Пассажирские и грузовые суда

Есть лодки и корабли всех форм и размеров — от одноместных каноэ до огромных лайнеров с сотнями пассажиров на борту. Первые лодки вышли в море по меньшей мере 20 тыс. лет назад. Сейчас самые важные суда — это грузовые. Они перевозят продукты питания, нефть, сырье и промышленные товары из одной страны в другую. Автомобильные паромы перевозят пассажиров и автотранспорт на короткие расстояния, например через реки и озера, между островами, через небольшие моря, такие, как Адриатическое и Балтийское. Большие паромы могут взять на борт более 2000 пассажиров и 600 автомашин. Некоторые из них имеют спальные каюты для ночных рейсов. Здесь показан паром, курсирующий между Англией и Францией. На этой карта показаны основные пути судоходства. Толстыми пиниями обозначены самые интенсивные маршруты. Панамский и Суэцкий каналы избавляют многие корабли от длинного пути вокруг Африки и Южной Америки, но они слишком узки для нефтяных супертанкеров.

Когда суда на подводных крыльях набирают скорость, их корпус поднимается над водой. Это уменьшает сопротивление и позволяет развивать скорость более 148 км/ч.

Суда на воздушной подушке скользят над водой на слое сжатого воздуха, который нагнетается мощными вентиляторами. Пропеллер служит для движения судна вперед.

Танкеры в своих отсеках перевозят нефть и другие жидкости. Это самые большие из всех когда-либо построенных кораблей. Некоторые из них более чем в 20 раз длиннее теннисного корта и могут перевозить свыше 400 тыс. тонн нефти.

Контейнеровозы перевозят различные товары в больших металлических ящиках стандартного размера — контейнерах. Портовые краны очень быстро разгружают и загружают их с железнодорожных платформ или грузовиков. Один контейнеровоз может перевозить 2000 контейнеров.

Дальнее морское путешествие, называемое круизом, можно совершить на большом корабле — круизном лайнере. Это плавучая гостиница с ресторанами, салонами, кинотеатрами, магазинами, барами, плавательными бассейнами, игорными залами и даже больницей.

Суда не могут пересекать океан без навигационных приборов, помогающих находить путь. В прошлом моряки определяли направление по компасу, долготу (восток-запад) с помощью хронометра и широту (север-юг) с помощью секстанта. Современные корабли имеют электронное навигационное оборудование. Они могут определить свое местонахождение по спутниковой связи или по радиосигналам с берега. С помощью радаров они узнают об айсбергах, рифах и других судах на своем пути. Радар посылает радиоволну и измеряет время до возвращения ее отражения. Сонар обнаруживает подводные объекты. Плавучие и стационарные маяки и навигационные буи помогают кораблям зайти в порт. Секстант использовался для измерения высоты угла Солнца, звезды или планеты над горизонтом, чтобы определить географическую широту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.