Мусульманские обряды

Рождение ребенка

Согласно мусульманским представлениям, Шайтан с нетерпением ожидает появления на свет каждого нового человека, чтобы сбить его с пути истинного. Поэтому сразу после рождения ребенку шепчут в правое ухо азан (призыв на молитву), а в левое — икама (второй призыв на молитву). Затем рекомендуется смазать младенцу губы финиковой массой или любым другим сладким продктам. По истечении семи дней желательно побрить, ребенку голову и раздать щедрую милостыню нуждающимся. Имя ребенку может быть дано уже в день его рождения или на седьмой день. Мусульманам рекомендуется нарекать детей именами пророков (Мухаммед, Иусуф, Ибрахим, Идрис) и ангелов (Исрафил, Рафаэль), а также именами родственников и ближайших (подвижников пророка Мухаммеда (Фатима, Али, Омар, Зеппаб). К предпочтительным мужским именам относятся и имена, в которых присутствует слово «абд» в сочетании с одним из имен Аллаха: Абдулла (раб Аллаха), Абдуррахман (раб Милостивого) и др.

В знак благодарности Богу за новорожденного ребенка желательно, если у родителей есть материальная возможность, на седьмой день после рождения принести в жертву барана. При рождении девочки закалывается один баран, при рождении мальчика — один или два.

Согласно мнению большинства мусульманских ученых, до достижения мальчиком совершеннолетия необходимо произвести обряд обрезания (араб, хитан; общеупотребительное — супнат). Хотя в Коране обрезание не упоминается ни разу, оно неоднократно встречается в сунне и стало одним из главных критериев принадлежности к мусульманской вере.

Брак

Перед заключением брака обязательно устраивается сговор, или сватовство (хитба). Жених самостоятельно или через доверенное лицо делает предложение отцу или опекуну невесты. Тогда же стороны договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене, и других условиях, которые входят в брачный договор. Далее невеста передается в дом жениха, где устраивается свадебное торжество (валима), во время которого оглашается брачный договор и выплачивается махр, полностью или частично. Брак считается свершившимся после фактического вступления мужчины и женщины в брачные отношения (паках). Обязательными условиями брака считаются уплата махра, содержание жены, обращение с ней соответственно общественному положению ее семьи, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей.

Похороны

Хотя похоронные обряды в различных мусульманских странах отличаются друг от друга, можно выделить основные правила, которым следуют практически всюду. Почувствовав приближение смерти, мусульманин должен произнести шахаду («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед — посланник Аллаха»), Если он не может но сделать сам, то шахаду должен кто-то прошептать ему па ухо. Шииты должны читать или слушать 36 суру Корана «Йа син». Перед наступлением смерти мусульманина поворачивают лицом к кибле (в сторону Мекки) затем производится ритуальное омовение умершего, которое обычно совершает специально нанятый человек. После омовения тело одевается в чистую одежду или в особые погребальные одежды, состоящие из пекольких покрывал. Тело шахида, «мучениказа веру», не дают, хоронят такого покой пика в той одежде, которая была на кем в момент гибели, и молитву над покойным не читают.

Погребение должно осуществляться нечетным членом мужчин. Ближайшие родственники кладут тело в могиле так, чтобы лицо покойника было обращено к Мекке. Могила делается по возможности просторной, обычно с нишей  в боковой стене или углублением на дне, чтобы умерший мог сесть при появлении ангелов смерти Мункара и Накира. Для этого также ослабляют погребальные облачения. Все эти церемонии сопровождаются чтением сур Корана. Религиозные авторитеты запрещают как-либо отмечать могилу, хотя широко распространены могильные камни с именем покойного, датами его рождения и смерти, датами из Корана. Поминают усопшего на третий, седьмой и сороковой дни.

Календарь, праздники и особые дни

Отправной точкой мусульманского летоисчисления является хиджра — переселение в 622 году Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину, однако не дата их прибытия в город, а первый день первого месяца того же года, что в переводе на европейский календарь соответствует 16 июля 622 года.

Летоисчисление по хиджре основывается на лунном календаре с длиной года в 354 дня.

Год делится на 12 месяцев: мухаррам, сафар, рабиль-авваль (раби I), раби-ль-ахир (раби II), джумада аль-авваль (джумада I), джумада-аль-ахир (джумада II), раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа.

Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, в нечетных месяцах 30 дней, в четных — 29.

В високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355, добавочный день включается в последний месяц года. В Иране эра по хиджре исчисляется на основе солнечного года с постоянным соответствием дат.

Главными мусульманскими праздниками являются Ид алъ-Адха и Ид алъ-Фитр. Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения — начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжается 3-4 дня. Ид аль-Адха проходит в день завершения паломничества в Мекку, когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении Ибра-хима.

Считается, что не только паломники, но и каждый свободный мусульманин, имеющий средства на покупку жертвенного животного, должен принести в этот день жертву (один человек — одну овцу). Животное должно быть определенного возраста и не иметь изъянов. Обычно треть мяса идет на праздничную трапезу, а остальное раздается неимущим.

Ид аль-Фитр — праздник разговения в честь завершения поста в месяц рамадан — начинается 1-го числа месяца шавваль и длится 3-4 дня. В первый день праздника, как и в первый день Ид аль-Адха совершается специальная праздничная общая молитва. В число ритуалов Ид аль-Фитр входит праздничная трапеза, раз-дама милостыни беднякам, принято также посещать друзей и дарить подарки.

Традиционно считается необходимым в эти дни посетить могилы предков. Люди много времени проводят па кладбищах, часто остаются там на ночь в специальных палатках. Они раздают пищу беднякам, украшают могилы, читают суры из Корана или нанимают человека для чтения.

Ночь на 27-е число месяца рамадан, когда, согласно мусульманской традиции, Мухаммеду было ниспослано первое откровение, отмечается верующими как Лай-пат аль-кадр (Ночь предопределения). Она, как сказано в Коране, «лучше тысячи месяцев». Лайлат аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам молитвы и просьбы.

Но многих мусульманских странах 27-го числа месяца раджаб отмечается праздник Мирадж — ночное вознесение пророка Мухаммеда. Согласно традиции, однажды, когда Мухаммед спал около Каабы, к нему явился ангел Джабраил с крылатым верховым животным Бураком (блистающий, молниеносный), на котором пророк сначала отправился на север и побывал в Хевроне и Вифлееме, а затем прибыл в Иерусалим на гору Мориа. В ночь на 27-е раджаба мусульманам предписано читать Кораи, молиться и пересказывать друг другу предание о чудесном вознесении пророка, а днем 27-го раджаба соблюдать пост, который в ритуальном отношении приравнивается к 60 месяцам поста или 100 ночам поста и 100 ночам молитв.

Маулид — день рождения пророка Мухаммеда — празднуется 12-го раби аль-авваль. Этот праздник, о котором нет упоминания ни в Коране, ни в сунне, долго не признавался многими мусульманскими богословами, объявившими Маулид «нововведением» (бида). Однако со временем тенденция прославления Мухаммеда возобладала и, несмотря на резкую критику, праздник был закреплен как «одобряемое нововведение» (бида хасана).

Первая ночь с четверга на пятницу месяца раджаб имеет название Рагаиб (мечты, желания). Считается, что в эту ночь к пророку Мухаммеду нисходило большое количество ангелов, и Аллах проявлял к своему посланнику большую милость. В эту ночь читаются особые «молитвы даров».

Праздничным днем считается также пятница (джу-ма), когда совершеннолетние здоровые и свободные мусульмане должны собраться в мечети для проведения полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди. Предание гласит, что день Страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что «свет ислама» начал распространяться именно в пятницу. Во многих мусульманских странах пятница является официальным выходным днем.

Мусульманские святыни    

Главным святым местом ислама является мекканская Кааба, расположенная в центре главной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Согласно мусульманским преданиям, первую палатку над «черным камнем» поставил Адам, а собственно Каабу возвел его сын Шис. По время потопа Кааба была поднята в воздух, затем она разрушилась, и, когда Ибрахим поселил в Мекке своего сына Исмаила, Аллах приказал пророку восстановить основание Каабы.

К святым городам относятся также Медина, в которой появилась первая мечеть, и Иерусалим, где находится мечеть Масджид аль-Акса (Отдаленнейшая мечеть) одна из важнейших святынь ислама. Считается, что Масджид аль-Акса была построена на том месте, куда, согласно корапическому сказанию, Мухаммед бы ч перенесен во время ночного путешествия с Джибрилом.

Одной из главных святынь мусульман-шиитов является город Карбала в Ираке, расположенный в 102 км от Багдада. В нем расположена гробница третьего шиитского имама Хусайна, его брата Аббаса и 70 их подвижников, погибших здесь в 680 году в неравном бою с омейядским войском. Шиитами всего мира почитается также город Мешхед на северо-востоке Ирана, в котором находится усыпальница восьмого шиитского имама Али ибн Муссы ар-Риды, скончавшегося в 818 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.