Транспортно-географическая характеристика Северного ледовитого океана и антарктических вод

Значительно удаленные от оживленных линий мирового судоходства, Северный Ледовитый и Южный океаны, несмотря на суровые природные условия, в некоторых районах используются как транспортные магистрали. Их основная отличительная черта — почти повсеместная круглогодичная ледовитость. Она служит основным препятствием для мореплавания, поэтому здесь применяются специальные типы транспортных судов — ледоколы и ведется научно-оперативное обслуживание флота, что заметно удорожает перевозки. Эти особенности наиболее ярко выражены в плаваниях по морям Субарктики.

Морские перевозки

Вместе с тем пути, проходящие вдоль северных берегов Евразии, значительно сокращают расстояния из северных портов европейской территории нашей страны в порты Дальнего Востока, а морские трассы Америка-но-Канадского севера — от североатлантических до северотихоокеанских берегов этих стран.

Кроме того, морской транспорт в значительной мере ключ к освоению Севера, поэтому он широко используется для грузообеспечения прибрежных районов Арктики. Плавания по арктическим морям проходят по трем главным направлениям: из Атлантического океана через Норвежское море вокруг Скандинавии в Баренцево море; из Баренцева и Белого морей на восток по Северному морскому пути (более подробно о нем см. в разделе, посвященном нашей стране); по разным маршрутам в водах зарубежной Арктики.

В этой части океана судоходство развито главным образом в районе, ограниченном меридианами 10 и 170° з.д. и параллелями 50 и 85° с.ш. на площади более 20 млн. км2. Здесь проходит около двух десятков традиционных ледовых трасс. Они соединяют между собой отдельные пункты Канадского Арктического архипелага, северные районы Гренландии и Аляски, западные берега Гренландии и северо-восточное побережье США и т.д. Суммарная протяженность морских путей этого района достигает примерно 20 тыс. миль.

Главная транспортная магистраль морей зарубежной Арктики — Северо-Западный проход с конечными пунктами: бухта Гуз-Бей на востоке и мыс Принца Уэльского на западе. Эта трасса имеет два варианта: северный — через пролив Парри — и южный — через проливы Канадского Арктического архипелага. Выбор того или другого из них определяется ледовой обстановкой и транспортными задачами.

Сквозные плавания по всему Северо-Западному проходу практически не совершаются, но их развитие намечается. Главное место в судоходстве по зарубежным арктическим морям занимает доставка грузов снабжения в заполярные пункты. Общий объем перевозок здесь предположительно превышает 1 млн. тонн. В поселки Аляски и Канадской Арктики суда завозят ежегодно около 100 тыс. тонн грузов, в порты Туле, Фробишер-Бей и др.— примерно 700 тыс. тонн, в устье Маккензи — 100-300 тыс. тонн, к восточным берегам Гренландии — около 200 тыс. тонн и т.п.

Интенсивность перевозок на некоторых участках Северо-Западного прохода особенно возросла в последние годы в связи с открытием нефтяных месторождений на северо-востоке

Аляски, в заливе Прадхо-Бэй. Это увеличило завоз сюда оборудования, материалов, продовольствия и других грузов. Вместе с тем возникла необходимость в морском вывозе нефти. В связи с этим были осуществлены экспериментальные плавания супертанкера с ледовым креплением «Манхеттен», которые доказали возможность танкерных перевозок. Рассматриваются проекты развития подледных транспортных рейсов атомных подводных танкеров. Все это свидетельствует о повышении значения Северо-Западного прохода как транспортной артерии зарубежной Арктики.

Морские пути Южного океана из-за их отдаленности в транспортном отношении используются весьма ограниченно. Они связывают антарктические острова с различными странами. Суда проходят через Магелланов пролив в основном при грузообмене атлантических и тихоокеанских государств Южной Америки. Видное место в транспортных перевозках по антарктическим водам занимает доставка грузов для зимовщиков Антарктиды. Транспортные суда совершают сюда регулярные специальные рейсы из стран, имеющих антарктические научные станции.

В настоящее время Северный Ледовитый океан в транспортном отношении используется гораздо интенсивнее, чем Южный. Несмотря на суровые природные условия и удаленность, арктические и антарктические воды в современных условиях включены в хозяйственное освоение, правда ограниченно. Здесь используются только биологические ресурсы, в небольших размерах добывается нефть и совершаются морские перевозки. Из этих производственных отраслей наиболее важная и развитая — рыбохозяйствен-ная, ей уступает транспорт. Вместе с тем более интенсивное освоение этих районов Мирового океана может помочь в решении многих актуальных проблем: продовольственной, сырьевой, водной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.