История исследования Тихого океана

Древние народы, населявшие берега Тихого океана, совершали плавания по различным его акваториям и получали первые представления о ветрах, волнении, течениях и других условиях мореходства, а также о природе неизвестных им ранее побережий, островов и прибрежных вод. Но европейцам величайший из океанов стал известен только в первой половине XVI в. — после завершения кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана (1519-1522).

В эпоху Великих географических открытий в связи с интенсивными поисками новых земель был собран большой фактический материал о природе Тихого океана.

Военные походы и торговые мореплавания этого периода приносили сведения и собственно научного значения. В 1648 г. С. И. Дежнев впервые прошел проливом, соединяющим Северный Ледовитый и Тихий океаны, получившим позднее название Берингова. В XVIII в. большой вклад в исследования наряду с французами и англичанами внесли русские экспедиции И.И. Беринга и А. И. Чирикова (они достигли берегов Северной Америки, описали часть Курильских о-вов и др.).

К началу XIX в. относятся первые крупные океанографические работы в Тихом океане.

Во время кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806) измерялась температура воды на разных глубинах, проводились наблюдения за атмосферным давлением. Систематические измерения температуры, солености и плотности воды на разных глубинах производились экспедицией О. Е. Коцебу (1823-1826), во время которой физик Э. Л. Ленц впервые применил батометр. В 1820 г. Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым был открыт материк Антарктида, а также ряд островов. Большим вкладом в развитие науки явилось плавание на корабле «Бигль» (1831-1836) с участием Чарльза Дарвина.

Новый период в исследовании Мирового океана начался с английской кругосветной экспедиции на специально оборудованном судне «Челленджер» (1872-1876), во время которой велось комплексное океанографическое изучение и Тихого океана.

Для прокладки подводного телеграфного кабеля между Северной Америкой и Азией с 1873 г. США стали использовать свои военно-морские суда с целью изучения рельефа дна. Промеры, которые велись по линии о. Ванкувер — Японские о-ва позволили получить первый широтный профиль дна Тихого океана. С конца XIX в. и до 20-х гг. XX столетия рядом стран было организованно несколько крупных океанографических экспедиций. В результате их работ были выявлены новые подводные хребты и поднятия, глубоководные желоба и котловины, составлены карты рельефа дна и донных отложений, собран обширный материал об органическом мире океана.

С 20-х гг. начался этап детального изучения Мирового океана. Применение эхозондирования с измерениями на ходу судна позволили получить представление о чрезвычайной сложности строения дна океана. Использование сейсмографов выявило наличие тихоокеанского сейсмического кольца. Были продолжены биологические, гидрохимические и прочие исследования Тихого океана.

После второй мировой войны совершенствуется океанографическая техника. Снаряженные новым оборудованием и приборами, через Тихий океан прошли 3 кругосветные экспедиции: шведская, датская и британская. В 1949 г. начались работы научного судна «Витязь» (СССР). С ним связана целая эпоха изучения рельефа дна. Во время многочисленных рейсов «Витязя» были сделаны крупные открытия, прежде всего по морской топографии и геологии Охотского, Японского, Берингова морей и открытой части океана. Впервые проводились длительные наблюдения за течениями. В 1957 г. океанологи «Витязя» нашли глубочайшую впадину Мирового океана — Марианскую (11 022 м). Работы «Витязя» были продолжены научными кораблями «Дм. Менделеев», «Обь», «Академик Курчатов». В послевоенные годы развивалось и международное сотрудничество в изучении Тихого океана. Оно началось со съемки судами Японии, США и Канады северной части океана (программа НОРПАК). Затем последовали совместные международные программы Международного геофизического года (МГГ, 1957-1959), ЭКВАПАК, КУРОСИО, ВЕСТПАК и др. Ведутся стационарные наблюдения в открытом океане, которые осуществляются в ограниченных районах со сменой исследовательских судов. Первые такие станции в Тихом океане организовали Япония и Канада. Крупнейшее открытие 50-х гг. XX в. — обнаружение американской экспедицией глубинного противотечения Кромвелла.

Замечательным техническим достижением является глубоководное бурение. С 1968 г. непрерывно работает специально построенное американское судно «Гломар Челленджер». В исследованиях океана чрезвычайно перспективно применение автономных подводных аппаратов — батискафов. Они имеют возможность погружаться на самые большие глубины, что и используют океанологи для изучения различных глубоководных желобов, в частности Марианской впадины. Велось прямое наблюдение за «расползанием» литосферных плит. Благодаря батискафам открыта своеобразная фауна вокруг гидротерм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.