Испика, Сицилия

Испика (Ispica) – это грациозный город в провинции Рагуза на Сицилии, расположенный на холме Каландра в семи километрах от моря. Старое название города «Спаккафорно/Spaccaforno», что на древнегреческом означает «глиняная печь». Это место древние сицилийские племена населяли уже в Бронзовый период.

О присутствии древней цивилизации свидетельствуют интересные археологические находки: амулеты, керамические изделия и бронзовые предметы, связанные с религиозным культом загадочных сицилийцев, до греческого существования. Именно у берегов Испики, Одиссей высадился со своими соратниками, и продолжил пешком свой путь до Этны. Одиссей встретился с ужасным циклопом Полифемом, но великому греческому герою удалось спастись. Спустя века у тех же берегов в 61 году высадился Апостол Павел, неся, любовь и веру в Иисуса Христа.

Первые упоминания об Испике встречаются в эпоху господства норманнов, когда граф Роджер подарил город Беренгарио из Монте Рубро, а тот, в свою очередь, завещал все свои владения королеве Элеоноре. В 14-м веке городом правили семейства Кьярамонте и Кабрера, графы Модики. Из-за финансовых трудностей Бернардо Кабрера продал Испику Антонио Карузо, аристократу из Ното, и с тех пор город жил отдельной от графства Модика жизнью.

Городок Испика, знаменит, пожалуй, прежде всего тем, что здесь снимался знаменитый фильм Пьетро Джерми “Развод по-итальянски” с Марчелло Мастроянни и юной Стефанией Сандрелли в главных ролях.

Одна из достопримечательностей Испики — церковь Мадре ди Сан Бартоломео (Chiesa Madre San Bartolomeo di Ispica) датируемая XVIII веком, возвышающаяся над площадью Пьяцца Реджина Маргерита (Piazza Regina Margherita). Церковь примечательна элегантным фасадом с тремя порталами в стиле позднего барокко и классицизма, над центральным из которых виден фамильный герб семейства Стателла (Statella), выбранный символом города.

Пьяцца Реджина Маргерита (Piazza Regina Margherita).

Интерьер церкви Мадре ди Сан Бартоломео (Chiesa Madre di San Bartolomeo)

Алтарь церкви Мадре ди Сан Бартоломео

Рождество на пьяцца Реджина Маргерита (Piazza Regina Margherita).

На этой же площади стоит палаццо Бруно ди Бельмонте (Palazzo Bruno di Belmonte), являющийся одним из лучших образцов стиля модерн (по-итальянски «Liberty») в Сицилии. Здание было заказано бароном Пьетро Бруно ди Бельмонте (Pietro Bruno di Belmonte) в 1906 году палермскому архитектору Эрнесто Базиле (Ernesto Basile). В то время семья Бельмонте была одной из самых уважаемых в городе. Но, к сожалению, строительство так и не было завершено сначала из-за войны, потом из-за смерти жены, а в 1921 году скончался и сам барон. В семидесятых, город Испика смог приобрести палаццо и сегодня в стенах этого уникального здания размещается муниципалитет Испики.

Красота Испики открывается среди ее очаровательных церквей и базилик. Главным достоянием города является базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore), признанная национальным памятником и хранящая многочисленные произведения искусства (например, цикл фресок Оливио Соцци, одного из самых непревзойденных сицилийских художников XVIII века).

Руководить работами по строительству базилики Санта-Мария-Маджоре взялся прославленный Розарио Гальярди (Rosario Gagliardi). 11 марта 1725 года храм был освящен, но уже через два года очередное землетрясение обрушило своды, купол и правый неф. Строительство возобновилось в 1727 году, а новое освящение состоялось только 19 июня 1763 года, уже после смерти Гальярди.

В 1749 году ещё один гений сицилийского барокко Винченцо Синатра (несколько его зданий мы видели в Ното), замкнул полукруглой открытой лоджией площадь перед церковью.

Лоджия в стиле сицилийского барокко Винченцо Синатры (Vincenzo Sinatra).

Фасад церкви Basilica di Santa Maria Maggiore в Испике, как видите, необычайно строг и прост; прямо-таки непохоже на другие работы Розарио Гальярди (Rosario Gagliardi). Вся пышность спряталась внутри.

26 фресок в церкви были выполнены Оливио Соцци (Olivio Sozzi) — опять-таки, не побоюсь повториться, ещё одним гением местного барокко. 31 октября 1765 года Оливио Соцци сорвался в церкви с лесов и разбился. Работу над живописным украшением Санта-Мария-Маджоре завершил зять погибшего — Вито д’Анна (Vito D’Anna). В 1908 году храм был признан объектом национального достояния Италии — главным образом, именно из-за фресок Соцци.

Помимо фресок Соцци, стоит уделить внимание лепнине (автор — Джузеппе Джанформа (Giuseppe Janforma), 1750-1761 годы).

На очереди у нас вторая барочная церковь Испики — Сантиссима Аннунциата (Basilica della Santissima Annunziata), то есть Благовещения. За достаточно строгим фасадом здесь скрываются чудеса лепнины, выполненной тем же Джузеппе Джанформа.

Церковь Сантиссима-Аннунциата была заложена 21 октября 1703 года — через 10 лет после катастрофического землетрясения 1693 года; строилась она в течение последующих 15 лет. Главными спонсорами были местные феодалы — бароны из рода Стрателла (Statella), так как в старом Спаккафорно церковь Благовещения примыкала к их замку и традиционно пользовалась их благосклонностью.

Едва построенный храм пострадал во время следующего землетрясения в январе 1727 года и вновь был отстроен. В Великий вторник 23 марта 1869 года рухнул фасад храма, перегруженный барочными архитектурными излишествами; пишут, что рухнувший фасад напоминал кафедральный собор Ното и, возможно, также был запроектирован Гальярди. Новый фасад строили еще 8 лет; в целях экономии и безопасности его в это раз сделали очень строгим (автор проекта Сальваторе Рицца (Salvatore Rizza) утверждал, тем не менее, что его вдохновляли идеи Палладио и Виньолы). Колокольня была завершена только в 1954 году.

Главным украшением Сантиссима-Аннунциаты является лепнина работы палермского мастера Джузеппе Джанформа. У скульптора было явно какое-то альтернативное понимание христианства: качество работ отменное, а вот сюжеты…Сплошное насилие и кровища.

Всё это, напомню, находится в сицилийской глуши, осталось неоцененным ЮНЕСКО и практически никем не посещается (по всей Испике, даже в туристический сезон, бродит, от силы, человек 5-7 туристов, да и то, большая часть интересуется ущельем).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.