Николай Белелюбский

Выдающийся инженер и ученый Николай Аполлонович Белелюбский начал свою деятельность в семидесятые годы прошлого столетия, когда окончил Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Белелюбский несколько десятков лет подряд был выдающимся мостостроителем России, а многие его теоретические и практические достижения прочно вошли в мировую технику мостостроения.

Белелюбский был автором проектов и строителем многих железнодорожных и шоссейных мостов. К важнейшим из них принадлежат: Сызранский мост через Волгу, законченный в 1878 году, самый длинный в то время мост в Европе; Свияжский мост через Волгу и многие мосты на Сибирской железной дороге.

На русских железных дорогах XIX столетия повсеместно менялись деревянные мосты на стальные, и Белелюбский разработал способ замены конструкции без остановки движения по мосту. Кроме того, Белелюбский разработал много новых конструкционных решений. Определил наивыгоднейшую форму решетчатых ферм при наименьшем расходе материала. Применил двухраскосную систему ферм, усовершенствовал конструкцию узлов в решетчатых фермах и соединение проезжей части с несущей конструкцией. Он первый применил для строительства мостов литую сталь, материал значительно более прочный чем применявшееся в его время железо.

Мост работы Николая Аполлоновича Белелюбского

Белелюбский внес крупный вклад в теорию конструкций и проектирования мостов. В частности, он предложил новый способ расчета отверстий мостов, который был принят и широко применялся во всем мире. Написал первый русский учебник по механике сооружений. В Институте инженеров путей сообщения в Петербурге, профессором которого он состоял с 1873 года, он основал первую в России лабораторию по испытанию строительных материалов. Сотрудники этой лаборатории разработали собственную методологию испытания материалов, которая была положена в основу первых русских строительных нормативов. Сам Белелюбский живо интересовался свойствами русских цементов и помог внедрить их в практику строительства. При его непосредственном участии в 1905—1908 годах были разработаны первые русские нормы и технические условия на выполнение железобетонных работ.

Велики заслуги Белелюбского в области исследования прочности железа и стали. Он разработал новый русский метрический сортамент прокатных профилей. Международное общество по разработке методологии испытания вяжущих материалов, металлов и других, за выдающиеся заслуги Белелюбского приняло его в 1895 году в качестве члена, а в 1912 году он был избран председателем этого общества.

Благодаря работам Белелюбского, достижения русской техники стали в один ряд с техническими достижениями наиболее передовых стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.