Северо-запад России

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Северо-запад по числу регионов самый маленький из «госплановских» районов России (мы рассматриваем его в этих границах). Можно сказать, что он состоит из Санкт-Петербурга и его окружения. Из 8 миллионов жителей района 5 миллионов проживает в Петербурге, еще 1,7 миллиона — в Ленинградской области. Поэтому проблемы северо-запада — это прежде всего проблемы Санкт-Петербурга.

Торговые пути из России на северо-запад широко использовались еще со времен Киевской Руси, когда на этих путях сложились торговые города Псков и Новгород. Однако после «смутного времени» в начале XVII века выход в море был заблокирован шведами, и потребовалась война с ними, чтобы вернуть его России. Основание в 1703 году Санкт-Петербурга знаменовало поворот России «лицом к Европе», поэтому и столица была перенесена в город, наиболее удобно расположенный именно для связей с Западом (а не с Россией!). Положение Петербурга в крайнем северо-западном «углу» России крайне затрудняло его связи с ней; поэтому Москва, остававшаяся «в центре русских земель», продолжала выполнять функции торгового, транспортного и культурного центра, оставаясь «второй столицей» империи.

Расположенный в весьма слабозаселенной и почти неосвоенной местности, Петербург «сам создавал себе» удобное географическое положение. Еще в петровские времена была построена вышневолоцкая система каналов, связывающая реку Тверца (приток Волги, впадающий в нее в Твери) с рекой Метой (впадающей в озеро Ильмень), по которой в течение XVIII века Петербург снабжался всем необходимым.

В начале XIX века была построена более мощная Мариинская система, связывающая реку Шексну (впадающую в Волгу у Череповца) с Белым озером и рекой Вычегдой (в 1960-е годы примерно в этом месте был построен «Волго-Балт» — канал, позволяющий проходить судам грузоподъемностью до 5000 тонн).

Дореволюционная промышленность Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке; поэтому и промышленность города привязывалась к морскому побережью (одно из следствий этого — в Петербурге нет морских набережных!). Среди промышленных предприятий было много государственных или развивающихся на государственных заказах: особенностью города было преобладание очень крупных предприятий. Главной отраслью было машиностроение: судостроение (прежде всего военное), производство паровозов, станков, электротехнических изделий, артиллерийских орудий, стрелкового вооружения. Военная продукция составляла большую долю всего производства, это был самый мощный сгусток предприятий ВПК в Российской империи.

Прекращение экономических связей с Западной Европой после 1917 года потребовало переориентации на отечественное сырье (донецкий уголь, среднеазиатский хлопок). В этот период Санкт-Петербург стал создавать себе «промышленное окружение», например, добычу бокситов, производство глинозема и выплавку алюминия на базе волховской ГЭС; освоение апатитовых месторождений в Хибинах (тогда Кольский полуостров входил в состав Ленинградской области) и другие. Помимо этого, город выполнял функции «рассадника машиностроения» для всей территории СССР: строилось множество заводов-дублеров, или филиалов петербургских предприятий, в основном в восточных районах.

После войны промышленность Петербурга, как и Московского региона, продолжала выполнять функции «района-лидера», осваивающего новые виды продукции и новые технологии для передачи их «для распространения» в другие районы. Роль столичных городов может быть проиллюстрирована следующими примерами. В 1970-е годы в последствие политических осложнений западные фирмы отказались поставлять компрессорное оборудование для перекачки газа по газопроводам (которые уже строились). В почти безвыходной ситуации выручили заводы Петербурга, в кратчайшие сроки освоившие новый для себя вид продукции. А когда США решили разместить в Европе крылатые ракеты (не производившиеся в то время в СССР), их изготовление было очень быстро налажено на московских предприятиях. Выигрыш во времени — вот преимущество крупнейших городов; только в них можно все новое освоить очень быстро.

Это касалось как гражданской, так и военной продукции, доля которой в Петербурге была выше, чем в Москве. Обеспеченность района металлом улучшилась после строительства крупного завода в Череповце (который для выплавки стали использует и металлолом предприятий Петербурга); а проблемы энергетики в основном были решены после постройки мощной АЭС (4000 Мвт) в городе Сосновый Бор (на южном берегу Финского залива и слишком близко к Петербургу).

В настоящее время у Петербурга есть шанс восстановить свою функцию «окна в Европу», снова воспользовавшись выгодами своего положения «на стыке Востока и Запада» (которые почти не использовались в советский период из-за резкого сокращения контактов с зарубежными странами). Но для этого город должен перестроить структуру своей промышленности (в чем особенную трудность представляет конверсия), улучшить экологическую ситуацию (в том числе уменьшить загрязнение Ладожского озера и Финского залива) и реконструировать городское хозяйство, восстановить знаменитые архитектурные памятники.

Вне Петербурга и его пригородов Северо-Западный район похож на Центральный; это — районы оттока населения (население Псковской области за советский период уменьшилось вдвое), обезлюдевшего и постаревшего села. Зональная специализация сельского хозяйства здесь (как и на большей части Центрального района и в Северном районе) — «льно-молочная». Лен очень истощает почву, поэтому его посевы должны повторяться на одном месте не ранее чем раз в 7 лет, а наилучшим образом восстанавливает почвенное плодородие клевер — прекрасный корм для молочного стада. К тому же здесь вдоль многочисленных рек и на лесных полянах при достаточном и даже избыточном увлажнении — изобилие естественных кормовых угодий — пастбищ и сенокосов, дающих гораздо более дешевые корма, чем получаемые с пашни. Наличие здесь крупных городов — потребителей молочной продукции — делает еще более обоснованной молочную специализацию сельского хозяйства. Ее развитие в этой зоне более целесообразно на относительно небольших фермах, «вписанных» в природный ландшафт, отличающийся здесь крайней мозаичностью.

Новые проблемы района связаны с появлением (вернее, воссозданием) на его западных границах независимых государств Эстонии и Латвии, предъявляющих претензии на часть территории России: Эстония — на город Печора с окрестностями и правый берег реки Нарвы, Латвия — на Пыталовский и Палкинский районы (в Псковской области). С другой стороны, преобладание русских в северо-восточной Эстонии (в городах Нарва, Кохтла-Ярве, Силламяэ) и их значительная доля в восточной Латвии (включая город Даугавпилс) способствует тяготению этих территорий к России.

Потеря Россией большинства портов на Балтике, в том числе специально построенных для экспортно-импортных операций (Новоталлиннский порт, приспособленный для импорта зерна; Вентспилс — нефтеэкспортный; Клайпеда — с угольными и нефтяными причалами и другие), требует расширения пропускной способности существующих портов (Петербургского и Выборгского); разработаны планы создания нового крупного порта в Усть-Луге, на южном берегу Финского залива. Одна из главных проблем при этом — загрязнение Финского залива (в настоящее время, пожалуй, самой грязной акватории у берегов России). Именно это мешает достройке дамбы, защищающей Петербург от разрушительных наводнений, происходящих при сильных западных ветрах, нагоняющих воду из Финского залива в устье Невы (одно из самых сильных наводнений было описано Пушкиным в «Медном всаднике»). Но завершение строительства дамбы (проходящей через остров Котлин, где находится крепость Кронштадт) возможно лишь в том случае, если воды Невы будут достаточно чистыми, то есть если все стоки Петербурга будут очищаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.