Сцеплянки

К сцеплянкам относятся одноклетные, колониальные или нитчаше формы, встречающиеся только в пресных водах, особенно обильно в водах торфяных болот и в озерах среди них, но нередкие и в озерных, речных и ключевых водах, преимущественно тихих. Ни на одной.стадии развития у них нет ресниц или жгутиков, столь характерных для огромного большинства зеленых водорослей, почему последнее время их и стали объединять под названием Akontae, т. е. безжгутиковые. Другое название, поставленное в заголовке, происходит от латинского слова jugum — ярмо и дано им потому, что половой акт состоит у них в образовании между клетками копулятивного отрога, причем две клетки как бы соединяются перекладиной. Затем содержимое обеих сливается нацело и вырабатывает защитную оболочку, т. е. молодая зигота быстро инцистируется.

Это — чисто зеленые организмы с теми же пигментами, что и высшие растения. Клетка их, как и клетка диатомей, содержит ядро, хроматофор, пиреноиды и вакуоли, если не считать протоплазму и клеточный сок, а также отличается яркой двусимметрией. Оболочка состоит из углеводов, близких к клетчатке, и обнаруживает склонность к образованию бугров, выступов, рожков, шипов и пр., т. е. усиленный рост с поверхности, но панцыря и отложений кремнезема здесь нет. Иногда оболочка желтеет, так как пропитывается окисью железа.

Конъюгаты разделяются далее на два семейства: десмидиевых и зигнемовъщ. Десмидиевые, по большей части, одноклетны, зигнемовые нитчаты, у первых двусимметрия выражена резко, у вторых слабо или вовсе не заметна. В общем, это одна из наиболее распространенных и разнообразных групп среди окружающего нас мира водорослей.

Оболочка клостерия гладкая, настолько толстая, что оба контура, ее, внешний и внутренний, ясно заметны; рассматривая оболочку в средней части клетки, можно убедиться еще в том, что она двуслойная. Реакция на хлорцинкиод показывает, что только внутренний слой состоит из чистой целлюлозы, наружные же слои химически не идентичны с нею. Во многих случаях удалось обнаружить пропитывание этих слоев оболочки железом, отчего она приобретает ясный желтый оттенок.

В оболочке клостерия есть поры, построенные довольно сложно. Через эти поры организм выделяет слизь, принимающую у клостерия форму извилистых, довольно массивных, ножек, которыми концы клетки упираются в твердый субстрат. Это позволяет клостерию поворачиваться и даже передвигаться поступательно, так как нарастание ножки отодвигает его от точки опоры. Так как в культурах клостерии часто передвигаются к свету и собираются группами, то гозможно, что им свойственны и другие движения, кроме этого.

Внутри клетки клостерия легко различить хроматофор, пиреноиды и вакуоли. Ядро помещается в средней поясной части клетки, невелико, и без фиксирования и окраски его не всегда видно. Хроматофоров два, по одному в верхней и нижней половинах клетки. Каждый хроматофор имеет форму ленты, с несколькими, идущими от нее к оболочке клетки, гребнями, расположенными звездообразно. У обыкновенного Closterium moniliferum, число гребней шесть, следовательно, у клетки, лежащей на боку, видно одновременно только три. По хроматофору разбросан ряд пиреноидов, окруженных слоем крахмала. В экваторе клетки пояс из протоплазмы, в который хромато фор не входит, и около которого видны иногда концы его гребней. Благодаря этому, можно пересчитать гребни хроматофора. Вакуоли клостерия принадлежат к числу постоянных вакуолей, расположены у полюсов клетки и содержат взвешенные в клеточном соке кристаллики гипса, которые находятся в непрестанном движении.

Это движение, называемое броуновским или молекулярным, свойственно вообще очень мелким частицам твердых тел, если они свободно взвешены в жидкости. Дрожание кристалликов в данном случае — явление чисто физическое и вполне подобно движению частиц газа в пространстве.

Между хроматофором и стенками клеток расположен постенныи слой протоплазмы, в котором при внимательном наблюдении можно заметить струйчатое движение; лучшее место для этого находится вблизи постоянных вакуолей.

Движение это тем заметнее, что протоплазма здесь не гомогенна, но содержит в себе массу очень маленьких зернышек, которые и увлекаются токами ее. Последние давят на стенки вакуоль и вызывают, изменения в ритме броуновского движения находящихся в клеточном соке вакуоль кристалликов гипса.

Глубже постенной протоплазмы, между гребнями хроматофора, помещается еще целая система вакуолей, скрытая хроматофором; следовательно, конечные шарообразные вакуоли с кристалликами гипса — только часть общей системы.

Если поместить клетки клостерия в каплю растертой китайской туши, то можно хорошо увидеть выделение слизи, постоянно нарастающей с концов, и тогда легко определить характер движения всей клетки.

Передвижение клетки состоит в том, что один из полюсов клетки, выделяя слизь, прикрепляется ею к чему-либо, а свободным концом производит маятникообразные движения, при чем прикрепляется им, а первым открепляется, как бы шагая. Движение это очень медленное, для одного «шага» надо много минут.

Фиксируем клетку спиртом и введем под покровное стекло каплю йода в йодистом кали, — пиреноиды окрасятся в цвет йодистого крахмала.

Окрасим убитый спиртом препарат квасцовым кармином или гематоксилином, — обнаружим ядро. Поместим клостерий в каплю едкого кали, — получим разбухание содержимого клетки и раздвигание симметричных половин ее оболочки в области экватора.

Среди совершенно симметричных особей в нашем материале могут встретиться и такие, у которых одна половина тела значительно короче другой и как бы не закончена в своем развитии. Это — клетки, недавно поделившиеся. Клостерий делится таким образом, что после деления ядра дочерние ядра расходятся и располагаются приблизительно на одной трети расстояния от экватора клетки до каждого из ее полюсов. В этом месте и начинает образовываться новый экваториальный пояс протоплазмы, и начинают делиться ленты хроматофора, на месте же старого пояска происходит, благодаря росту содержимого, раздвижение двух половин оболочки и полное отделение одной половины от другой с округлением освободившейся поверхности. Получается два клостерия, из которых каждый состоит из одной половины материнского организма с острым концом и постоянной вакуолей в нем и молодой, еще не сформировавшейся половиной, короткой и тупой. После повторных делений старая половинка будет сопровождаться дополнением, выработанным в третьем, пятом и т. д. поколении.

Клостерий бросается в глаза красотой и законченностью своих форм, он очень обыкновенен в озерах с торфянистой водой и хорошо растет в лабораторных культурах; нередко при.культуре в коховских чашках он развивается массами и, благодаря своим студенистым ножкам, собирается в изящные кустики, ясно видимые и невооруженным глазом.