Первые мореплаватели

Первые плавания через океаны были наиболее впечатляющими ввиду огромных трудностей и тягот, с которыми сталкивались капитаны и экипажи их кораблей. Корабли были тесными, неудобными, грязными, хранить еду свежей было негде. Цинга, заболевание, вызванное недостатком витамина С, представляла серьезную проблему. В конце XV в. Васко да Гама потерял две трети экипажа во время плавания к Индии. Цингу можно предотвратить, питаясь свежими фруктами, и капитан Кук не потерял ни одного человека во время второго кругосветного плавания в 1772 г., обеспечив здоровую диету для своей команды. Еще одной проблемой были чрезвычайно ограниченные возможности навигационных приборов. Полинезийцы определяли близость суши по цвету моря, облакам, появлению птиц или просто по запаху. В Европе методы вычисления широты (расстояния от Северного полюса) были доступны еще в 1480-х гг., но определение долготы (расстояние к востоку или к западу) вызывало затруднения вплоть до XVIII в. С тех пор, как маршруты через океаны проложены, отважным мореплавателям приходится искать других приключений, повторяя маршруты древних путешественников, — например, совершив плавание на «Кон-Тики» или в одиночку на яхте.

Колумб

В 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

Корабль Христофора Колумба

«Кон-Тики»

Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли Тихий океан на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.

Кон-Тики

Навигация

Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью «О Жизни в океане«). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.

Навигационные приборы - компас, секстант и хронометр

«Дух Сент-Луиса»

Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа

Портрет капитана КукаПлавания капитана Кука

Англичанин Джеймс Кук предпринял три плавания вокруг земного шара в 1768-1779гг. Он пользовался новыми навигационными приборами, созданными XVII в., чтобы составить карты побережья Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Восточной Австралии. Он открыл много островов в северной и южной части Тихого океана, пересекал Северный и Южный полярные круги. Последнее плавание с целью поиска северо-западного прохода близ Ванкувера оказалось неудачным. На обратном пути Кук сделал стоянку у Гавайских островов, открытых ранее. К ужасу товарищей и экипажа, Кук был убит в неожиданно вспыхнувшей схватке с местными жителями.

Одинокий яхтсмен

Джошуа Слокум стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное плавание на парусном судне. Он покинул Новую Шотландию на маленькой деревянной яхте «Спрей» в 1895 г и вернулся в тот же порт в 1898 г. Плавать в одиночку он продолжал до 1909 г, когда бесследно исчез вместе ссудном.

Чжэн Хэ

Китайский флотоводец XV в. Чжэн Хэ был одним из первых исследователей океана. Он возглавил плавание на джонке от берегов Китая на запад, к Красному морю, к Восточной Африке и на юг, к Индонезии. Океанские джонки его времени были больше любых судов, которые строились тогда в странах Запада.

Корабль Чжэн Хэ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.