Портово-промышленные комплексы

Под влиянием интенсивного хозяйственного использования Мирового океана на разных участках его побережья сложились своеобразные целостные образования, именуемые портово-промышленными или индустриально-портовыми комплексами. В общих чертах портово-промышленный комплекс понимается как концентрация на пространствах, принадлежащих портам или непосредственно тяготеющих к ним (т.е. в индустриально-портовых зонах), отраслей промышленности, размещение которых здесь обусловлено самим приморским положением порта и выгодами переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, перевозимой по морским путям.

Условия формирования комплексов

Эти комплексы формируются в условиях, когда усилился «сдвиг к морю» многих отраслей промышленности. В основе этого процесса, равно как и образования таких комплексов в развитых странах, лежат глубокие взаимосвязанные социально-экономические причины.

Во-первых, к ним относится рост промышленного производства и изменение его структуры, что в современной системе хозяйства вызвано погоней за прибылью.

Во-вторых, углубление международного разделения труда и связанное с ним усиление зависимости большинства развитых государств от импорта топлива и сырья из развивающихся стран. Дефицит этих ресурсов в развитых  странах Западной Европы обусловлен крайней ограниченностью или полным отсутствием в их недрах важнейших полезных ископаемых (нефти, марганца, свинца, фосфатов и т. п.), либо истощением некогда богатых месторождений (например, бокситов во Франции), либо снижением экономической эффективности использования местного сырья из-за его низкого качества. Так, французская руда с низким содержанием железа уступает высококачественным железным рудам, добываемым в других странах. Весьма бедная сырьем, но экономически высокоразвитая Япония остро нуждается в различных природных ресурсах и получает их извне.

Ввоз топливных и минеральных ресурсов в развитые страны за последние 20 лет вырос в 2-3 раза, а по некоторым видам значительно больше. Например, доставка нефти в Японию увеличилась в 7 раз. В настоящее время значительная часть потребности западных стран в топливе, рудах черных и цветных металлов, химических продуктах, лесоматериалах и т. п. удовлетворяется импортом.

В-третьих, оживление деятельности морского транспорта и техническое усовершенствование транспортных средств, вызванные необходимостью обеспечивать объемы перевозок в масштабах, ранее немыслимых. В результате этого в составе торгового флота появились быстроходные, крупнотоннажные и хорошо оснащенные средствами механизации наливные и сухогрузные суда. Их эксплуатация привела к сокращению стоимости морских перевозок. Таким образом, необходимость снабжения сырьем развитых стран, осуществляемого флотом, дополняется таким важным фактором, как высокая рентабельность его доставки морским путем. Вместе с тем размер судов, а соответственно их осадка и возможность захода в портовую акваторию стали одними из важных показателей при выборе того или иного порта для развития в нем или на прилежащей к нему территории промышленности.

Кроме зависимости от импорта сырья и выгоды его морских перевозок важное значение имеет усиление роли межнациональных корпораций в экономике всех стран. Эти корпорации, захватив в сферу своей деятельности многие развитые и развивающиеся страны, широко обмениваются полуфабрикатами, экспортируют готовую продукцию с территории чужих стран, снабжают предприятия оборудованием и т.п. Все это делает порты и припортовые районы удобными для размещения предприятий обрабатывающей промышленности, продукция которых идет на экспорт. Примерами могут служить автомобильные заводы американских концернов в Антверпене и Гавре, сборочные автозаводы в Германии и др.

В некоторых частях океанского побережья усиление значимости припортовых зон связано с освоением топливных и энергетических ресурсов океана. Подводная нефтегазодобыча концентрирует в прибрежных районах обслуживающее хозяйство, которое включает в себя, к примеру, хранилища топлива, склады резервного оборудования, материалов и т.п. Перспективы развития строительства атомных электростанций связаны с их размещением в береговой зоне, где достаточно воды для охлаждения реакторов.

Все эти причины порождают формирование портово-промышленных комплексов и вместе с тем обусловливают особенности их отраслевой структуры. Наглядное представление о ней дает схема, заимствованная из упоминавшейся работы Б. Г. Ушакова. Из нее видно, что в составе портово-промышленных комплексов господствуют производства, работающие на ввозимом через порт сырье (нефтепереработка, черная и цветная металлургия, химические предприятия, энергетика и др.); кроме того, в эти комплексы входят отрасли, обусловленные положением центра (судостроение, судоремонт). В последнее время значительное развитие здесь получили предприятия, вырабатывающие в основном экспортную продукцию (электротехника, радиоэлектроника и др.). Создание на побережье возле портов — получателей сырья крупного производства по его переработке (нефтеперерабатывающие, металлургические, химические и другие заводы) сокращает внутренние перевозки, уменьшает производственные издержки, что увеличивает конкурентоспособность этих предприятий и стимулирует их развитие.