Экономико-географическое районирование мирового океана

Из всех рассмотренных видов районирования лишь экономико-географическое в наибольшей степени отвечает задачам, поставленным в этой работе, поэтому оно рассматривается самостоятельно и более подробно, чем другие виды. В нем прослеживаются черты и статистического, и экономического, и экономико-экологического районирования, но есть и своя специфика. Она заключается в том, что главное место здесь занимает хозяйство, которое понимается нами как совокупность объектов производственной и непроизводственной сфер.

Кроме того, в экономико-географическом районировании, как, впрочем, и в других видах районирования, появляются свои особенности, когда объектом исследования становится Мировой океан.

Наконец, есть конкретный пример экономико-географического районирования Мирового океана, который с дополнениями целесообразно привести в этой работе.

Главные особенности экономико-географического районирования Мирового океана

Преемственность экономико-географического районирования суши и Мирового океана предопределяет некоторые общие и различные для этих сфер черты.

Принципиальное отличие экономико-географического районирования океана от аналогичного районирования суши заключается в том, что последнее охватывает преимущественно освоенные территории со сложившейся производственной структурой, тогда как океан районируется в процессе его хозяйственного освоения.

Следуя формулировке С. В. Михайлова, экономико-географиче-ский район Мирового океана — это часть его акватории, отличающаяся от других природными условиями и ресурсами, уровнем и перспективами их использования и профилем специализации хозяйства.

В таком понимании морские экономико-географические районы складываются под влиянием определенных районообразующих факторов. Один из основных среди них — производственный фактор. Он основан на соответствии производственных отношений и производительных сил. Производственные отношения оказывают решающее влияние на уровень и организацию производительных сил морских районов, специализацию их хозяйства. Производительные силы в общем формируют хозяйственный облик экономико-географических океанских и морских районов.

Важнейший районообразующий фактор — пространственное, или географическое, разделение труда. Оно представляет собой такое разделение общественного труда, при котором производство и потребление определенной продукции пространственно разобщены. На этой основе между районами производства продукта и районами его потребления возникают экономические связи, материальным выражением которых служит товарный обмен, осуществляемый с помощью транспорта. Географическое разделение труда обусловливает специализацию хозяйств морских районов, что способствует повышению производительности труда в них и приводит к необходимости товарообмена.

Весьма существенный фактор районообразования на Мировом океане — уровень материально-технической базы человеческого общества. Это особенно ярко проявляется в настоящее время, в век научно-технической революции. Создание специальной техники, способной функционировать в морской среде, позволяет расширять пределы освоения океана, вовлекать в сферу производства дополнительные виды природных ресурсов, прокладывать новые морские пути и т.п., что способствует формированию определенных хозяйственных районов в океанах и морях. Низкий уровень морской техники в древние времена ограничивал добычу биологических ресурсов и судоходство прибрежной зоной океана, ныне современная техника вывела рыболовство и мореплавание в открытые пространства океанов и морей, создав тем самым условия для формирования промысловых и транспортных океанских районов.

Некоторые приморские участки суши с хорошо развитыми отраслями морского производства могут стать центрами образования районов в океанах и морях. Такие центры играют роль районообразующих факторов в открытых районах Мирового океана. К примеру, мурманское побережье и Баренцево море стали отправными пунктами развития рыболовства в Северной Атлантике, где с течением времени сформировались крупные промысловые районы Мирового океана.

Большое значение для формирования районов в океане имеют природные ресурсы, которые во многом определяют хозяйственную специализацию района. Вполне естественно, что на базе минеральных полезных ископаемых складывается один профиль хозяйства, на основе топливных ресурсов — другой, биологических — третий ит.д.

Районообразующие факторы действуют объективно независимо от сознания человека, а их проявление зависит от исторических условий. Экономико-географический район Мирового океана — это не только пространственное понятие, но и общественно-историческая категория, неразрывно связанная с уровнем технической вооруженности общества. Так, усовершенствование судов и техники привело к созданию в различных частях Мирового океана районов нефтедобычи с определенным профилем хозяйства, производственными связями, пространственными контурами и т. д. А разработка в перспективе специальных средств для промышленной добычи железомарган-цевых конкреций при воздействии других районообразующих факторов приведет к возникновению в Мировом океане иных по хозяйственной специализации районов.

Экономико-географическим районам Мирового океана, учитывая его глобальные пространства, свойственны определенное положение и значимость в мировом хозяйстве. К примеру, северные части Тихого и Атлантического океанов — два центра мирового рыболовства, воды Антарктики — главные районы мирового китобойного и крилевого промыслов, Северная Атлантика — средоточие международных морских путей и т. д.

В отличие от экономико-географических районов суши, для которых характерна взаимосвязь, основная черта тех же районов Мирового океана — связь каждого из них с берегом, материально выраженная в морских перевозках от промысловых районов к берегу и обратно. Берег — отправное и конечное звено хозяйственной деятельности на Мировом океане независимо от ее вида и места, будь то добыча биологических и топливных ресурсов или прокладка кабельной сети по дну океанов и морей.

Структура хозяйства морских экономико-географических районов включает в себя рыбную, нефтедобывающую, химическую, горнорудную промышленность, морской транспорт. Однако на современном уровне освоения океана эти отрасли в совокупности встречаются редко и межотраслевые производственные связи довольно ограниченны. Более того, с экологических позиций рыболовство и добыча нефти трудносовместимы на сравнительно ограниченных пространствах, так как биологическая продуктивность, а следовательно, уровни добычи во многом зависят от качества морской среды, на которое отрицательно влияют морские нефтепромыслы. Это хорошо иллюстрирует пример Северного моря, где с развитием добычи нефти снизились уловы рыбы.

В морских экономико-географических районах существует комбинирование и кооперирование производства. Однако в отличие от суши, где предприятия, работающие по принципу кооперирования и комбинирования, пространственно разобщены, в морских условиях они либо объединены, либо находятся в непосредственной близости. Так, переработка биологических ресурсов обычно производится на самом добывающем судне или на плавучих базах, находящихся в районах промысла. Кооперированные с ними транспортные суда, доставляющие на промысел горючее, пресную воду, продовольствие и т.п., находятся вблизи промысловых и базовых рыбо-хозяйственных судов.

Формируясь под воздействием всех этих условий, экономико-географические районы Мирового океана приобретают свою специфику, связанную с природными особенностями морской среды, характером и видами естественных ресурсов. Они не столь разнообразны, как на суше. На современном этапе развития человеческого общества они освоены в значительно меньшей степени, чем на суше. Все это отражается на объективном процессе образования экономико-географиче-ских районов в Мировом океане. Отсюда и познание сущности формирования морских районов (районирование Мирового океана) возможно пока с определенными ограничениями. В частности, из двух видов экономико-географического районирования — отраслевого и интегрального (общего) — в настоящее время применительно к океану существуют известные предпосылки только для первого из них, а для второго они возникнут в перспективе, при его дальнейшем хозяйственном использовании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.