Культура Бразилии

Без самбы возникает пустота, которую невозможно заполнить чем-то другим. Она лекарство от наших болей, бальзам на душу. Не существует замены самбе… Отнимите ее у нас, и мы перестанем быть самими собой.

Карлос Кашауа, композитор

Бразилия живет под звуки незабываемого саундтрека, неизменно приятного, часто возбуждающего и почти всегда сопровождаемого танцем. Дли бразильцев музыка — высшее выражение их натуры, а также их истории и культуры Она сексуальна, эмоциональна, религиозна и политична, она самый востребованный экспортный продукт и подлинное сокровище нации.

Ни в чем другом присущее Бразилии смешение разнообразных культур комбинация исконных американских корней, африканских ритмов и порту гальской лиричности — не проявляется столь же ярко, как в ее музыке. Музыка неотделима от политической истории страны и составляет основу ее культуры. Бразилия — единственная в мире страна, где пост министра культуры занимает самый популярный музыкант, Жилберту Жил. И Жил, и автор песен Каэтано Велозу, совместно разработавшие в 60-е годы прошлого века экспериментальную музыкальную форму «тропикализм», в период военной диктатуры были арестованы и высланы из страны.

Обращение к богу

В конце XIX в. получившие свободу рабы из Баии обосновались в фавелах Рио и породили самбу, название которой произошло от ангольского слова «семба», означающего «обращение к богам». Для бразильских выходцев из Африки самба была воплощением наследия их предков, элементом религиозного самосознания, однако первоначально была запрещена по причине мнимой непристойности. Когда самба в сопровождении ударных инструментов стала вплетаться в канву карнавалов, диктатор Варгас решил использовать ее как свидетельство расовой (и социальной) гармонии, и правительство начало выделять школам самбы субсидии на организацию патриотических (точнее, пропагандистских) представлений.

Грандиозная вечеринка

Подобно самбе, форро — зажигательный и праздничный музыкальный стиль. Название его произошло от словосочетания форро бодо, переводимого как «грандиозная вечеринка». Веселая музыка, ведущая партия в которой принадлежит аккордеону, характерна для северо-востока Бразилии, и соответствующая танцевальная форма наиболее популярна в регионе. Форро ведет свою историю с конца XIX в., когда ковбои с этих опаленных солнцем просторов страны праздновали окончание засушливого сезона, а в 50-е годы минувшего века музыкальный стиль обрел общенациональную популярность.

Новая волна

В конце 1950-х годов композитора Антониу Кардоса Жобима и гитариста Жоао Жилберту покорил пришедший из Соединенных Штатов джазовый стиль кул, который они в духе музыкальной традиции Бразилии скрестили с ритмами самбы, сделав его более мягким и пронзительным. В результате появилась босса нова, или «новая волна», быстро превратившаяся в излюбленную музыку интеллектуалов и составившая достойную конкуренцию самбе в оспаривании пометного статуса национального ритма. Босса нова по-прежнему остается в Бразилии одной из доминирующих музыкальных форм и пользуется популярностью во всем мире.

Положительные вибрации

Популярная бразильская музыка (Musica Popular Brasileira, или MPB) — общее понятие, вобравшее в себя современные направления бразильской музыки после босса нова и охватывающее все — от джаза до поп-музыки. Оно же включает как монотонную и агрессивную ламбаду, так и мощную волну аше, африканского поп-рока, захлестнувшую Бразилию в 90-е годы своими «положительными вибрациями» (так можно перевести название этого музыкального стиля).

Десятка лучших бразильских музыкантов

Даниела Меркьюри

Бебел Жилберту

Мариса Монте

Жилберту Жил

Жоао Жилберту

Антониу Карлос Жобим

Каэтану Велозу

Мария Бетания

Том Жобим

Шико Буарка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.