Элифас Леви

Элифас Леви (1810-1875) заложил основу современного оккультизма. Его настоящее имя — Альфонс-Луи Констан. Он стал священником, но вскоре разочаровался в ортодоксальной вере и покинул монастырь. В Англии Леви познакомился с Эдвардом Бульвер-Литтоном, автором авантюрных романов, получившим «звание» худшего писателя в Англии. Леви был отличным популяризатором и до сих пор является объектом поклонения у сторонников и оккультизма.

Рисунки и тексты Леви стали основой для воззрений Елены Блаватской, Алистера Кроули и многих других. Одна из его главных работ -книга «Учение и ритуал высшей магии», охватывающая магию Индии («Веды»), Египта, Ассирии и всемирной истории.

Магические инструменты. Иллюстрация выполнена Элифасом Леви

Элифас Леей, французский оккультист, писатель и маг.

Наугольник и циркуль образуют основный символ франкмасонов.

Колдовской круг черных инвокаций Леей — необычный и непонятный символ, в котором используются знаки христианства и черной магии.

Элифас Леви, а впоследствии под его влиянием члены Герметического ордена Золотой зари составили новое толкование каббалы. Так, в сочетании с другими эзотерическими идеями, была создана герметическая каббала, где сефирот были аспектами астрального магического мира инициации.

Леви верил в существование астрального света, власть над которым позволяла контролировать все сущее. Он хотел использовать эту власть на людях — подобно тому, как в месмеризме загипнотизированного человека заставляли поверить, что у простой воды появляется разный вкус.

На подробных иллюстрациях, сделанных Леви, изображены горящая пятиконечная звезда и печать Соломона (Леви считал, что они могут сковать непокорных духов). Пентаграмма Леви содержит символы гнозиса, оккультные фигуры и каббалистические ключи к пророчествам.

Леви также изобразил инструменты, необходимые для церемониальной магии, — лампу, меч, кинжал и жезл. О жезле нельзя говорить, а обращаться с ним следует очень осторожно. Лампа «несет» несколько символов: шестиконечную звезду; Уробороса (змея, который пожирает свой хвост, — символ регенерации и бессмертия, бесконечности и единства), охватывающего основание лампы; семь знаков планет между парой сфинксов.

Демонические символы были взяты Леви из документа, использовавшегося на суде над Урбаном Грандье, священником, сожженным за колдовство в 1634 году. Его обвинили в том, что он заключил договор с дьяволом, а в качестве доказательства был представлен договор, написанный на латыни задом наперед и подписанный Грандье, дьяволом и разными демонами. Подписи и знаки демонов очень сложные. Конечно, более рациональное объяснение этого документа таково; Грандье, викарий из Лудена, вызывал недовольство Ришелье, написав на него пасквиль. В это же время из расположенного неподалеку женского монастыря стали поступать жалобы на одержимость, обвиняющие Грандье, которого в итоге судили и казнили.

Леви считал, что все вестники зла находятся в северной части неба (это змей (дракон) и два медведя), и рассматривал их как подлинные знаки тирании, грабежа и притеснений, объясняющие, почему Рим постоянно переживал   разрушения   из-за   набегов многочисленных врагов. Если Леви прав, с помощью звезд можно определить многие другие аспекты несчастий, постигших Европу.

Кстати, слово «несчастье» (disaster) в английском происходит от dis + astro, где dis означает «вдали, без», a astro -«звезда» (лат. «astram», греч. «astron»). Таким образом, несчастье — это катастрофа, вызванная неблагоприятным положением звезд. Звезды влияют и на здоровье: например, инфлюэнца (устаревшее название гриппа) — это «влияние» по-итальянски.

Магические символы. Иллюстрация выполнена Элифасом Леви.

Макрокосм и микрокосм, объединенные в печати Соломона и окруженные Уроборосом. Рисунок из «Трансцендентальной магии» Элифаса Леви (1896).

Бафомет, создание Леви.

Современный символ Теософического общества (надпись в круге: «Нетрелигии выше истины»).

Созданный Леви Бафомет (существо с головой козла) нередко считается основным символом черной магии. Но сам Леви, объявив символическим изображением абсолюта, не связывал его со злом. На лбу козла начертана пентаграмма с символом света в верхнем луче. Его руки, указывающие на черную и белую луны, образуют герметический знак — символ милосердного правосудия. Одна рука Бафомета мужская, вторая женская — оба качества объединены в одном символе. Леви говорил, что они подобны рукам гермафродита Хунрата. На поднятой руке написано «solve» («растворяй»), а на опущенной -«coagula» («сгущай»).

Леви говорил, что голова «выражает ужас грешника, чья материально действующая и единственная ответственная часть одна несет наказание, поскольку душа бесчувственна по своей природе и может страдать, только когда воплощается».

Жезл — символ половых органов и вечной жизни. «Человечество символизируют женская грудь и андрогинные руки этого сфинкса оккультной науки».

Леви называл созданный им символ Бафометом Мендеса (Мендес -греческое имя Джедета, египетского бога, имевшего облик барана). Некоторые полагают что Бафомет — это искаженное «Мухаммад». И символика этого знака-образа доказывает, что он не имеет отношения ни к злу, ни к черной магии.

Елена Блаватская и теософия Работы Леви повлияли на Елену Блаватскую (1831-1891), которая рассказывала о своих удивительных путешествиях и знакомстве с восточными оккультными традициями. Она появилась в Нью-Йорке в 1873 году, когда спиритизм был в моде, и продемонстрировала экстрасенсорные способности, в том числе работу медиума, левитацию, ясновидение и материализацию. В 1875 году Блаватская вместе с полковником Генри Олкоттом основала Теософическое общество, где религиозные идеи были объединены с тантрическим буддизмом и брахманизмом. Важная роль, которую играли символы в этом обществе, очевидна уже по его эмблеме.

В круге Уробороса находятся пересекающиеся треугольники (вершина светлого направлена вверх, темного -вниз), которые символизируют дух, нисходящий в материю и вырывающийся из заключения, неразделимость материи и духа или борьбу между светлыми и темными силами. Положение треугольников в круге — символ Вселенной и проявления божества во времени и пространстве. Три стороны и три угла каждого треугольника — это три аспекта духа: существование, сознание и блаженство; а также три аспекта материи: движение, сопротивление и ритм. Созданную фигуру можно рассматривать как шестиконечную звезду — знак творения, духовного и физического сознания.

Анкх — египетский иероглиф, означающий жизнь. В данном случае он рассматривается как «тау» — Т-образный крест, символ материи, увенчанный кругом, символом духа и жизни.

Ом — индуистский символ Абсолюта, первый слог, слово творения. Он напоминает Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1: 1).

В целом эта эмблема обращается к внутреннему восприятию, взывает к сердцу и интуиции каждого человека и представляет собой синтез великих космических принципов, помогающий нам осознать нашу божественную природу.

После смерти Елены Блаватской Теософическое общество раскололось на несколько секций. 

Герметический орден Золотой зари

Элифас Леви оказал огромное влияние и на идеи Герметического ордена Золотой зари, основанного в 1888 году. Его члены считали, что с помощью магии можно управлять силами природы.

Елена Блаватская

Логотип «Веледа», разработанный Рудольфом Штейнером.

Алистер Кроули.

Один из символов ордена Золотой зари.

В орден входили ирландский поэт Уильям Батлер Иийтс и Алистер Кроули. Израэль Регарди, одно время работавший у Кроули секретарем, написал книги об идеях ордена, представляющих собой смесь каббалы, ритуальной магии и позаимствованных из алхимии духовных идей.

В наши дни существуют организации — последователи ордена Золотой зари. Одна из них даже зарегистрировала свой символ в Агентстве по патентам и товарным знакам США. 

Антропософия

В конце XIX века эзотерика разошлась по всему миру. Елена Блаватская поселилась в Индии, но сохранила связи с Европой и Америкой. В Германии и Австрии работали местные теософские общества, которые приветствовали посвященных из Америки и других стран. Рудольф Штейнер, возглавивший теософов Австрии и Германии, интересовался способами стимуляции духовной жизни человека.

Раскол произошел из-за того, что Штейнер был христианином и европейцем и не смог принять неиндуистские концепции Анни Безант, которая в тот период возглавляла индийских теософов. Он считал недопустимым, что Бензант провозгласила своего протеже Джидду Кришнамурти новым мессией, а потому ушел из организации и основал Антропософское общество. Штейнер всегда интересовался символикой и опубликовал четыре лекции об оккультных знаках и символах. Его широкий круг интересов включал духовность, образование и медицину. Он — автор логотипа, который и сейчас используется для серии гомеопатических и лечебных препаратов «Веледа» («Weleda»).