и свободы труда. Главный принцип либерализма: никто не может быть выше другого по своим правам. Личная свобода базируется на экономической независимости, которую обеспечивают неприкосновенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция.

Либералы выступали в защиту прав и свобод личности, права частной собственности, частного предпринимательства, свободы совести и политической деятельности. Одной из основных доктрин либералов было осуждения государственного вмешательства в сферу бизнеса и торговли. По их мнению, государство должно ограничиваться функциями обеспечения правопорядка, обороноспособности и защиты страны, но не вмешиваться в ее экономическую жизнь.

Либералы стали влиятельной политической силой в США, Великобритании и некоторых европейских странах. Их социальной опорой, прежде всего, были предприниматели, часть интеллигенции, рабочих, служащих. Они стали последовательными сторонниками социальных реформ, направленных на улучшение жизненного уровня населения, ликвидации угрозы революционных потрясений. Такую политику, получившая название либерального реформизма, поддерживали довольно широкие круги общественности как в европейских странах, так и в США.

Главными политическими ценностями либерализма были и остаются идеи правового равенства граждан, договорной природы государства, политического плюрализма (от лат. «Множественный») и конституционализма.

К видным представителям либерализма относились: британский философ Джереми Бентам (1748-1832), французский публицист Бенжамен Констан (1767-1830), британский философ Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Социализм

Промышленный переворот привел к коренному изменению в социальной структуре европейского общества. Одной из самых многочисленных слоев общества становятся наемные рабочие, которые, в отличие от ремесленников и крестьян, не обладали средствами производства. Существуя только за счет продажи своей рабочей силы на рынке труда, наемные рабочие были постоянной жертвой цикличности рыночной экономики. Потеря работы означала потерю любых средств к существованию как для них самих, так и для их семей. Поэтому стремление обеспечить относительные гарантии своей социальной стабильности породило массовое рабочее движение, идеологией которого стал социализм (от франц. — «общественный») — учение о модели справедливого общества (термин «социализм» употреблялся с 1830-х годов.). Первые теоретические обоснования построения такого общества сделали британский философ Роберт Оуэн (1771-1858) и французские философы Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Сен-Симон (1760-1825).

Социализм представлял собой совокупность теорий, которые утверждали не только желательность, но и возможность ликвидации буржуазных порядков и установления нового общества, где будет достигнуто социальное равенство людей. По вопросу о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного (реформаторского) и сторонников насильственного (революционного) путей. Несмотря на эти различия, общим для создателей социализма было глубокое идейное убеждение, незыблемая вера в светлое будущее человечества.

Социалисты стремились к замене буржуазного общества новым обществом социальной справедливости — социализмом, в котором будет ликвидирована частная собственность на средства производства и его результаты, где власть будет принадлежать трудящимся и будет действовать принцип «от каждого по способностям и каждому — по труду». Социальной опорой социалистов были наемные рабочие, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь и интеллигенция, часть служащих.

Социал-демократическое движение

Социал-демократия — общее название социалистических партий, возникших во второй половине XIX в. в разных странах; идеологическая и политическое течение, которое выступает за внедрение идей социализма во всех сферах жизни.

Эдуард Бернштейн

В 1899 г. немецкий социал-демократ Э. Бернштейн (1850-1932) опубликовал книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», в которой подверг критике некоторые принципиальные положения марксистской доктрины. Анализируя новые тенденции индустриального развития, он пришел к выводу о ложности марксистского положения о дальнейшем обеднение пролетариата и наличии предпосылок для построения социалистического общества, а также недооценки марксистами возможностей государственного регулирования товарно-рыночной экономики и значение реформ для прогрессивного развития общества. Бернштейн одним из первых дал развернутое обоснование социал-демократической идеи.

Карл Маркс

В отличие от К. Маркса он считал невозможным завоевания политической власти пролетариатом, который не достиг уровня политической и нравственной зрелости, чтобы управлять общественными процессами, взять на себя всю полноту государственной власти. Переход к социализму может произойти не в результате революции, которую Бернштейн считал «признаком варварства», а только через социализацию капитализма. Ближайшими целями рабочего класса он считал борьбу за экономические и политические права.

Бернштейн предпочитал общество, в основе развития которого является потребительская и производственная кооперация, при которой ни один класс не имеет привилегий. Чтобы достичь такого положения в обществе, нужен определенный уровень сознания граждан — умение жить по законам, контролируя свои страсти. Ведь демократическая форма правления предполагает высокую степень не только свободы, но и ответственности всех. Для социализма как движения характерно гуманистическое отношение к человеку труда, его потребностей и интересов. Бернштейн считал, что между социализмом и демократией нет противоречий. Отсюда и название его концепции — «демократический социализм».

Социал-демократия выступала за права человека, свободу слова, печати, самостоятельность профсоюзного движения, существования правового государства. Со временем лозунги дополнились требованиями улучшения качества жизни, экономической демократии, самоуправляющегося социализма.

Социал-демократы выступали за участие в парламентской деятельности. Основным методом своей политики считали реформу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.