Переход к индустриальному обществу

Особенности развития индустриального общества

Наиболее характерной чертой экономической жизни ведущих европейских стран (Великобритании, Германии, Франции), США и Японии во второй половине XIX — начале XX в. стало формирование индустриального общества. Прежде всего это означало создание такой структуры хозяйства, при которой доля промышленного производства превышала бы долю производства сельскохозяйственной продукции.

Рекламный плакат «Orient Express»

Так, мировое промышленное производство в течение 1871-1913 гг. выросло почти в пять раз (особенно большими темпами развивалась тяжелая промышленность), производительность труда выросла на 40%, а объем торговли — почти в четыре раза.

Завершение промышленного переворота сопровождалось процессами урбанизации и пролетаризации. Использование наемного труда охватило не только производство, но и строительство, транспорт, сферу услуг, сельскохозяйственное производство. В 1914 году численность мирового пролетариата составляла 70 млн.

Огромное влияние на развитие общества в конце XIX — начале XX в. имели научно-технические открытия и достижения.

Конец XIX — начало XX в. — это эпоха стали. Она использовалась в производстве локомотивов, рельсов, строительстве мостов, многоэтажных домов, сельскохозяйственных машин. Появляются новые источники энергии — нефть и электричество. В 1903 году Орвилл Райт впервые поднял в воздух летательный аппарат с двигателем. Полет продолжался 12 секунд, самолет оторвался от земли примерно на три метра.

Важное техническое значение имело появление новых типов двигателей, сконструировали немецкие конструкторы Н. Отто (1876) и Р. Дизель (1897). Эти высокоэкономичные двигатели, работающие на жидком топливе, довольно скоро стали использовать Г. Даймлер и К. Бенц (Германия, 1886) в своем первом авто, братья В. и А. Райт (США, 1903) -в первом самолете, компания Клозе -Шульце (Германия, 1912) — в первом дизельном локомотиве.

Паровоз первого лондонского метро

Первые автомооили оулы очень похожи на конные экипажи. Самый автомобиль сконструировал в Германии Карл Бенц. Бензиновый двигатель заставлял вращаться задние колеса. Максимальная скорость этой машины составляла 16 км/ч. Сначала большинство людей пренебрежительно относилось к автомобилям. Они считали их грязными, шумными и к тому же опасными для жизни людей и лошадей. Кроме того, в течение многих лет после изобретения приобрести автомобиль могли только очень состоятельные люди.

В конце XIX в. европейские страны осуществляют между собой связь с помощью телеграфа. В 1866 году была налажена кабельная связь с США. В 1888 г. первый Восточный Экспресс соединил Париж с Константинополем, а в 1904 г. было завершено строительство Транссибирской магистрали.

Первая трамвайная линия длиной 2,5 км была построена в 1881 г. близ Берлина, вагон с 20 пассажирами двигался со скоростью 30 км/ч. В Российской империи первые трамвайные линии были построены в Киеве (1892), Нижнем Новгороде (1896), Москве (1899). Первый метрополитен был построен в Лондоне в 1863 г., Движение поездов в нем осуществлялся с помощью паровых двигателей. Впоследствии были открыты метрополитены в Будапеште (1896) и Париже (1900).

Монополизация экономики

Быстрыми темпами происходила концентрация производства и капитала, возникали монополии (хозяйственные объединения, которые контролировали рынок сбыта товаров, сосредоточивая в своих руках финансовые, материальные ресурсы и научный потенциал).

Основными видами монополий на тот период были: картели (объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого заключают соглашение о разделе рынков сбыта и цен и сохраняют свою собственность на средства производства и продукцию, имеют коммерческую самостоятельность) синдикаты (объединение предприятий, производящих однородную продукцию, сохраняя за участниками собственность на средства производства и производственную самостоятельность, а вместо коммерческой самостоятельности произведенная продукция реализуется через специальную контору) тресты (предприятия, входящие в одну организацию, лишены производственной и коммерческой самостоятельности, произведенная продукция реализуется через специальную контору) концерны (объединения ряда предприятий различных отраслей хозяйства — торговых фирм, банков, транспортных компаний, находящихся под единым финансовым контролем).

В Германии преобладали картели и синдикаты, в США — тресты и концерны, в России — синдикаты.

Из соглашения о создании нефтяного треста «Стандарт Ойл» (1882 г.)
«… Участники этого соглашения обязуются и договариваются между собой, каждый принимая во внимание обоюдное обязательство и соглашение о других, о нижеследующем:
1. По самой возможности должна быть основана в каждом из дальше указанных штатов соответствующая их законам корпорация, а именно в штатах Огайо, Нью-Йорк и Пенсильвания, Нью-Джерси; однако вместо создания новой корпорации можно воспользоваться для этой цели любыми имеющимися уставом или организацией, если это будет выгодным и удобным.
2. Задачи и полномочия указанных корпораций должны заключаться в том, чтобы добывать, производить, очищать нефть и торговать ею и ее продуктами, а также материалами, применяемыми в этих производствах, и вести другие торговые дела, связанные с ними. Всякого рода другие задачи и полномочия должны включаться в различные уставы отдельных корпораций по усмотрению лиц, ищущих утверждения, или же, когда того потребует закон, то вышеперечисленные полномочия могут быть сокращены и ограничены …
6. Уполномоченные должны избираться владельцами синдикатных паев, список которых ведется в книгах уполномоченных, могут голосовать лично или через представителя и имеют по голосу на каждый пай … ».

Формирование индустриального общества сопровождалось изменением роли банков, которые из посредников превращаются в монополистов, распоряжающихся почти всеми денежными капиталами и большой долей средств производства и источниками сырья в своей и других странах. Так возникал финансовый капитал с его мощной экономической верхушкой, начинала играть важную роль не только в экономическом, но и в политической жизни общества, подчиняя себе весь государственный аппарат и направляя в своих интересах его внутреннюю и внешнюю политику.

Для машинного производства XIX в. с господством свободной конкуренции типичным был вывоз товаров. А для индустриального общества с господством монополистического производства характерным явлением становится вывоз капитала, особенно в отсталые страны, где остро не хватало собственных средств, а сырье, рабочая сила, земля были значительно дешевле. Только в течение первых 13 лет XX в. капиталовложения ведущих государств выросли вдвое. Вывоз капиталов отмечался неравномерностью. Ведущее место в этом процессе принадлежало Великобритании. На 1900 год размер внешних инвестиций составил в Англии — 20, во Франции — 10, в Германии — 5 миллиардов долларов.

Формирование мировой системы хозяйства на основе установленных связей между промышленными центрами и регионами вывоза капиталов и товаров становится признаком утверждения индустриального общества.

Еще одним характерным признаком индустриального общества было появление международных монополий и транснациональных корпораций (например, массового производства), которые делили между собой мировые рынки сбыта и производства товаров. Так, в 1907 было заключено соглашение о разделе мирового рынка и сотрудничество между монополистическими объединениями — «Общей электрической компанией» (США) и «Общим обществом электричества» (Германия). Финансовые группы Дж. Рокфеллера и Ротшильдов поделили между собой «керосиновый рынок» мира. Этот передел происходил в острой борьбе и не всегда соответствовал территориальным границам, уже сложившимся между ведущими государствами.

В конце XIX — начале XX в. завершился процесс становления индустриального общества в странах Европейского континента и в Северной Америке. Эти страны составляли зону ускоренного индустриального развития, тогда как страны Восточной и Юго-Восточной Европы, включая Россию, а в Азии — Японию, составляли зону развивающихся стран, догоняющих передовые индустриальные страны.

Тенденции общественно-политического развития индустриального общества

Конец XIX — начало XX в. характеризовался значительными изменениями, которые произошли в политическом развитии ведущих стран Европы, США, Японии: революционную эпоху меняет процесс эволюционных изменений политических систем. В политической жизни этих стран ведущую роль начинают играть реформы. Такая тенденция развития была прежде всего следствием процесса консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, принципов парламентаризма и парламентских систем, расширение избирательного права, формирования устойчивых общественно-политических течений и партий.

В конце XIX — начале XX в. основные общественно-политические движения (консерватизм, либерализм, социализм) оформились как соответствующие политические партии. В центре политической борьбы возникают конфликты между рабочими и предпринимателями. Главными лозунгами демократической оппозиции были: установление 8-часового рабочего дня, требование политических прав и свобод, избирательного права и создания надежной системы социальной защиты.

К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов в обеспечении социальных и политических прав рабочих. Почти во всех странах были созданы профсоюзы и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в пределах II Интернационала, основанным в 1889 г. на замену первого Интернационала (1864-1889 гг.).

Важное значение для демократизации общества имело ослабление роли церкви, отделения ее от государства и светской власти, секуляризация (от лат. — «светский») общественного сознания, утверждение принципов светского образования и светского воспитания.

Изменения мировоззренческих ценностей человека и его психологии, утверждение духа предпринимательства, рационализма, индивидуализма и прагматизма — еще один признак индустриального общества. Внедряется система общего образования. Зарождается массовая культура. Эти составляющие культурной жизни являются важными чертами индустриального общества.

Демонстрация суфражисток в Вашингтоне

Меняется положение женщины. В конце XIX — начале XX в. в Великобритании разворачивается движение — суфражизм — за предоставление женщинам равных с мужчинами избирательных прав. В 1867 г. после попытки внести во Второй Билль о реформе положения о всеобщем избирательном праве начали создаваться сообщества, которые агитировали за распространение избирательного права на женщин. Однако суфражистки не преуспели в своих попытках убедить в этом членов парламента.

В 1903 году Эмилия Пенкхорст основала Общественный и политический союз женщин, который, в отличие от исключительно мирных методов суфражисток, допускал применение насильственных средств, в том числе демонстраций, срывов дебатов в Палате представителей и публичных собраний, а также уничтожения имущества. После неудачной попытки принять в 1911 г. закон о предоставлении женщинам избирательных прав суфражистки все чаще стали прибегать к насильственным методам, а оказавшись в тюрьмах, устраивали голодные забастовки. Однако это лишь оттолкнуло от них умеренных сторонников.

Формирование мировой системы хозяйствования на основе экспансии европейского капитала нередко осуществлялось насильственными методами. На рубеже ХIХ-ХХ вв. завершился процесс создания колониальных империй, самой большой и богатейшей из которых была британская. Важной предпосылкой такого положения Великобритании стало ее господство на морях. Ни одно государство мира не могла даже сравниться с ее военно-морской мощью. Однако такое положение вызвало недовольство Германии, которая быстрыми темпами догоняла «владычицу морей» и требовала своей части колониальных владений.

Таким образом, на конец XIX — начало XX в. в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира для защиты и завоевания мирового первенства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.