Доктрины ислама

Бог

Аллах — это единый и единственный Бог, творец мира и господин Судного дня. Пророк Мухаммед — посланник Бога. Кратчайший символ веры в исламе гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха!» В Коране постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии Аллаха. Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без его воли и его знания об этом. Он властвует над людьми и опекает свои творения. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинить себя ему, быть покорными, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и полагаться на его волю и милость.

Много раз в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия Аллаха. Он — творец, сотворивший все, что существует в мире, в том числе человека.

Аллах творит вещи своим приказом. Он единственный царь (малик) и судья (хакам) для людей, он воздает людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных сюжетов в Коране — наказание, которое Аллах обрушивал на народы, которые не хотели слушать его посланников и вели себя неблагочестиво. Аллах время от времени избирает из народа своих пророков и посланников, призванных донести слово Аллаха людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммед.

В угодное для себя время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет на суд, где каждому будет воздано за его деяния низвержением в ад (джахаинам) или блаженством в раю (джайна).

Аллах многократно проявлял и проявляет себя людям в своих творениях. Все существующее на свете — это чудо, сотворенное Аллахом, его знамения людям.

Сотворение мира и человека

В основе коранических представлений о сотворении мира лежит значительно измененный библейский рассказ. Аллах творил легко, с помощью слова-приказа, покоясь на своем троне, стоявшем на водной поверхности. В Коране несколько раз повторяется фраза, кратко выражающая суть творения: «Он сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне» (25:59-60). Небо и земля, которые сначала были единым целым, были сотворены за два дня. Небо было создано из дыма, составлено из семи небес. На верхнем был помещен трон Аллаха, а на ближнем — солнце, луна, звезды, «башни» (знаки зодиака), светильники, направляющие путь жизни человека и управляемые Аллахом. Четыре дня творилось все, что находится на земле: от «прочно стоящих» гор до созданного из воды всего живого. Земля, растения, ветры, воды, реки, по паре каждого животного — все это было создано для того, чтобы человек благоденствовал.

Сотворенный Аллахом мир был населен разумными существами — ангелами и джиннами. Ангелы (малайка) — это посланники и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Согласно Корану, они сотворены из огня. Ангелы живут на небесах, охраняют рай, окружают трон и престол Аллаха, поют ему хвалу. Они «нисходят» на праведников, оберегают людей, передают пророкам слова Аллаха, следят за делами людей и записывают совершенные ими дела. Ангелы — участники всех стадий посмертного суда и наказания, хранители и стражи рая и ада.

Ангелы были созданы до человека и пытались отговорить Аллаха создавать Адама. После его сотворения Аллах заставил их пасть ниц перед человеком, что они и сделали, за исключением Иблиса, который был низвергнут за это с небес и обречен на муки ада. Однако Иблис испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда, а сам поклялся вредить Аллаху на Земле и совращать людей: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными» (7:16-17). Для совращения людей Иблис использует злых духов — шайтанов, которые отвлекают сынов Адама от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки. Поэтому другое его имя — Шайтан (как главы всех злых духов).

Джинны, согласно Корану, были созданы из бездымного огня, они имеют воздушные или огненные тела, способны принимать любое обличье и выполнять сложные работы. Джинны обычно враждебны людям. В Коране рассказывается, что Мухаммед был послан Аллахом и к людям, и к джиннам. Часть джиннов, услышав чтение пророком Корана, уверовала и стала распространять ислам. Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом и составляя вместе с шайтанами его воинство. Как и все неверующие, они обречены на муки в аду.

Первого человека Адама Аллах сотворил из праха и «звучащей глины» в качестве своего заместителя на земле. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил над ангелами. Адам жил в небесном саду-раю вместе с сотворенной для него супругой Хаввой. Они имели там все, что только могли пожелать, но им было запрещено есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райски й сад и убедить Адама и его жену, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха. Впервые ощутили свою наготу и застыдились ее, а затем в наказание были низвергнуты на землю. Однако Аллах простил им содеянное и не лишил их самих и их потомков своего покровительства.

Картина мира

Каждому человеку Аллах назначил двух ангелов-хранителей Мункара и Накира, которые ведут учет хорошим и дурным поступкам и после смерти допрашивают человека в могиле о его вере. Праведных мусульман ангелы оставляют в покое, а грешников и неверующих подвергают наказаниям — бьют по лицу и спине, напоминая о муках, уготованных им в аду. Джаханнам, или ад, — это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот. Жертвы джаханнама будут гореть в огне: «А те, которые несчастны, — в огне, для них там — вопли и рев» (11:108). «Мы сожжем их в огне! Всякий раз, когда сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4:59). «Огонь обжигает их лица, и они в ней мрачны» (23:106). Грешники там связаны цепями, «одеяния их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:51). Еда их — с растущего из глубин джаханнам дерева заккум — «плоды его точно головы дьяволов» (37:63). Питье их — кипяток, который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная вода. Еще один вид мук джаханнама — леденящий холод. Разные категории грешников помещаются в разные слои ада. Джаханнам охраняет стража из ангелов, главным из которых является ангел по имени Малик.

Коранический рай, или джанна («сад»), — это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами. Праведники пребывают там в темно-лелепых садах, где «реки из воды не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих» (47:16). Они возлежат, «опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры» (55:76), «на них одеяния зеленые из сундуса и парчи (и украшены они ожерельями из серебра)» (76:21). «Не увидят они там ни солнца, ни мороза, близка над ними тень» (76:13-14). Им прислуживают «мальчики вечно юные» (56:17), подобные рассыпанному жемчугу. «В воздаяние за то, что они делали» (56:23) праведникам даны в супруги черноокие, большеглазые гурии, «девственницы, мужа любящие, сверстницы» (56:35-36), которых «не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:74).

Когда человеку приходит срок умирать, с дерева, растущего у престола Аллаха, падает листок с его именем. Это означает, что в течение сорока дней душа этого человека должна быть отделена от тела. «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены» (32:11). Ангел смерти Израил описывается в предании как существо космических размеров, восседающее на ложе света. У него четыре лица, четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз и языков, число которых равно числу живущих на земле людей. Люди могут поначалу сопротивляться лишению их души, поэтому Израилу часто приходится просить помощи у Аллаха. Души верующих изымаются из тел плавно и безболезненно, души неверных грубо и больно вырываются из груди.

Согласно мусульманским представлениям, окончательная судьба людей будет решена в день Страшного суда (йаум ад-дин), которому будут предшествовать конец света (саа) и воскресение умерших (кийама). Последним искусителем человечества перед наступлением конца света будет Даджжал (обманщик), который появится с востока на огромном осле и будет выдавать себя за настоящего мессию — Ису или Махди. До тех пор он живет прикованный к скале на острове в Индийском океане, и плывущие мимо этого острова люди могут слышать доносящиеся оттуда звуки музыки. После появления Даджжала на земле победят силы зла, с востока придут Йаджудж и Маджудж, которые убьют множество людей, выпьют воду всех больших рек и озер, а затем станут стрелять по небесам. За Даджжалом последуют все неверующие и лицемеры (мунафикун), он сумеет подчинить себе весь мир, кроме Мекки и Медины. Его царствование будет длить 40 дней или лет, а затем из рая спустится Иса, убьет Даджжала и установит на земле царство справедливости.

Потом наступит конец света, воскресение умерших, суд Аллаха над людьми и поселение людей в аду и раю. Ангел Исрафил затрубит в трубу, звезды упадут с неба, моря переполнятся, горы сдвинутся с места, и все люди умрут. По второму гласу трубы все, кто когда-либо жил на земле, оживут и соберутся в одном месте. Они будут долго стоять перед Аллахом, мучительно истекая потом. Затем Аллах начнет допрашивать людей об их поступках, ангелы принесут книги, в которых записаны все добрые и злые дела людей. Потом все грехи и благие дела будут взвешены на весах. Около большого водоема людей встретит пророк Мухаммед, который заступится перед Аллахом за некоторых верующих, совершивших незначительные прегрешения. Все люди должны будут пройти по тонкому, как волос, и острому, как меч, мосту (сират), протянутому над адом. Праведники пройдут по этому мосту «с быстротой молнии», а грешники свалятся с него в ад.

Таков маад (возвращение) — будущая жизнь, или жизнь после конца света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.