Проблемы электронного обучения в высших учебных заведениях

Начнем с того, что такое электронное обучение? Это способ обеспечения качественного получения знаний студентами с помощью информационных технологий.

Почти каждый преподаватель постоянно работает над подготовкой к занятиям, выбором материала, а также ищет лучший способ его подачи и представления на понятном ученику / студенту «языке».

Преподавание на высоком уровне требует многих организационных обязанностей, больших усилий и самоотдачи от преподавателя любой дисциплины. Особенно если это касается специальных дисциплин. Наряду с этим, перед педагогом остро встает проблема выбора между существующих компьютерных программ и электронных технологий наиболее актуальных и необходимых для его профессиональной деятельности. При этом очень важно учитывать и обращать внимание на современные тенденции существующих среди учеников. То есть, каким программным обеспечением они пользуются, какие устройства чаще всего используют и социальные сети сейчас актуальны. Это очень легко выяснить проведя небольшой устный или письменный опрос среди них. Зачем это нужно и почему это важно?

Например, если преподаватель выяснил, что большинство его студентов активно пользуются программным приложением «Telegram», то он легко может зарегистрироваться и предоставлять консультативные услуги студентам в случае необходимости. Или сделать так называемый «чат-бот». Что это такое? Это — своего рода электронный интерактивный справочник, в котором ученик / студент может выбирать ответы на поставленные ему вопросы в виде нескольких вариантов «Да» или «Нет» (или «1», «2», «3» и т.д.). В зависимости от его ответа алгоритм чат-бота выбирает заранее указанные варианты.

Как это работает? Студент заходит в «чат-бот» кружка по ремонту компьютерной техники, который создан для помощи ученикам при диагностировании и ремонте компьютерной техники. Первый вопрос в «чат-боте»: «Включается ли системный блок компьютера с кнопки Power?». Варианты ответа: «Да» или «Нет». Если студент выбирает вариант «Да», возникает следующий вопрос чат-бота: «Слышите Вы одинарный короткий писк динамика компьютера по завершении процедуры самотестирования POST?» И так далее, пока не будет найдена неисправность. Если ученик выбирает вариант ответа «Нет», то «чат-бот» задаст ему другой вопрос: Подключен ли системный блок к сети 220 В? И так далее. То есть, «чат-бот» — это полностью автономное интерактивное средство, которое можно использовать при электронном обучении без участия самого преподавателя.

Хотя электронное обучение прежде всего предусматривает виртуальную среду (ресурсы глобальной сети Интернет), потребность в непосредственном взаимодействии, все же остается. Имеется в виду взаимодействие, когда часть материала студент получает, например на лекционных занятиях или при выполнении лабораторных / практических работ непосредственно от преподавателя, а другую часть — в свободное от занятий время (например от «чат-ботов» Telegram).

На пути к внедрению электронного обучения, преподаватель сталкивается с главной проблемой, которая может свести на нет всю суть данного вида обучения. Ближе к старшим курсам, студенты все реже выполняют самостоятельную работу, очень мало читают и фактически не занимаются саморазвитием, все больше и больше предпочитая общению со сверстниками в социальных сетях, разного рода мессенджерах и чатах. Поэтому возникает важный вопрос — каким образом заинтересовать студентов в самостоятельном обучении, и еще и в свободное от занятий время? Как их «оторвать» от общения в социальных сетях и заставить учиться?

Ответ на этот вопрос — это мотивация студентов к саморазвитию, углубление их знаний в различных сферах жизнедеятельности и самое главное — появление и воплощение желания получить профессиональные знания и навыки, а не просто диплом. Тем более, что это происходит с помощью современных компьютерных и мобильных технологий, а это всегда вызывало интерес со стороны студентов и старших курсов в том числе. Этому также может способствовать и регистрация преподавателей в тех же социальных сетях, в которых общаются студенты и наладка отношений «преподаватель-студент» непосредственно в виртуальном пространстве для помощи в обучении.

Не последнюю роль играет поощрение студентов при обучении. Это могут быть грамоты, сертификаты, благодарности в электронном или напечатанном виде. Практика применения такого метода при изучении дисциплины «Операционные системы» в зарубежных учебных заведениях показала гораздо лучшие результаты в заинтересованности студентов дисциплиной в целом.

Но есть и такие студенты, которых не нуждается в дополнительной мотивировке, потому что они уже нацелены на получение знаний и хотят учиться всеми возможными средствами для своего саморазвития. Они четко осознают зачем им нужны получаемые знания и как их надо использовать непосредственно в процессе обучения. С какими проблемами сталкиваются такие студенты? Главной из проблем — является отсутствие преподавателя при самостоятельном изучении материала в домашних условиях, то есть во время, свободное от занятий. Когда студент самостоятельно изучает новый материал и у него возникают вопросы, на которые он не может ответить, а это затрудняет усвоение материала и его понимания. Для решения этой проблемы, преподаватель может разместить на своей странице в социальной сети и на сайте учебного заведения, методический материал, который будет способствовать быстрому поиску ответов на сложные для студента вопросы — это и лабораторные работы с примерами их оформления; конспект лекций; разработанные преподавателем методические пособия для самостоятельного изучения материала; тестовые задания для самопроверки и обязательно перечень литературы по которой студент сможет получить всю информацию, которая его интересует.

Присутствие преподавателя в социальной сети (мессенджере или чате) при изучении студентом сложного материала, также позволит быстро получить ответ на сложные вопросы, или подсказку в виде ссылки на источник в котором можно получить ответ на тот или иной вопрос. Это, по нашему мнению, существенно улучшит отношение студентов к электронному обучению в свободное от занятий время и будет способствовать их тяге к самообучению.

Но еще одной проблемой на пути студента к саморазвитию, к сожалению являются некоторые преподаватели, которые во время аудиторных занятий полностью нивелируют заинтересованность студента к своей дисциплине, а иногда и к обучению в целом, своими методами обучения и некорректным поведением по отношению к учащимся. Нежелание в свободное от учебы время помогать студентам, мотивируя это тем, что это время им не оплачивается. Поэтому главным путем для саморазвития студента — является саморазвитие преподавателей. Их мотивация к тому, чтобы научить чему-то студента, чтобы заинтересовать его, найти к нему подход, а не просто прочесть материал и на этом закончить. И именно электронное обучение, по моему мнению, помогает как студенту так и преподавателю найти общий язык для решения поставленных задач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.