Экономические факторы производственной деятельности в Мировом океане

Океаны и моря — своеобразная природная среда, в которой функционирует сложное многоотраслевое хозяйство, поэтому на него воздействуют не только природные, но и экономические факторы.

Техника применяемая в производстве

В океанском производстве применяется весьма разнообразная техника: всевозможные устройства, машины, механизмы, приборы, инструменты и пр. Однако доминирующее положение в ней занимают плавсредства. Именно морские суда, различные по назначению, а следовательно, и по конструкции, и по размерам, служат специфической основой материально-технической базы производства в океанах и морях, так как без них невозможна хозяйственная деятельность в Мировом океане. Порты также входят в материально-техническую базу океанского производства.

В океанах и морях широко применяется специализированная строительная техника: плавкраны, земснаряды, землечерпалки и другие технические средства; установки для бурения скважин на дне и устройства для добычи нефти и газа из них; по дну проложены трубопроводы; протянуты кабели телеграфной и телефонной связи.

Для обнаружения скоплений рыбы, наведения на них промысловых судов и для разведки ледовой обстановки в океанском хозяйстве используется не только авиация, но и космические средства. Все это свидетельствует о большом разнообразии океанской техники и о ее большой капиталоемкости.

Материально-техническая база океанского хозяйства по мере развития производительных сил преобразуется и совершенствуется. Наиболее значительный и стремительный прогресс морской техники происходит в последнее время, в ходе научно-технической революции. Появились принципиально новые транспортные суда с грузоподъемностью в сотни тысяч тонн, созданы новые глубоководные обитаемые аппараты, способные погружаться на самые большие глубины Мирового океана. Ведется глубоководное бурение с помощью установок, смонтированных на плавучих платформах. Появилась навигационная аппаратура, позволяющая судну определять свое местоположение с достаточно высокой степенью точности. Стало возможно осматривать и снимать дно с помощью телевидения и гидролокационных устройств без искусственного освещения. Внедрение атомной энергии в мореплавание позволило атомному ледоколу «Арктика» впервые в истории пройти сквозь льды до Северного полюса. Оборудование поисковых и промысловых судов специальной гидролокационной аппаратурой позволяет определять места и глубины скопления рыбы. Разрабатываются технические средства добычи полезных ископаемых со дна океана на глубинах 3 — 4 км. Конструируются электронные роботы для подводных работ и пр.

Прогресс океанской техники позволил ускорить товарооборот между странами, освоить новые источники добычи топлива и минерального сырья, расширить промысел водных животных и растений, т. е. стал существенным экономическим фактором.

Однако техника (средства труда) — это лишь один из элементов производительных сил океанского производства, другой их главнейший элемент — это люди, приводящие технику в движение. В океанском производстве заняты представители специальных (штурман, рыбак, судостроитель и т.п.) и общих (токарь, слесарь, сварщик и др.) профессий. Живут они в береговой зоне, а работают кто на судах в открытых водах океанов и морей, кто на береговых предприятиях, прямо или косвенно связанных с Мировым океаном. Весь этот контингент работников образует трудовые ресурсы океанского производства. Примерные подсчеты показывают, что на океане и его морях трудятся более миллиона моряков и рыбаков. На каждого из них приходится более двадцати человек, работающих на судостроительных и судоремонтных заводах, рыбокомбинатах, в портовом хозяйстве, на фабриках тары и других предприятиях, расположенных на суше. Присоединив к ним работников сферы обслуживания приморского населения и неработающих членов семей, в итоге получим, что Мировой океан служит источником существования, по меньшей мере 100 млн. человек. Их число неуклонно растет, так как расширяется освоение океанов и морей. По этой же причине, если сравнить с прошлым столетием, значительно увеличилась доля приморского населения нашей планеты. В середине XX в. в полосе шириной до 50 км от берегов океанов и морей проживало 27,6% населения Земли, а в полосе, удаленной на 50—200 км от побережья, было сосредоточено еще 22,7% жителей земного шара. Таким образом, более половины (50,3%) всего человечества жило не далее 200 км от океанских и морских побережий. Эта особенность географии населения служит одним из экономических факторов.

Богатые и разнообразные ресурсы, а также транспортные функции Мирового океана определяют его экономический потенциал. Под, этим понятием подразумевают имеющиеся в океанах и морях ресурсные возможности, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человечества. Такие возможности обусловливаются материальными богатствами Мирового океана, использованием вод как естественных транспортных артерий, а прибрежных вод — для рекреационных целей.

Пока невозможно дать исчерпывающую количественную оценку природным ресурсам Мирового океана, поскольку нет надежных исходных данных по запасам биологических, топливных, минеральных и других богатств и не разработана методика такой оценки.

Однако роль океана в современном мировом хозяйстве довольно показательно характеризуют доходы, получаемые в результате производственной деятельности на океанах и морях. Ныне основную часть дохода дает добыча нефти, газа и твердых полезных ископаемых.

Уровни развития производительных сил различных стран мира служат важным фактором для вовлечения тех кли иных компонентов океанской среды в хозяйственный оборот.

В настоящее время сложились определенные объективные предпосылки для усиления разностороннего освоения океанов и морей в хозяйственных целях. Наиболее существенные из них следующие:

1. Неуклонный рост потребности в пищевых, промышленных, топливных и энергетических ресурсах в связи с расширением производства. Исчерпывание или нехватка важнейших из них вынуждает человечество обращаться к богатствам Мирового океана, который становится первым внеконтинентальным источником жизненно важных природных ресурсов.

2. Неравномерность пространственного размещения многих важных ресурсов на суше и связанный с этим дефицит их в отдельных странах. Не имея на своих территориях нефти и газа, некоторые приморские государства Европы разрабатывают нефтегазоносные месторождения на дне Северного моря.

3. Более низкая себестоимость получения определенных видов продукции из морских источников, чем из их аналогов на суше (например, магния и в отдельных районах брома). Разработка прибрежно-морских россыпей ведется без дорогостоящих вскрышных и горно-капитальных работ, что удешевляет ее по сравнению с подобными выработками на суше.

4. Менее высокая, чем на других нилах транспорта, стоимость морских перевозок, особенно массовых грузов, на дальние расстояния.

Все это стимулирует освоение Мирового океана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.