Социальные сети: как уберечь детей от зависимости

Замечали ли вы, что современные дети часто злоупотребляют возможностями, которые открывает мир интернета? Вместо того, чтобы смотреть полезные видео и изучать иностранные языки, они нередко «зависают» в социальных сетях, играют в онлайн-игры или пользуются запрещенным контентом. Но не стоит думать, что такая ситуация существует только в России! Сейчас проблема правильного и безопасного использования интернета проявилась очень остро во всем мире.

5 февраля в очередной раз мир отметил День безопасного интернета. Лозунг 2019 года — «Вместе для лучшего интернета». Одна из главных задач — привлечь каждого из нас (прежде всего, молодежь) к формированию положительного опыта цифрового пользования. В этот день в более чем 140 странах мира начнется проведение различных тематических мероприятий, направленных на предотвращение интернет-угроз. Они будут проводиться в течение всей Недели безопасного интернета.

Как строить диалог с детьми и объяснить суть проблемы?

Беседа с детьми непременно должна проходить в форме диалога. Ее следует вести доброжелательным тоном, без обиняков и установок. Дети должны получить возможность высказать свою точку зрения и вместе прийти к выводу, что зависимость от социальных сетей — это проблема, которую нужно решать. Аргументируйте актуальность темы, напомнив, что примерно три миллиарда жителей Земли используют социальные сети в интернете и ежедневно тратят на них в среднем примерно два часа. Причем значительная часть этого времени не связана с продуктивной работой.

В подростковом возрасте навыки саморегуляции и планирования поведения еще продолжают развиваться. Детям трудно не только прекратить использовать соцсети, но даже признать, что риск формирования зависимости — это не выдумка, а реальность. В такие моменты ребенку надо чувствовать максимум поддержки и минимум критики.

Высокая популярность социальных сетей связана с тем, что они помогают нам реализовать естественную потребность в социализации и самовыражении. Сообщения и мысли, публикация фото и картинок, дискуссии в комментариях и «лайки» формируют для нас положительные эмоции. Однако, кроме положительных качеств социальных сетей, есть много проблем и угроз, которые они представляют. Особенно опасными они могут стать для молодежи.

Ученые отмечают, что за последние 25 лет количество подростков с психологическими проблемами выросла на 70%. Одна из причин — высокая популярность социальных сетей. Именно на них тратится около 28% времени, проведенного в интернете. А пользователи в возрасте от 15 до 19 лет проводят в соцсетях в среднем около 3 часов в день. Кроме того, около 70% времени, затраченного на Всемирную сеть, не связаны с работой или учебой.

Предложите детям проанализировать эту информацию. Пусть они подумают и сформулируют ответы на вопросы:

  • Что влияет на привлечение такого количества людей в интернет?
  • Какие положительные и отрицательные последствия масштабного распространения Всемирной сети?
  • Как вы думаете, зачем создаются социальные сети?
  • Какие вы знаете социальные сети?
  • В чем разница между ними?
  • Почему, по вашему мнению, социальные сети отнимают так много времени?
  • Можно ли полностью отказаться от социальных сетей?

Социальные сети могут негативно влиять на наше физическое состояние, моральное и психологическое самочувствие. Попросите детей назвать проблемы, которые может повлечь злоупотребления сетями. Возможные варианты ответов:

  • Для пользования сетями мы применяем различные гаджеты, а их неправильное использование может привести к повреждению зрения.
  • Развивают перфекционизм как отрицательное качество характера.
  • Провоцируют снижение самооценки и чрезмерной критику своей внешности.
  • Превращают прокрастинацию (откладывание дел на потом) в черту характера.
  • Делают нас конформистами.
  • Человек ощутимо теряет способность быстро принимать решения и оценивать ситуацию.

Опрос «Как распознать зависимость»

Раздайте детям по листу бумаги. Предложите им письменно ответить на несколько вопросов. Объясните, что ответы полностью конфиденциальны, ученики не должны их никому показывать. Главная задача такого мини-тестирование — стимулировать размышления детей о том, насколько им грозит интернет-зависимость.

Вопросы к детям:

  • Вы постоянно проверяете оповещения или сообщение в социальной сети?
  • Вы тратите на соцсети в среднем 2-3 часа в день и замечаете определенную изоляцию от реальности?
  • Утром вы сначала проверяете социальные сети, а уже потом — поднимаетесь и выполняете утренние процедуры?
  • Вы нервничаете, паникуете, чувствуете злобу, когда не можете посетить социальные сети?
  • Замечали ли вы, что, заходя в социальной сети только для того, чтобы ответить на сообщение, задерживаетесь там надолго?
  • Выполняя работу, не связанную с компьютером или интернетом, вы чувствуете потребность быть онлайн и знать последние новости?
  • Вы можете оценивать людей по тем, какая у них страница в социальных сетях?
  • Замечали ли вы, что постоянно ощущаете нехватку времени?
  • Вы поздно ложитесь спать и жалуетесь на постоянное недосыпание?
  • Замечали ли вы, что реальное общение отходит на второй план по сравнению с социальными сетями?
  • Радость от реакции других людей на ваши сообщения в соцсетях значительно выше, чем от получения высокой оценки в школе?

Если ребенок ответил «да» хотя бы на три вопроса — вам стоит задуматься, ведь зависимость уже рядом.

Наша общая задача — не отказаться от социальных сетей, а научиться получать от них максимум пользы. Они должны стать одним из механизмов нашего развития, а не стеной, которая мешает видеть все краски жизни.

Рекомендуем также прочитать статью об основах компьютерной безопасности: Информационная безопасность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.