Бактерии

Бактерии питаются исключительно неорганическими соединениями; таких, однако, сравнительно немного, большинство их живет на органических веществах, мертвых или живых. Руководствуясь этим, мы легко найдем нужный нам материал на каком-либо органическом настое или осадке. Начнем с того, что нам всего ближе.

Бактерии зубного налета

Только идеально здоровые и идеально часто содержимые зубы свободны от зубного налета. Постоянная влажность, высокая температура, обилие пищевых запасов, все это делает полость рта вместилищем, где размножение бактерий идет чрезвычайно быстро. Уже один из первых микроскопистов, А. Левенгук, в 1783 г. описал и зарисовал этих врагов человека.

Возьмем концом препаровальной иглы немного беловатого налета с одного из собственных зубов, ближе к его основанию, положим в каплю воды на предметное стекло и надавим покровным стеклом или даже немного разотрем его движением последнего. Рассматривая этот препарат, при наибольшем имеющемся у нас увеличении, мы, по всей вероятности, увидим все главнейшие формы бактерий.

Наиболее многочисленные, в большинстве случаев, будут микрококки: очень мелкие, видимые как точки, шарообразные клеточки, иногда склеенные студенью в более или менее крупные скопления, «зооглеи». Затем несколько более крупные продолговатые клетки Bacterium, палочкообразные формы Bacillus, волнисто изогнутые Spirillum sputigenum и, наконец, слегка спиральные Spirochaete dentium. Многие из них могут оказаться подвижными. Основные формы бактерий даны в таблице XVI.

Чтобы лучше рассмотреть все эти организмы, возьмем немного налета на покровное стеклышко, накроем его каплей раствора метиленовой сини и, взяв стеклышко пинцетом за край каплею кверху, осторожно подсушим препарат на пламени спиртовой лампочки. Когда капля высохнет и слизь, покрывавшая бактерии, приклеит их к стеклу, смоем водою избыток краски и рассмотрим препарат в капле глицерина. Бактерии окрашиваются сильнее окружающей их массы, и теперь очень резко выделяются на общем фоне препарата.

Другой препарат необходимо подвергнуть действию лода. При этом более крупные палочки — Bacillus maximus buccalis — окрасятся в синефиолетовый цвет, благодаря присутствию в них гранулозы, мелкие же спириллы и микрококки в золотистояелтый цвет белковых соединений. При этом многие из более длинных нитей и палочек, давших реакцию на гранулозу, оказались состоящими из 4—10 клеток, это Jodococcus vulgaris. Кроме бактерий, в зубном налете обращают на себя внимание еще клетки плоского эпителия десен и шарики муцина из слюны.

Бактерии с шелухи гороха, особенно бактерии масляно-кислого брожения

В чашку с хорошо прокипяченной водой бросим 20—30 горошин так, чтобы они были совершенно покрыты водой, и защитим их от свободного доступа воздуха. JTjcnne, если горошины будут лежать друг на друге в 2—3 ряда. При затрудненном доступе воздуха горошины все-таки набухнут и прорастут, но правильно расти не будут, а довольно быстро, примерно на третий день, загниют, и жидкость между ними помутнеет и покроется пленкою, зооглеи. Самая жидкость должна пениться, так как брожение идет при осахаривании крахмала следующим образом: С6Н1206 = С4Н802 + 2С02 + 2Н2, с выделением свободной углекислоты.

Капля такой жидкости, перенесенная в препарат, даст картину массы движущихся перитрихиальных бактерий, а более старые пленки — бактерий со спорами. Своевременно испытать окраску по Грамму, которая состоит в том, что препарат обрабатывается раствором генцианвиолета в анилиновой воде, а затем раствором йода в йодистом калии. Последующая обработка спиртом покажет, окрасился ли данный микроб.

По всей вероятности, в этом примере мы будем иметь дело с типичной маслянокислой бактерией — Clostridium butyricum. Можно получить и более чистую картину брожения, вызываемого этой бактерией. Для этого в большую 2 литровую колбу помещают овсяные отруби, заливают их водой и затыкают горло колбы ватной пробкой. Все это нагревается до кипения, чтобы убить споры грибов; по охлаждении опускают на дно колбы кусочек корки с «русского» или «швейцарского» сыра. Через сутки брожение уже делается заметным, выделяются крупные пузыри газа, а в жидкости появляется масса бактерий, под влиянием которых крахмал отрубей осахаривается, сахармальтоза инвертируется с образованием глюкозы, а последняя распадается на масляную кислоту, углекислоту и водород.

Бактерии навозного настоя

В стеклянный цилиндр кладем на дно 100 г свежего лошадиного навоза и наливаем 2 л воды. Через несколько дней, быстрее или медленнее, этот настой даст богатую флору бактерий!

Здесь мы найдем очень крупные палочки, движущиеся довольно медленно, и спириллы нередко со спиралью в несколько оборотов, движущиеся быстрее. Движения спирилл как бы ввинчивающиеся, так как поступательное движение их осложняется вращательным вокруг продольной оси их тела.

Не довольствуясь ягавыми бактериями, рассмотрим еще препарат в капле йода, а также препарат, подсушенный на покровном стеклышке над пламенем спиртовой лампочки и окрашенный метиленовой сипью, и тогда зарисуем их.

Окраска ресничек или жгутиков производится тем же путем, как описано выше для сенного бацилла. При удаче легко убедиться, что жгутики у спирилл собраны пучками на концах клетки. Погречески пучок — «лофос», откуда и обозначение этого типа распределения ресниц, как «лофотрихиальный».

Пигментные бактерии

Нарезают сырой картофель ломтями и помещают их в двойную стеклянную чашку или в пробирку, которую затем затыкают ватой. Далее подвергают нагреванию в текучем пару. Получается питательная среда, совершенно обеспложенная и достаточно влажная для поддержания жизни. Затем ломтики картофеля засевают, перенося на их поверхность едва заметное количество бактерий помощью предварительно проведенной через пламя платиновой иглы. Источником заражения служит старая культура Bacillus prodigiosus.

После посева придется подождать несколько днрй, пока не разрастутся кровавокрасные колонии бактерий. При исследовании оказывается, что колонии эти слагаются из неокрашенных палочек, а красный пигмент аморфно накопляется в окружающей их среде, являясь как бы отбросом. Пигмент, называемый продигиозином, растворим в спирту и содержит азот, но изучен он еще мало. Бактерии, выделяющие пигменты около себя, называются пигментными, тогда как бактерии, протоплазма которых окрашена, под это обозначение не подходят.

Чудодейственный бацилл назван так потому, что он появляется иногда как бы сам собою на белом хлебе, при чем суеверные люди принимали его неоднократно за капли крови. Впрочем, более старые культуры отличаются неприятным запахом, обнаруживающим их происхождение.

Простерилизированными, как указано в этом примере, пластинками картофеля можно воспользоваться и для выделения бактерий из воды, воздуха, почвы и пр. Для заражения из воздуха стоит только на минуту открыть чашку или пробирку и снова закрыть ее.

Для заражения из воды наливают на картофельную пластинку несколько капель испытуемой воды так, чтобы они растеклись возможно равномерно. Через несколько времени появятся небольшиепятна, различной окраски и формы, это колонии бактерий, развившиеся, может быть, каждая всего из одной особи. Последующие пересевы на новые стерильные ломтики позволяют получить культуры только одного вида бактерий; такие культуры называются чистыми культурами.