Первые паровозы

Что бы вы подумали, если бы мы сказали, что колесо является великим изобретением? Трудно переоценить значение этого открытия! К сожалению, мы не можем сообщить вам, кто изобрел его, потому что оно было в упо­треблении тысячи и тысячи лет тому назад.

Предполагают, первобытный человек нашел, что ему удобнее передвигать тяжелый груз, например, упав­шее дерево, подложив под него небольшие круглые обрубки деревьев: тогда тяжелый древесный ствол мог быть передвинут с гораздо большей легкостью по земле.

Когда в древности человек толкал и тянул пред­меты при помощи подложенных под них круглых валиков, ему не нужно было много напрягаться, чтобы додуматься укрепить как либо эти валики под грузом, и, таким образом, по всей вероятности, было изобре­тено колесо еще в очень отдаленные от нас времена. Но сейчас нас интересует, кто изобрел первый паровой локомотив, и каким образом это изобретение осуществилось.

Вполне естественно, что первый паровоз мог появиться на свет лишь после изобретения Джеймсом Уаттом практи­чески пригодной паровой машины. Действительно Джеймс Уатт взял патент на паровоз сразу же после окончательной отладки своей паровой ма­шины. Патент этот нахо­дится в английской биб­лиотеке патентов. Когда кому-нибудь из вас удастся побывать в Англии, то, может быть, вы пожелаете посмотреть самую первую модель его паровоза. Для этого вам придется отправиться в Бирмингем в галерею искусств. Там вы увидите модель паровоза Уатта, сделанную его сотрудником Вильямом Мэрдохом в 1784 г. Но что можно сказать о паровозах Уатта? Ни одного рабочего образца построено не было; имеется только одна модель, построен­ная его сотрудником. Уатт свой патент называет паровой повозкой.

Почему Уатт не построил работающего паровоза? Не потому, что он был слишком стар: ему было 48 лет, когда он получил свой патент, дожил же он до почтенного возраста — 83-х лет. Мы предполагаем, что Уатт все же собирался построить паровоз, но его завод был приспособлен к производству одних лишь паровых машин, да, кроме того, он столько настрадался при изобретении своей машины, что склонен был считать всякое изобрета­тельство большой глупостью. Да, Уатт был не высо­кого мнения о коллегах изобретателях. Во всяком случае разработку проекта практически полезного паровоза он предоставил другим.

Паровоз Ричарда Тревитика
Паровоз Ричарда Тревитика

Некоторые, пожалуй, скажут, что первый паровоз изобрел Георг Стефенсон. Но вы удивитесь, узнав, чтоМонета в честь 200-летия первого парового локомотива Р. Тревитика Стефенсон изобрел свою „Ракету» только через 23 года после пробного пробега еще одного изобретения — паровоза Ричарда Тревитика. Я полагаю, вам уже известно, что железные дороги были изобретены раньше паровозов. Были пассажир­ские поезда, ходившие по рельсам при помощи кон­ной тяги. Стефенсон был гражданским инженером и ему по долгу службы приходилось участвовать в постройке несколько таких же­лезных дорог.

Что же тогда изобрел Георг Стефенсон и чем так известно его изобретение?

Когда Георгу было четырнадцать лет, он помогал своему отцу, кочегару при большой стационарной машине в угольных копях. Он почти не имел школьного образования и до этого работал на ферме, пахал землю и присматривал за коровами. Но Георг старался пополнять свое недостаточ­ное образование, посещая вечерние классы, отры­ваясь для этого от своего дела и занимаясь порой даже после двенадцатичасовой тяжелой работы в угольной шахте.

Первая машина Стефенсона не была быстроходной, она могла проходить только четыре мили в час. Ее могли обогнать и лошади и даже пешеходы. Свой второй паровоз Стефенсон значительно усовершенствовал тем, что отработанный пар мог выходить в дымовую трубу; таким образом, усиливалась тяга в топке. Считается, что Стефенсон впервые применил усиленную тягу в паровозе, но это не так, потому что, если вы присмотритесь к машине Тревитика, то увидите, что и он пользовался этим способом. Стефенсон строил железную дорогу между Ливерпулем и Манчестером; сперва предполагалась конная тяга для движения поездов. Впоследствии железнодорожная компания решила применить паровую тягу и предложила премию в 500 фунтов стерлингов тому, кто построит паровоз, способный проходить 10 миль в час и имею­щий вес не более шести тонн.

Стефенсон решил получить премию и с этой целью построил свою знаменитую „Ракету».

Было еще два конку­рента, машины которых назывались „Новинка» и „Несравненный». Изобре­татель машины „Несрав­ненный» дал ей такое на­звание, потому что был уверен, что она победит в состязании, но как мы увидим, этого не произо­шло в действительности. В этом великом со­стязании паровозы должны были проделать расстоя­ние в 30 миль, но весь железнодорожный путь, по которому им предстояло двигаться, был всего в две мили длиной, а поэтому им надо было пройти 15 раз взад и вперед по этому пути, чтобы преодолеть необходимое для победы в конкурсе расстояние.

Первый из них — „Новинка» — сломался, сделав только две поездки: котел его дал большую течь. „Несравненный» прошел восемь раз по пути и тоже вынужден был прекратить испытание из-за порчи машины; „Ракета» же с легкостью пробежала пятнадцать раз и делала не 10 миль, а все время не менее 12 миль в час, иногда же скорость ее достигала двадцати девяти миль в час. Для ,,Ракеты» это было полной победой и она легко взяла премию в 500 фунтов стерлингов. Все это случилось почти двести лет тому назад (1829).

Когда в следующем году (1830) была открыта железная дорога между Ливерпулем и Манчестером, уже восемь новеньких паровозов типа „Ракеты» тянули длинный поезд из двадцати восьми вагонов с шестью­стами пассажиров. Эти новые паровые локомотивы скоро совсем вытеснили почтовые дилижансы, потому что каждый паровой поезд мог менее чем в два часа доставить из Ливерпуля в Манчестер 130 пасса­жиров. В сравнении с такой скоростью продвижения, езда в почтовых каретах начала казаться до смеш­ного медленной. Тридцать таких почтовых карет были списаны и сразу отправлены в утиль; они отслужили свой век и должны были уступить место огромным железным коням называемым нами нынче паровозами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.