Единство и разнообразие человечества в условиях перехода биосферы в стадию ноосферы

Биологически человечество представлено одним видом — Homo sapiens (см. статью «Первые люди«). Внутри этого вида наблюдается весьма значительное генетическое разнообразие. Человечество состоит из шести рас, представители которых заметно отличаются друг от друга и внешним видом, то есть сочетанием морфологических признаков, и биохимическими, физиологическими и психическими особенностями. Генетические отличия рас заключаются в различной частоте встречаемости разных аллелей большого числа генов, но эти различия не достигают уровня видовых. Разница в представленности отдельных аллелей и, соответственно, в выраженности тех или иных признаков возникла в результате микроэволюционных процессов под действием естественного отбора, который в разных физико-географических условиях при расселении людей по планете поддерживал разные сочетания признаков.

Основные расы

Антропологи выделяют, как уже упоминалось, шесть основных рас. Белая раса — европеоиды — сформировалась на территории Европы, затем распространилась в Среднюю и Центральную Азию, в северную часть Индии и в Северную Африку. Негроидная раса сформировалась, как выяснилось в последние десятилетия, на юге Европы, а Африку заселила в результате массового переселения, которое до юга континента докатилось уже в историческое время — на рубеже новой эры. При этом негроиды вытеснили на крайний юг Африки ее коренных обитателей, готтентотов и бушменов, относящихся к третьей, койсанской, расе. Четвертая раса — австралоиды, или австралийцы — раса очень древняя, заселяющая Австралию и юг Индии. Наиболее многочисленная раса — монголоиды, заселившие большую часть Азии и крайний север Америки. И наконец, связанная происхождением, по-видимому, преимущественно с монголоидной, американоидная раса, или индейцы. Внутри каждой расы генетическое разнообразие также весьма велико; сравните хотя бы таких представителей белой расы, как испанцы и финны, арабы и шведы. Внутри любого этноса, национальности, генетическое разнообразие тоже достаточно велико — типичный облик, например, рязанца, отличен от типичного облика архангелогородца. Даже жители одного села все отчетливо индивидуальны и внешне, и по характерам.

Большинство этносов при своем формировании испытывали некоторый уровень смешения рас. Так, многие этносы Южной (Латинской) Америки образовались при смешении европеоидной расы — испанцев и португальцев — с американоидной — индейцами-аборигенами. Многие этносы Евразии имеют признаки смешения европеоидной и монголоидной рас. Возрастание генетического разнообразия в таких случаях, возможно, способствовало этногенезу, поддерживая высокий уровень пассионарности (в терминах гипотезы Гумилева) за счет некоторого количества метисов, не слишком прочно связанных с традициями одного из прежних этносов. Это позволяет с надеждой оценивать приспособительные возможности человека в будущем, если оно у человечества есть.

Однако жестокость естественного отбора человек может заменить какими-то гуманными формами поощрения наиболее генетически перспективных браков. Сразу заметим, что это — тоже опасный путь. Известно, что идея улучшения человеческого рода с использованием методов генетики может выродиться в совсем не гуманную, а в человеконенавистническую идею расового или национального превосходства и лечь в основу расовой политики фашистского толка. Эта тема настолько пронизана острыми моральными и этическими проблемами, что ее обсуждение в курсе экологии, по-видимому, не вполне уместно. Экономическая интеграция стран и народов, развитие коммуникаций, небывалая в истории активность межэтнических контактов способствуют повышению частоты межэтнических браков. Хотя в современных условиях это создает иногда неожиданные жизненные трудности, как, например, в случаях  армяно-азербайджанских браков после возникновения Карабахского конфликта, их роль в повышении генетического разнообразия разных этносов и в их политическом и экономическом взаимодействии и взаимопонимании, может быть, еще недооценена.

Экологический кризис — это вызов всему человечеству, критическая ситуация проверки способности людей, принадлежащих к разным этносам, объединить усилия в спасении планеты. Ни одна страна, ни один народ не вправе уклоняться от общей ответственности за состояние природной среды. В то же время очевидно, что экономически развитые страны, богатство которых выросло в значительной мере за счет эксплуатации бывших колоний, ныне стран третьего мира, как правило, очень бедных, должны будут взять на себя значительную часть расходов по реализации мировых экологических программ. Но, по крайней мере, в области образования, в области выработки новых систем ценностей все страны, независимо от уровня их экономического развития, могут сделать многое. Только упорное, настойчивое формирование действительно «нового человека» может создать реальные предпосылки для разумного управления биосферными процессами и согласования с ними развития технологий, экономики, образования, предпочитаемого образа жизни, информационного обеспечения. Только тогда на Земле возникнет ноосфера, а это, сколь бы общим ни было пока ее определение, по-видимому, единственно возможная форма дальнейшего существования человечества на его родной планете.

Как мы выяснили раньше, все глобальные проблемы возникают в результате интеграции местных, локальных нарушений, каждое из которых само по себе для масштабов планеты обычно несущественно. Поэтому невозможно решить какую-нибудь из них сразу во всепланетном масштабе. Только согласованная работа по ликвидации всех местных нарушений требований экологии, понимание общечеловеческой значимости каждой, даже малой «экологической победы», может позволить преодолеть тенденцию разрушения биосферы. В деятельности всех людей, предприятий, фирм, государств, связанной с использованием ресурсов природы и воздействиями на нее, должен главенствовать давно уже сформулированный принцип: «мыслить глобально, действовать локально».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.