Основные страны посещаемые туристами
Одной из самых быстро развивающихся форм международного разделения труда стал международный туризм (его изучает рекреационная география и география туризма). Международный туризм использует разнообразные рекреационные ресурсы как природного, так и антропогенного происхождения (приморские и горные районы, памятники человеческой культуры и т. д.).
Международный туризм — важное звено мировой экономики, на долю которого приходится около 1/10 мирового валового внутреннего продукта. В некоторых странах этот показатель намного выше. Так, в островных странах Карибского бассейна он составляет около 1/3, а в Испании примерно 1/5.
Туризм стал важной сферой приложения труда — в нем сосредоточена десятая часть всех рабочих мест в мире.
Туризм ежегодно приносит доход более 3 трлн. долл. (в 1993 г. — 3,4). Для многих стран это важнейший, а для некоторых — единственный источник валютных поступлений (малые островные государства).
В мире сформировалось несколько типов туристских районов. Наиболее известные и самые посещаемые приморские курорты расположены в Средиземноморском бассейне и находятся на берегах трех континентов — Европы, Азии и Африки. Благодаря развитию приморского туризма Средиземноморье стало главным туристическим регионом мира. За пределами Средиземноморья в Западном полушарии наибольшей известностью пользуются пляжи Калифорнии, Флориды, часть мексиканского побережья с всемирно известным курортом Акапулько, южное бразильское побережье (в первую очередь Рио-де-Жанейро, где еще О. Бендер хотел разгуливать в белых брюках).
В восточном полушарии известных приморских курортов гораздо меньше. Установление мира на Ближнем Востоке способствовало развитию рекреационной зоны в северной части побережья Красного моря (Акабский залив, где Иордания и Израиль имеют небольшие участки морского побережья). Из быстро растущих новых центров можно назвать Таиланд, где приморский туризм переживает период подъема.
В мире существует практически единственный классический крупный район горнолыжного туризма — Альпы. На территории всех альпийских стран (в первую очередь Швейцария и Австрия) создана мощная сеть хорошо оборудованных лыжных трасс, множество подъемников, отелей и т. д. Все остальные районы не могут составить Альпам какой-либо серьезной конкуренции.
Популярными становятся районы морского круизного туризма, где сочетаются различные виды, включающие путешествие на комфортабельном судне, отдых на пляжах, экскурсионно-познавательные программы, охватывающие, как правило, несколько стран. В мире сложилось три основных района круизного туризма — Средиземноморье, Карибский бассейн и Океания. Быстрее всего данный вид туризма развивается в Карибском бассейне, чему способствуют великолепные природные условия и относительная близость к США, которые и «поставляют» главную массу туристов.
Основная часть туристов не только проводит время на пляжах и в горах, но и посещает наиболее интересные города. Самые посещаемые туристами города мира расположены в Европе. Больше всего их в Италии.
При характеристике современного населения мира мы говорили о священных местах для приверженцев определенных религий. Как правило, эти священные места являются центрами религиозного паломничества, которое стало специфическим видом международного туризма. Особенно важным считается посещение святых мест для мусульман и буддистов. Каждый правоверный мусульманин ставит перед собой цель совершить хадж (паломничество) к святым аравийским местам. Учитывая, что мусульман в мире сотни миллионов (по некоторым оценкам, намного больше миллиарда), можно себе представить количество паломников, приезжающих в Саудовскую Аравию.
В четырех северных странах на широкую ногу поставлен туристический бизнес, связанный с Дедом Морозом (или Сайта Клаусом). На рисунке показаны центры туризма, расположенные в четырех северных странах и обеспечивающие осмотр «мастерских» и личную встречу с «настоящим» Дедом Морозом. Например, финский центр Рованиеми получил в 1994 г. около 6 млн. долл., а шведский — 4,5.
Основная часть иностранных туристов приходится на долю Европы (более 2/3), 1/5 — на долю Америки и 1/10 — на Азию (рис. 106). Мировыми лидерами по количеству принимаемых туристов являются четыре страны: США, Франция, Италия и Испания. Сказать точно, какова численность туристов, посещающих эти страны, затруднительно, т. к. часто в статистике приведены данные как о туристах, так и об экскурсантах. Последние отличаются от туристов тем, что не останавливаются на ночлег в той или иной стране. Особенно велика доля экскурсантов в центральноевропейских странах, находящихся на перекрестке важнейших транспортных магистралей.
Бесспорным лидером в международном туристском бизнесе являются США. Интересно отметить, что основная часть иностранных туристов в пределах Европы и Америки приходится на людей, проживающих в этих же частях света.
Более 2/3 всех иностранных туристов какую-то часть своего отдыха проводят на море, т. е. можно сказать о морской направленности мирового туризма. География международного туризма представлена на рисунке.
В ближайшей перспективе сохранятся высокие темпы развития туризма (в т. ч. и международного). За полтора десятка лет численность иностранных туристов в мире почти удвоится.