Магнетизм и электромагнетизм

Стрелка компаса - магнит. Она указывает на северный магнитный полюс ЗемлиМагнетизм — это невидимая сила, притягивающая или отталкивающая железо и сталь. Предметы, создающие эту силу, называются магнитами, а область вокруг них, где действует сила, называется магнитным полем. Проходя по проводу, электрический ток (читайте статью «Электричество«) создает магнитное поле. Это явление называется электромагнетизмом. С его помощью можно создавать мощные магниты — электромагниты и использовать ток для приведения предметов в движение. Северные полюса магнитов, как и южные, взаимно отталкиваются. Северный полюс одного магнита притягивается к южному полюсу другого. Стрелка компаса — магнит. Она указывает на северный магнитный полюс Земли.

Магнетизм

Слово «магнетизм» происходит от названия местности в Турции. В области Магнезия более 2000 лет назад древние греки обнаружили минорат, притягивающий металлы. Этот минерал представлял со­бой разновидность железной руды и был назван магнетитом. Подвешенный на веревке кусок магнетита вращается, стараясь занять положение «север —  юг». Удлиненные куски магнита – магнитного железняка — когда-то использовались как стрелки компаса. Обычно магнит — это металлическое тело, например железное или стальное, обладающее магнитными свойствами и ведущее себя как магнетит. У магнита есть два полюса — южный и северный.

Стальная игла намагничивается, если провести ею по магниту несколько разМеталлы, способные намагничиваться, называют  ферромагнетиками. «Мягкие» ферромагнетики, например железо, лег­ко теряют свои магнитные свойства. Сталь — «жесткий» ферромагнетик; она долго сохраняет магнетизм. Такой магнетизм называют индуцированным. Стальная игла намагничивается, если провести ею по магниту несколько раз. В магнитных веществах содержатся особые группы молекул — домены, т.е. малые магниты. Металл намагничен, если все до­мены направлены в одну сторону. Однако при нагревании или ударе направление доменов меняется случайным образом. Когда ферромагнетик находится в ненамагниченном состоянии, домены в нем направлены случайным образом. При намагничивании домены располагаются так, что их одинаковые полюса становятся направлены в одну сторону.

Магнитное поле — это область вокруг магнита, в которой действуют магнитные силы (подробнее в статье «Силы«). Их величину и направление можно показать с помощью линий магнитной индукции. У Земли также есть магнитное поле. Из-за вращения Земли вокруг своей оси расплавленный металл, содержащийся во внешнем ядре, медленно течет и создает магнитное поле Земли. Многие птицы, в том числе и крачки, ориентируются при своих перелётах по силовым линиям магнитного поля.

Направление линий магнитного поля зависит от направления тока в проводеЭлектромагнетизм

Проходящий по проводу электрический ток создает магнитное поле. Это явление называется электромагнетизмом. Провод, намотанный на железный сердечник, при прохождении тока ведет себя как магнитный брусок. Провод в этом случае называют соленоидом. Направление линий магнитного поля зависит от направления тока в проводе. Если ток идет по часовой стрелке, мы смотрим со стороны южного полюса. Если при взгляде с торца ток течет против часовой стрелки, то это северный полюс. Подробнее можно прочитать в статье: Индукция магнитного поля. Соленоид используется в электромагнитах. Его магнитное поле можно включать и выключать, управляя током. Соленоиды также применяются в микрофонах и громкоговорителях.

Электромагниты

Электромагнит — это магнит, который можно включать и выключать при помощи электрического тока. Чтобы создать электромагнит, нужно обмотать железный сердечник проводом — соленоидом. Железо — это мягкий ферромагнетик, т.е. оно теряет магнитные свойства, когда ток исчезает. На электромагнетизме основано действие релейных переключателей и электрических звонков. Электромагниты используются в проекте скоростного поезда – они установлены на рельсах и днищах вагонов. Их полюса отталкивают друг друга, и поезд зависает над рельсами. Трение уменьшается, и скорость поезда возрастает.

Так устроен мощный электромотор - микромоторЭлектромоторы

При помощи электромагнетизма электромотор превращает электроэнергию в энергию движения. В простом электромоторе имеется плоский проволочный контур — ротор, помещенный между двумя магнитами. Когда по ротору проходит ток, силы электромагнитного поля ротора и магнитных полей магнитов заставляют ротор вращаться. Когда ротор занимает вертикальное положение, коллектор меняет направление тока, что приводит к обращению направления магнитного поля, а значит, и силы, действующей на ротор. Ротор переворачивается. Когда ротор совершает полный оборот, цикл возобновляется. Электромоторы используются в самых разных машинах, от стиральных машин и фенов до игрушечных автомобилей и поездов. Небольшие электромоторы применяются в микрохирургии и в космической технике. Так устроен мощный электромотор — микромотор «Тошиба» диаметр 0,8 мм (слева). Электромагнит создает постоянное магнитное поле. В магнитном поле вращается ротор.

Такое устройство называется дисковым генераторомПроизводство электричества

Английский физик Майкл Фарадей (1791 — 1867) обнаружил, что при движении проводника в магнитном поле в про­воднике возникает ток. Фарадей обнаружил появление тока, вращая диск вблизи магнита. Такое устройство называется дисковым генератором. Генератор, или динамо-машина, — это устройство, превращающее энергию движения в электрическую. Принцип ее действия противоположен принципу действия электромотора.

На электростанциях энергию движения от­дает пар, вращающий турбины. Турбины вращают стержень генера­тора, при этом проволочные контуры вращаются между двумя магнитами. В результате возникает ток, меняющий направление после каждого полуоборота. Такой ток называется переменным.