Воздушные сообщения над Мировым океаном

При всех достоинствах морских пассажирских перевозок они имеют два существенных недостатка: во-первых, небольшую для нашего стремительного века скорость движения судов; во-вторых, на каждого пассажира приходится 1 тонна жидкого топлива и примерно 15 тонн водоизмещения, т.е. мертвого груза, что снижает рентабельность перевозки пассажиров морем. По этим причинам (в основном из-за малой скорости) морской пассажирский транспорт стал уступать первенство воздушному транспорту, трассы которого пролегают не только над сушей, но и над океаном.

Первые морские рейсы

В начале 50-х годов на авиационных заводах Лондона завершилось строительство пассажирского самолета «Комета» с реактивными двигателями, а через 7 лет реактивные пассажирские самолеты стали совершать регулярные воздушные рейсы над Атлантикой. В 1957 г. большинство пассажиров, пересекших Атлантический океан, отдали предпочтение самолету (594 тыс. человек по воздушным путям и 453 тыс. — по морским). С тех пор авиаперевозки людей над океаном превосходят морские. К примеру, ныне 3/4 пассажиров преодолевают путь Европа — Северная Америка по воздуху. Это объясняется не только большой скоростью самолетов (рейс длится около 8 часов), но и использованием здесь рычагов относительно низких тарифов, что позволило привлечь на авиатранспорт большое количество людей. Среди современных «воздушных» пассажиров туристы оттеснили на второй план деловых людей — чиновников, дипломатов, коммивояжеров и др.

Кроме пассажиров авиация перевозит большое количество ценных и срочных малогабаритных грузов и почтовых отправлений.

В настоящее время мировые воздушные пути образуют весьма обширную и разветвленную сеть смешанного характера. Значительная часть авиатрасс пролегает над сушей, но немало их и над океанами и морями. Воздушные пространства над сушей и морем нередко представляют собой составные части одних и тех же авиалиний. Существуют кругосветные воздушные трассы. Например, одна из них, протяженностью 37 тыс. км, эксплуатируемая компанией «Пан-Америкэн», начинается в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне и проходит далее через Лондон (или Париж), Рим, Стамбул, Тегеран, Карачи, Калькутту, Рангун, Бангкок, Сянган, Токио, Гонолулу и заканчивается в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сиэтле. От кругосветных линий отходят ответвления и вглубь материков и на отдельные острова. Воздушные трассы пролегают над всеми океанами, образуя над каждым из них характерный рисунок, определяемый связями между странами.

При прокладке маршрутов транспортных самолетов учитываются природные факторы, и прежде всего погода на высоте полета. В гидрометеорологическом обеспечении авиаперевозок над Мировым океаном принимают участие не только специальные морские суда, так называемые «корабли погоды», но и космические спутники. Такое взаимодействие людей в воздухе и на море делает авиаперевозки определенным образом причастными к хозяйственной деятельности людей в океанах и морях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.