Христианский культ

Храм и богослужение

Храм, продуманный и совершенный по воплощению, является одним из центральных символов христианской культуры. По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть средоточие «всех красот вселенной»; это литургический образ мира, где потустороннее становится посюсторонним, смысл сходит во всякий предмет и Бог воплощается в человека.

Алтарь — самая нарядная часть храма. Его украшают золотом, резьбой, в католических храмах — также скульптурой. В алтарь ведут три двери, расположенные в предалтарной преграде: посередине иконостаса расположены царские врата, слева от них — северные врата, справа — южные. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, изображающих Спасителя и Богоматерь, архангелов и святых, ветхозаветных патриархов и главные события новозаветной истории.

Интересно, что в некоторых храмах под нижним ярусом, почти над самым полом, можно увидеть изображения античных философов. Подразумевается, что они, не зная Иисуса Христа, внутренне стремились к его познанию, а иногда даже давали о нем пророчества (Сократ, Платон, Вергилий и др.).

Главное христианское богослужение — литургия. Ее смысловым центром является таинство евхаристии, в которой Христос предстает в двойном аспекте — как Бог, которому возносится жертва, и как жертва, приносимая за грехи мира. Вся церковь, Земная и Небесная, включается в литургическое действо. Участники мистерии символизируют небесные силы в их «великом и страшном» служении, а храмовые иконы и распятия мистически соединяют горний и дольний миры.

Словесная часть литургии облечена в напевно-мелодическую форму. Основные литургические песнопения сложились в глубокой древности. В I веке уже существовало антифональное пение и евхаристическая молитва; позднее появились «Святый Боже…», «Символ Веры», «Единородный Сыне…» и другие молитвы. Антифон — это песнопение, исполняемое двумя хорами попеременно: вначале правым клиросом, затем лепим. Такое исполнение впервые было благословлено Игнатием Богоносцем после того как тот, согласно легенде, услышал звучание ангельских хоров, славивших Триединого Бога.

В католических церквях богослужения совершаются но латинскому обряду. Официальный ритуал Римско-католической церкви был принят на Тридентском соборе (1545-1563 гг.) и модифицирован папами Пием X и Пием XII, а позже закреплен Вторым Ватиканским собором в конституции «Sacrosanctum concilium» (1963 год). Последний документ разрешает проведение литургий на национальных языках, использование не только органа, но и других музыкальных инструментов и т. д.

Церковные таинства

Понятие таинства, чуждое другим религиям, существует только в христианстве. Таинство выходит за пределы обряда: обряд соединяет «земной» и божественный меры символически, таинство — реально. Важнейшие из христианских таинств — крещение (в котором умирает «ветхий» человек и рождается бессмертное существо, предназначенное ко спасению) и евхаристия, или причастие (вкушение хлеба и вина, мистически пресуще-ствленных в Тело и Кровь Христа, ради соединения верующего со Христом — чтобы Христос «жил в нем»). Это так называемые евангельские таинства, то есть непосредственно установленные Спасителем.

Православие и католицизм признают еще 5 таинств:

миропомазание (в ходе которого христианин получает мистические дары Святого Духа);

покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов);

рукоположение (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить верующих, но и власть совершать таинства);

брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Ефес. 5:22,32);

соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти).

Совершение таинств отвечает христианским представлениям о высоком назначении человека, включая его телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению.

Наряду с таинствами в христианской церкви совершаются и другие действия, сообщающие благодать. Это освящение икон и крестов, воды, хлебов, другой пищи и т. д., а также отпевание умерших и пострижение в монашество.

Иконопочитание

Предание относит создание первых икон к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Наиболее древние из сохранившихся изображений относятся к катакомбной живописи. В катакомбах — лабиринтах пещер, предназначенных для погребения усопших, — первые христиане спасались от преследования властей. В окрестностях Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии были построены целые подземные города, в которых коридоры с погребениям и располагались друг над другом в несколько этажей. Этот особый мир был для христиан и церковью, и мартирием (постройкой над могилой мученика), и кладбищем. Степы катакомб покрывала роспись, здесь горели факелы, а через луминарии — отверстия в потолке — проходил дневной свет.

Первые христианские живописцы использовали сюжеты и художественный язык античности, однако фигуры божеств приобретали новый, иносказательный смысл. Например, образ Психеи мог обозначать христианскую душу, а песнопевец Орфей — Христа. Спасителя изображали и как юношу-пастуха, Доброго Пастыря. Пальмовая ветвь, атрибут императорского величия, означала райское блаженство; голубка с оливковой ветвью символизировала душу, якорь — надежду на спасение в вечной жизни.

В культовом искусстве Византии и других православных стран икона стала ведущим жанром. Особого расцвета достигла культовая живопись на Руси, где в течение XIII-XVI вв. возникло целое созвездие ярких национальных школ. В странах Западной Европы икона оказала значительное влияние на искусство, но в период Возрождения была вытеснена живописью и скульптурой.

Создание иконы — это не только трудоемкий и длительный процесс, требующий мастерства и знаний иконописного канона, но и священный ритуал. Прежде чем приступить к работе, иконописец молится и постится, и тогда священный образ является ему, проступая на иконе. Задача художника состоит только в том, чтобы помочь иконе «раскрыться». Работая над изображением, мастер последовательно воспроизводит этапы акта творения мира, созданного Богом за семь дней. Первым на иконе появляется свет (фон), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., и, наконец, проступает лик человека. Последний этап — покрытие иконы олифой, что рассматривается как аналог обряда елеопомазания.

В 730 году император Лев III Исавр запретил культ икон, и в византийской религиозной жизни начался период иконоборчества (иконоклазма). Эдикт о запрете икон появился под давлением малоазийского духовенства еврейского происхождения, для которых было естественным воспринимать изображение человека как грех. Противники икон доказывали, что Бог неизобразим, поскольку безмерно превосходит скромные возможности человеческого восприятия. Художник, рисующий Бога в Его земном обличье, вынужден разделить надвое Его божественную сущность и ограничиться изображением тела, то есть впадает в злейшую ересь.

Иконоборчество нашло поддержку только у части верующих. Когда иконоборцы попытались уничтожить в Константинополе чтимую икону Христа, они были растерзаны толпой. В ответ начались казни иконопочитателей.

В 843 году иконопочитание было торжественно восстановлено при поддержке императрицы Феодоры, вдовы императора Феофила. Это событие отмечается православной церковью в первое воскресенье Великого поста («Торжество Православия»),

Иконоборческие периоды были и в истории западной церкви, в частности в эпоху Реформации. Особенно близки идеи иконоклазма кальвинизму.

Почитание святых

Христиане почитают святых — людей, прославившихся праведностью, подвижническим служением церкви и Богу и т. д. Культ святых продолжал, в переосмысленном виде, эллино-римскую традицию почитания героев, что способствовало успеху распространения христианства среди язычников. Поклонение святым было узаконено в IV веке двумя поместными соборами, и в том же веке церковные писатели (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский) создали ряд произведений в защиту культа святых. Часть духовенства вела энергичную борьбу против нововведения, доказывая, что оно вносит в христианский культ элемент многобожия. Победила другая точка зрения: 7-й Вселенский собор (787 год) объявил анафему всем отказывающимся от почитания святых. Утверждая культ святых, богословы ссылались на сказанное Христом: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня» (Матф. X, 40). Таким образом, почитание святых, начиная с апостолов, понимается как поклонение Христу в образе его верных слуг.

Первые христиане избегали эпитетов sanctus, sanctissimus — возможно потому, что слово sanctus часто употреблялось в языческих надписях, которым церковь не хотела подражать. Вместо названия «святой» (sanctus) при имени почитаемого лица писали: dominus, domina (возможно, в значении «мученик», «мученица»).

Первоначально отдельные христианские общины имели своих святых, позднее введение нового культа стало происходить централизованно. К лику святых причислялись мученики, пострадавшие за веру, подвижники, служители церкви, включая пап (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (Борис и Глеб, Владимир Святославич, Александр Невский и др.) и государи (Карл Великий, французский король Людовик IX и др.).

Мартин Лютер и другие идеологи Реформации отвергли почитание и призывание святых, считая, что их посредничество отдаляет верующих от Христа, подобно тому как здесь, на земле, члены церковной иерархии отдаляют христиан от Бога. Протестанты видят в почитании святых унижение заслуг Иисуса Христа — единственного ходатая между Богом и людьми.

Христианские праздники

Литургический календарь

В православии главным христианским праздником считается Пасха. За ней следуют т. н. двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы:

21 сентября — Рождество Богородицы;

27 сентября — Воздвижение Креста Господня;

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы;

7 января — Рождество Христово;

19 января — Крещение Господне;

15 февраля — Сретение Господне;

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы;

19 августа — Преображение Господне;

28 августа — Успение Богородицы;

за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье);

40-й день после Пасхи — Вознесение Господне;

50-й день после Пасхи — День Святой Троицы (Пятидесятница).

В католическом церковном календаре выделяются 5 основных периодов:

1) адвент (рождественский пост) — с последнего воскресенья ноября до 25 декабря;

2) рождественский период — с 25 декабря (Рождество) до 2 февраля (Сретенье);

3) предпасхальный великий пост;

А) пасхальный период (с пасхального воскресенья до дня Сошествия Святого Духа;

5) «рядовое время», для которого не предусматривается каких-то специальных правил поведения.

Иисусу Христу посвящено 14 праздников, Богородице 10. Из праздников, посвященных Хриcту, половина совпадает с православными. К числу других относятся дни Тела Христова (празднуется в четверг после Троицы), Святого Сердца Иисуса (4 июля), Христа-Царя (последнее воскресенье октября) и др.; к числу торжеств в честь Богородицы — праздник Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря). Существуют также обязательные и необязательные дни памяти святых и местные церковные праздники, отмечаемые поместными церквями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.