Тенденции политического развития стран Северной Америки и Западной Европы

Укрепление демократии в странах Запада после второй мировой войны.

После окончания Второй мировой войны, когда мировая общественность узнала о преступлениях нацистского режима, стала очевидна потребность в выработке и внедрении международных стандартов по правам человека. Первым глобальным выражением неотъемлемых прав, которыми наделены все люди, стала Всеобщая декларация прав человека. В 1966 г. ее дополнили актами и протоколами, завершившими Международный законопроект о правах человека, который в 1976 г. получил статус международного права. Провозглашенные им права человека были закреплены международными договорами, национальными конституциями и законами.

Юридическое закрепление прав человека способствовало закреплению институтов и принципов демократии и деятельности государственной власти в странах Запада. Одним из важных проявлений реализации прав человека стали массовые гражданские кампании за отмену каких-либо ограничений и проявлений дискриминации по половому признаку или цвету кожи при реализации избирательного права. В частности, в этот период во всех странах Запада женщины получили право голоса на выборах. В 1948 г. были восстановлены избирательные права женщин в Западной Германии (в 1933 г. нацистские власти лишили женщин избирательного права). В 1944 г. избирательные права получили женщины Франции, в 1952 г. – Греции, в 1968 г. – Португалии, в 1971 г. – Швейцарии, в 1976 г. – Испании. Право на участие в выборах большинством государств предоставлялось с 18-летнего возраста.

В течение почти 40 лет Португалией правил Антониу де Салазар, установивший в стране авторитарный режим. Свергнуть его решили офицеры среднего звена. Переворот был совершен 25 апреля 1974 г. Когда через Лиссабон шли солдаты, жительница города Селеста Сейруш подошла к одному из них и опустила в ствол его винтовки гвоздику. По примеру граждане также начали одаривать солдат красными и белыми гвоздиками. Впоследствии, свержение правящего режима в Португалии получило название «революция гвоздик».

Активно развивались способы прямой демократии. Так, французские избиратели в 1969 г. путём референдума определили политическое будущее президента Шарля де Голля, шведские избиратели 1980 г. приняли решение о закрытии атомных электростанций. В Швейцарии согласно Конституции все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или упразднены всенародным референдумом.

Укреплению демократии способствовало падение авторитарных режимов в Юго-Западной Европе. В 1974 г. был свергнут военный режим в Греции и открыт путь к демократии в результате «революции гвоздик» в Португалии. В 1975 г. после смерти Франко на путь демократического развития стала Испания.

Проявлением укрепления демократии в странах Запада явилось усиление роли гражданского общества. В этот период власти сознательно создавали возможности для проявления его инициативы и способности действенно влиять на политику. Именно активность гражданского общества способствовала разоблачению фактов коррупции и злоупотреблений властью в ФРГ (1962), США (1972), Японии (1976-1983), Италии (1980-1990) и т.д.

Тенденции развития партийных систем.

В послевоенный период претерпела изменения конфигурация партийно-политических систем стран Запада. Политические движения, причастные к установлению тоталитарных режимов и разрешению войны, покинули политическую арену. В большинстве стран сохранилась или была восстановлена ​​партийно-политическая система межвоенного времени. Политические партии, которые образовывались после войны, разрабатывали свои программы, обновляя традиционные идейно-политические направления, отвечающие современным условиям.

Консерватизм как идейно-политическое течение сохранял свое значение и влияние в странах Запада в послевоенный период. Его ведущим течением стал неоконсерватизм, сформировавшийся после Первой мировой войны как ответ на революционные беспорядки в Европе. Дальнейшему развитию этого направления после Второй мировой войны способствовали крах фашизма и нацизма, распад мировой колониальной системы и переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Из-за сотрудничества некоторых консервативных сил с нацистами или неучастия в движении Сопротивления отношение общественного мнения к консерваторам изначально было довольно отрицательным, и им приходилось бороться за возобновление своего влияния. Избежать этого смогли только британские консерваторы. В 1951 г. они вернулись к руководству страной, подчеркивая необходимость сохранения традиций политики Великобритании.

Идеи либерализма по-прежнему занимали важное место в общественно-политической жизни стран Запада. Его принципы были закреплены в государственных конституциях и распространялись на другие политические партии. Да, идеи либерализма восприняла послевоенная социал-демократия, выступавшая главным инициатором социальных реформ. Вариантом проявления либеральной идеологии в это время стал неолиберализм.

Неоконсерватизм — современное политическое течение, приспосабливающее традиционные ценности консерватизма к реалиям постиндустриального общества, определяет правительственную политику и политический курс некоторых ведущих стран Запада в последние десятилетия (например, тетчеризм, рейганомика).

Неолиберализм (новый либерализм) — направление политической и экономической мысли, возникшее в 1930-х гг. и сформировавшееся как идеология в 1980—1990-х гг.

«Экономическое чудо» — образное выражение, используемое в период стремительного экономического подъема некоторых стран и регионов.

Социальное рыночное хозяйство — рыночное хозяйство, в котором принцип свободы рынка совмещается с принципом общественного выравнивания. Его концепцию разработал в 1947 г. германский экономист В. Ойкен.

На либеральные идеи ориентировались в своей политике западноевропейские христианские демократы. Так, неолиберальные принципы в экономической сфере в 1950—1960-х гг. реализовал в немецком «экономическом чуде» христианский демократ, экономист и политик Людвиг Эрхард.

Основой немецкого «экономического чуда» стала теория социального рыночного хозяйства, которое должно было основываться на четырех принципах:

  • свободная конкуренция без монополистических ограничений;
  • право предпринимателей продавать товары и покупать необходимое сырье без ограничений;
  • частная собственность как основа свободной конкуренции и свободы сделок купли-продажи;
  • полная ответственность предпринимателей за результаты их деятельности.

Христианские народные партии в послевоенной западноевропейской политической жизни объединили в своих программах и деятельности консервативные идеи с либеральными принципами в экономической политике. В западногерманском обществе ведущей политической силой стал блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов. Руководящую роль христианских демократов в политической жизни ФРГ, как полагают, обеспечивали неолиберальные идеи социального рыночного хозяйства. При этом лидер немецких христианских демократов К. Аденауэр, возглавлявший 14 лет правительство, был по убеждению консерватором и побеждал на выборах с лозунгом «никаких экспериментов».

Конрад Аденауэр

Социалистическое движение в послевоенных странах Запада сохранило свои позиции. Большинство социал-демократических партий, учитывая опыт СССР, отступили от марксизма. Они выступали за демократический плюрализм, правовое правительство и демократический социализм. Социал-демократы стремились к социальным преобразованиям, но считали, что выполнить их нужно методом реформ. В послевоенное время социал-демократы участвовали в работе правительств 12 стран Запада.

Коммунисты за годы войны завоевали значительный авторитет благодаря участию в движении Сопротивления. Однако в послевоенный период в условиях развертывания «холодной войны» коммунисты Западной Европы превратились в оппозиционную силу.

Особенности партийно-политической жизни в последней трети XX — начале XXI в.

В партийно-политической жизни Запада в последней трети XX — начале XXI в. произошли заметные сдвиги. Под влиянием экономического кризиса, роста безработицы и общественной обеспокоенности будущим произошло возрождение консерватизма. Начиная с 1970-х гг. почти во всех странах Запада набирала силу «консервативная волна», которую олицетворяли неоконсерваторы. В Великобритании старых консерваторов сменили деятели новой волны, возглавляемые Маргарет Тэтчер. Успехи ее правительства положили начало своеобразной цепной реакции в других партиях стран Запада. В Республиканской партии США неоконсерваторов олицетворял кандидат в президенты и будущий президент Рональд Рейган. Во Франции президентом стал неоконсерватор Жак Ширак, в ФРГ эру германского неоконсерватизма основал канцлер Гельмут Коль.

Жак Ширак

Заметные изменения претерпела политика левых партий. Своей главной целью они провозглашали защиту достижений и продолжение борьбы за улучшение условий жизни. Социал-демократы в целом оказались в кризисе. Это было связано с кризисом «государства благосостояния», который после завершения периода экономического роста и начала глобализации экономики имел меньше возможностей обеспечить социальную защиту. При этом падение коммунистических режимов заставили сомневаться в перспективах социализма. Все это побуждало европейскую социал-демократию к обновлению. Под влиянием неолиберализма социализм приобрел черты социал-либерализма.

Коммунистические партии после распада СССР и исчезновения «социалистического лагеря» ослабили свое влияние и оказались в кризисе, из которого ищут пути выхода.

Неолибералы в целом заняли центристскую позицию в политической структуре. Поддержка избирателями либеральных партий была достаточно незначительной.

Обострение экологических проблем привело к появлению многочисленных экологических движений и «зеленых» партий. В 1971 г. возникла международная экологическая общественная организация «Гринпис». В 1985 г. В нее входили представители 15 развитых государств. Первая экологическая партия возникла в 1972 г. в Австралии. Сейчас на Западе действуют сотни экологических партий и групп. Движение «зеленых», как их называют, стало весомым фактором общественной жизни. Акциями в защиту природной среды они увеличивают количество сторонников, а значит, имеют возможность получать места в избирательных органах власти разных уровней.

Интеграционные прогцессы в Западной Европе

Послевоенное восстановление Западной Европы довольно часто нуждалось в согласовании межгосударственных решений. Это послужило толчком к началу экономической интеграции региона. При этом развертывался сложный процесс преодоления давних противоречий между Францией и Германией. Первым значительным шагом на этом пути стало предложение французского руководства объединить угольную и стальную промышленность Франции и ФРГ в управлении единого наднационального органа. В 1951 г. представители Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) заключили соглашение об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Благодаря этому объединению были отменены все ограничения, препятствующие свободному передвижению продукции угольной и сталелитейной промышленности между подписавшими соглашение государствами. Государства Бенилюкса предложили превратить ЕОУС в зону свободной торговли. В 1957 г. было подписано Римское соглашение об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС, Общий рынок) и договор о создании Европейской комиссии по атомной энергии (Евроатом). Так образовались первые формы экономической интеграции шести стран так называемой «Малой Европы».

…Те, кто больше всего ценит доходы и технический прогресс, бессознательно считают, что выход человека на сцену истории отменяет проблему равновесия в прир…Те, кто больше всего ценит доходы и технический прогресс, бессознательно считают, что выход человека на сцену истории отменяет проблему равновесия в природе. С таким же успехом они могли бы считать, что одновременно отменяется закон всемирного тяготения! Равновесие в природе базируется на внутренних связях живого мира и его связях. Это не значит, что человек не должен пытаться склонить чашу весов в свою пользу, но при любых обстоятельствах он должен помнить, что делает, и предусматривать последствия своих шагов… — Из книги американского биолога Л. К. Рейчел «Молчаливая весна» (1962 г.), появление которой считается толчком к возникновению экологического движенияс окружающей средой.

Кризис 1973—1975 гг. побудил государства — участники ЕЭС к объединению усилий по его преодолению. В 1979 г. они образовали единую валютную систему. В 1985 г. страны Бенилюкса, Франции и ФРГ подписали Шенгенское соглашение об упрощении паспортного таможенного контроля между ними. Соглашение вступило в силу в 1995 г.

Успешность функционирования Совместного рынка подтолкнула другие страны Западной Европы к нему: в 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия.

Результатом обсуждения участниками ЕЭС перспектив деятельности явилось подписание в 1986 г. Единого европейского акта, усилившего европейское экономическое и политическое сотрудничество. Этот документ задекларировал будущее создание Европейского Союза.

7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) было подписано соглашение о создании на основе существующих европейских сообществ Европейского Союза (ЕС). Соглашение предусматривало, что у ЕС будут общие органы управления, скоординированная экономически-монетарная и внешняя политика. В 1995 году к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 января 2002 г. появилась общая денежная единица ЕС – евро.

Углубление евроинтеграционных процессов способствовало вступлению в ЕС новых государств. В 2004 г. его членами стали Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Венгрия и Чехия, в 2007 г. – Болгария и Румыния, в 2013 г. – Хорватия.

Сложной проблемой в развитии ЕС стал выход Великобритании из его состава – «брексит». В 2016 г. в Великобритании был проведен референдум, и 51,9% опрошенных поддержали выход страны из ЕС. При этом жители Шотландии и Северной Ирландии высказались преимущественно против, а в Англии и Уэльсе — за. Время покажет, как будут урегулированы отношения Великобритании и ЕС.

Этносоциальные проблемы. Этнонационализм.

В развитии стран Запада иногда возникали этносоциальные проблемы, и власти приходилось их решать. Одна из самых сложных – проблема мигрантов. Разные причины побуждали достаточно значительное количество людей переселяться в страны Запада. Интеграция в среду новых стран приводила к многочисленным культурным, языковым, религиозным и другим проблемам. Власть не всегда прилагала достаточные усилия, и они, как правило, были реакцией на уже существовавшие проблемы.

Этнонационализм – разновидность национализма; в отличие от гражданского национализма (принадлежность человека к нации определяется его гражданством), его сторонники считают, что нацию объединяет общее наследие – язык, религия, традиции, история, кровное родство и т.д.

В этнонациональной политике страны Запада придерживаются принципов этнического плюрализма и мультикультурализма, согласно которым единство нации в государстве предполагает развитие культур всех народов, из которых она состоит, при условии признания ими основных принципов демократической традиции и уважения общегосударственных интересов.

Конечно, вопрос этнонациональных отношений в странах Запада не полностью урегулирован. Переселенцев из других стран не устраивает жесткая иммиграционная политика. Остается сложным вопрос о равных возможностях и доступности для мигрантов престижных профессий. Однако власти демонстрируют стремление решать проблемы, соблюдая демократические принципы для достижения социального мира и политической стабильности.

Во второй половине XX — начале XXI в. в странах Запада происходили конфликты, связанные с проявлениями этнонационализма или этнического национализма.

С конца 1960-х гг. и до 1998 г. продолжалась проблема Ольстера — местные националисты Северной Ирландии, принадлежавшей Великобритании, желали объединиться с независимой Ирландией. их преследовали юнионисты, стремившиеся остаться в составе Соединенного Королевства. Взаимная рознь привела к вооруженной борьбе, в которой погибли более 3,5 тыс. человек. Конфликт завершился заключением Белфастского соглашения 1998 г. По его условиям Северная Ирландия осталась частью Великобритании, но населению края было гарантировано право в будущем большинством голосов решить дело объединения острова. На следующем референдуме соглашение поддержало большинство населения Северной Ирландии и Республики Ирландия.

Крупнейшей провинцией Канады является Квебек, занимающий более 15% территории государства. Проблема Квебека связана с желанием части местных франкоязычных жителей, составляющих 81 % его населения, достичь такого статуса, который позволил бы им сохранить свою национальную идентичность.

В начале 1960-х гг. активность по этому делу проявляла радикальная националистическая организация «Фронт освобождения Квебека», выступавшая за независимость Квебека и превращение его в социалистическое государство. Для достижения своей цели организация совершала теракты и убийства. В 1970-х гг. идея суверенитета и независимости провинции стала достаточно распространенной. Были проведены два референдума — в 1980 г. по суверенитету провинции и в 1995 г. — за независимость. На обоих квебекских сепаратисты потерпели поражение. Однако радикальные силы Квебека не теряют надежды реализовать свои цели.

Сложной проблемой для Испании стала ситуация в Стране Басков. Движение местных этнонационалистов за независимость долгое время, но безуспешно пыталось подавить режим Ф. Франко. Местная сепаратистская организация ЭТА с 1959 г. развернула в крае и за его пределами кампанию по борьбе с испанской администрацией и теми, кто ее поддерживал. ЭТА запретили и объявили террористической организацией, но это не остановило конфликт. Его жертвами стали тысячи человек. Пытаясь урегулировать Баскский конфликт и избежать других конфликтов, в Испании в 1978 г. была принята Конституция, гарантировавшая право автономии для всех регионов и национальностей, населяющих страну. Однако это не удовлетворило этнонационалистические круги Страны Басков, требовавших полной независимости и продолжавших вооруженную борьбу. Одновременно большинство басков одобрительно встретило предоставление властями Испании автономии региона.

Только в 2011 г. ЭТА заявила об «окончательном прекращении своей вооруженной деятельности». Власти Испании объявили, что этот шаг является «победой демократии, закона и разума». При этом обе стороны остались на разных позициях. Испанская сторона определяет Баскский конфликт как «действия террористической организации против правопорядка», а баскская утверждает, что «он имеет политический характер между разными субъектами в Стране Басков». Некоторые испанские политики соглашаются, что «конфликт наследовался от диктатуры Франко, чья жестокость привела к появлению ЭТА. Он недопустим для плюралистического общества и принципов демократии».

Выводы

  • Для политической жизни стран Запада главными стали развитие демократических принципов и их дальнейшее утверждение во всех сферах жизни.
  • Эволюция существующих партийно-политических систем отражала изменения в мировоззренческих предпочтениях и стремлениях населения тогдашних стран Запада.
  • Развертывание процессов экономической и политической интеграции в Западной Европе отражало стремление ее населения видеть «Европу без границ». Это был исторически обусловленный процесс, отвечавший потребностям европейского континента.
  • Этносоциальная проблематика – неотъемлемая составляющая жизни современного западного общества. Умение искать пути гармонизации этносоциальных отношений стало необходимым для развития поликультурного и толерантного западного общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.