Первые шлюзы

В конце средних веков крупную роль в экономической жизни Ломбардии играли каналы. Они обеспечивали дешевые пути сообщения и орошение полей. Каналы в Ломбардии строились начиная с XII века, причем по мере возможности использовались остатки гидросооружений римских времен.

В конце XIV века, чтобы облегчить транспорт камня на строительство собора в Милане был проведен канал от главного водного пути Навилио Гранде до рва, окружавшего городские стены. Но между уровнем воды в канале и крепостном рве была довольно большая разница, поэтому пришлось перегородить канал шлюзовыми воротами, чтобы облегчить контроль за течением воды. Ворота эти не были совершенны и вероятно в 1438 году два инженера, Филиппо из Модены и Фиораванте из Болоньи построили на этом месте первый шлюз в истории европейской техники, это был так называемый камерный шлюз. Некоторые утверждают, что подобный шлюз был построен раньше в Нидерландах. Во всяком случае, первое известное нам описание шлюза и принципы его действия оставил нам Леон Баттиста Альберти (1404—1472) в трактате „Ludi matematici”, написанном около 1452 г.

Но все же, только лишь выдающийся итальянский инженер XV века, Бертола да Новате стал действенно и целесообразно применять в построенных каналах многочисленные камерные шлюзы, преодолевая с их помощью значительные разницы в уровнях воды. Бертола родился в Милане и всю жизнь оставался на службе у герцога Франческо Сфорца, но работал и для других герцогств и республик Италии. Работа Бертола ценилась так высоко, что доходило до дипломатических споров относительно первенства в использовании его обширных знаний и опыта.

В противоположность инженерам эпохи Возрождения, которые строительство каналов считали второстепенным делом по сравнению с другими инженерными работами, Бертола полностью посвятил себя гидростроительству. Карьера Бертола на этом поприще началась в 1452 году, когда ему было поручено соединить каналом Милан с городом Павией, находившемся на расстоянии около 30 км. Мудрый Франческо Сфорца хорошо понимал значение водных путей сообщения для благосостояния города и во время своего правления усиленно занимался строительством каналов.

Для новой трассы Бертола использовал древний оросительный канал, проходивший вдоль реки Тичино, который питался водой из Навилио Гранде. Древний канал был уширен и углублен, а затем продлен до городка Берегвардо.

Канал протяженностью 20 км получался с уклоном 25 м, тогда как современные Бертола инженеры допускали на таком расстоянии разницу отметок не больше 4,5 м. Это вынудило Бертола построить сложную систему шлюзов с подъемными воротами (более практичные затворы на петлях появились значительно позднее). Канал, строительство которого было закончено в 1457 году существует до сегодняшнего дня, а современные шлюзы по всей вероятности находятся на месте тех, которые построил Бертола.

Во время строительства канала Берегвардо, Бертола не всегда находился на месте работ. Из документов известно, что в 1453—1455 годах он работал в Мантуе, а в 1455—1458 — в Парме, где, конечно, тоже занимался прокладкой каналов и строительством шлюзов. В частности, сохранились письма Сфорцы к Бертола, в которых герцог призывал инженера скорее вернуться, потому что не мог дождаться окончания работы; сохранилось и благодарственное письмо старейшин города Пармы к герцогу Милана за присылку им Бертола „методами, распоряжениями и проектами которого, они были очень довольны”.

Во времена Бертола строительство каналов длилось весьма долго, особенно медленно возводились шлюзы. Малограмотные рабочие не могли понять чертежи Бертола и мало было людей, которые что-нибудь смыслили в конструкции шлюзов.

Задание построить канал, соединяющий Милан с рекой Аддой, Бертола получил от герцога 1 июня 1457 года. Знаменитый инженер построил на реке Адде вблизи деревушки Треццо плотину, поднял воды реки и построил дамбу, длиной около 300 м. Вода заполнила канал, прорытый на равнине через Кассано, Горгондзолу, Вимдроне до Милана.

Общая протяженность канала составила около 40 км. Разница высот начальной и конечной точек — 18 м была преодолена при помощи всего лишь двух шлюзов. Во время строительства этого канала Бертола встретился с необходимостью пересечь две реки, Молгору и Ламбро. Препятствия Бертола преодолел с присущим ему размахом — через первую из рек он перебросил трехпролетный кирпичный акведук, через вторую — провел желоб (который часто приходилось менять из-за разрушительного действия течения реки).

Водная трасса „Naviglio della Martesana” была готова уже в 1465 году. В Милан стали приходить суда, груженные товарами и уходить с другими товарами во все концы страны. Герцогская казна стала богатеть от взимаемых пошлин. Но с этого момента создатель канала, Бертола, исчез со страниц истории. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

Бертола Да Новате был первым инженером, который стал широко применять шлюзы (хотя, по-видимому, до него такие шлюзы уже строились). Он также решил задачу пересечения каналами небольших рек. Кроме того, он повернул течение реки, построив с этой целью плотину. Таким образом, Бертола разработал почти все основные элементы современного водного пути, которые потом были усовершенствованы его гениальным последователем Леонардо да Винчи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.