Интернет и общество

Роль Интернета в образовании

Одним из перспективных направлений применения Интернета является обучение. Поиск нужных учебных материалов, изображений, фото и видео, определений и объяснений, открытых учебных онлайн-курсов может существенно помочь при творческой подготовки домашних заданий, написание рефератов, выполнение заданий учебных проектов и освоения новыми знаниями и умениями. Вместе с тем возможности Интернета для обучения, самообразования и удовлетворения собственных познавательных потребностей значительно шире.

Как использовать Интернет для обучения:

  • Поиск учебных материалов: текстовых, изображений, видео. электронных учебников, энциклопедических данных и т.д.
  • Получение консультаций в тематических форумах, энциклопедиях, электронном общении.
  • Углубление знаний и самообразование (дистанционное обучение и тестирование).
  • Создание сетей и сообществ вокруг определенной темы на основе сервисов Веб 2.0.
  • Загрузка нужных программ (с соблюдением Закона об авторском праве).

С помощью Интернета можно обновлять антивирусные базы, получать советы от учителя или тренера во время выполнения задач, проходить тестирование для оценки уровня собственных знаний по различным предметам, дистанционно осваивать новые технологии и получать новые знания, разбираться о конкурсах, которые проводятся в России и за рубежом, и принимать в них участие, готовиться к прохождению предметных олимпиад и внешнего независимого оценивания знаний выпускников и др.

Информатизация образования

Отдельно следует отметить об использовании интернет-технологий как технологической основы дистанционного обучения. В отличие от обычного обучения в классной комнате, образовательные услуги в условиях дистанционного обучения предоставляются с помощью компьютерных сетей. Ученики регистрируются на специальных учебных порталах, получают учебные материалы, индивидуальные задания, при необходимости скачивают их на свои компьютеры или планшеты. По предложенному графику обучения учащиеся самостоятельно выполняют задания, а полученные результаты присылают учителю на портал. Учитель проверяет выполненные задания и выставляет каждому ученику оценку или соответствующее количество баллов, которые заносятся в специальный электронный журнал на учебном портале. Кроме того, процесс обучения может предусматривать проверку знаний в виде тестирования. Ученики могут консультироваться как с преподавателем, так и общаться между собой. Для этого на учебном портале, где установлено специальное программное обеспечение, которое называют системой дистанционного обучения, существуют соответствующие средства.

Пройти бесплатно дистанционные учебные курсы можно как на отечественных порталах Универсариум (https://universarium.org), Интуит (http://www.intuit.ru) и других, так и на порталах, которые открыты известными университетами мира, например, Массачусетским технологическим институтом (https://ocw.mit.edu), созданная преподавателями Стэнфордского университета система дистанционного образования Coursera (https://www.coursera.org) или курсы Йельского университета (https://ctl.yale.edu/using-technology/online-courses).

Полезной для дистанционного обучения является платформа Академия Хана (https://www.khanacademy.org), которая предоставляет доступ к огромной коллекции лекций по математике, истории, здравоохранения и медицины, финансов, физики, химии, биологии, астрономии, экономики, космологии, органической химии, основ гражданственности, истории искусства, макро- и микроэкономики, информатики. А небольшие обучающие видео, которые объясняют основы наук, можно просматривать на видео-канале Интересная наука.

Многие музеи мира предлагают виртуальные экскурсии, которые можно осуществлять, используя Интернет. Например, на портале музея истории природы можно совершить виртуальный тур по выставочным залам (https://naturalhistory.si.edu). А на сайте музея Галилея (https://www.museogalileo.it) можно получить доступ к виртуальному музею и электронной библиотеке.

Кроме материалов для углубления знаний по школьным предметам через Интернет можно узнать о новинках книгоиздания, техники, культурных событиях в мире, в России и в вашей местности; участвовать в различных электронных конкурсах, викторинах и олимпиадах; получить помощь в решении как учебных, так и повседневных проблем, например, как покупать нужные вещи в интернет-магазинах, как осуществлять электронные платежи, как настроить подключение тех или иных устройств, как выбрать место учебы или отдыха и многие другие.

Чему можно научиться с помощью Интернета:

  • Развивать коммуникационные способности, изучать иностранные языки
  • Углублять знания по профильным предметам
  • Определяться относительно продолжения образования и профориентации
  • Уважать свою страну, изучив ее историю и культуру
  • Планировать свой досуг и отдых
  • Использовать информационные технологии
  • Правильно питаться
  • Исследовать историю своей семьи
  • Сознательно выбирать профессию

В процессе работы, учебы или получения нужных сведений из Интернета все чаще возникает потребность обработки текстов на иностранном языке. Современный рынок программного обеспечения предлагает для автоматизации перевода различные программы-словари и переводчики. Если потребность в переводе возникает довольно редко, то покупать и устанавливать на свой компьютер специальное лицензионное программное обеспечение нецелесообразно. В таких случаях можно использовать бесплатные онлайн словари и службы перевода текстов. По количеству поддерживаемых языков (51) и направлений — наиболее универсальным переводчиком является переводчик Google (https://translate.google.com).

При переводе отдельных слов программу можно использовать как онлайн-словарь: Google Translate выводит описание всех значений слова, которое пользователь хочет перевести. Кроме того, есть опция «показать транслитерацию», что особенно важно в ситуациях, когда есть необходимость в переводе трудных для произношения слов или необходимо правильно написать адрес на конверте при отправке письма за границу. А овладеть иностранным языком, например, английским, можно по курсам, которые предлагает сайт Британского совета (https://www.britishcouncil.ru/english).

Роль Интернета в профессиональной деятельности

Развитие информационных технологий имеет большое влияние на профессиональную деятельность членов информационного общества. Рычагами такого воздействия являются:

  • глобализация, интеграция и углубление региональной экономической специализации;
  • конкуренция между производителями товаров и услуг;
  • широкое применение роботов в случаях, когда робот или программа оказываются продуктивными или более эффективными, чем человек, который выполняет ту же работу;
  • интенсивное использование программируемых устройств;
  • рост сложности систем управления;
  • рост требований к экологичности товаров, выпускаемых и услуг, что предполагает бережное отношение к любым типов использования природных ресурсов и сокращения объема производимых отходов.

В связи с этим целый ряд профессий в ближайшем будущем просто исчезнут на рынке труда, а взамен появятся новые, некоторые из которых еще даже не известны. Исследователи уверяют, что 60% профессий, которые будут необходимы через 10 лет, еще не придумали.

Сегодня в мире прослеживаются одновременно две тенденции. С одной стороны, растет спрос на низкоквалифицированных работников, таких как охранники или специалисты по уходу за больными, с другой — работодатели заинтересованы в высококвалифицированных специалистах в области электронной обработки данных и права. В Европейском Союзе провели исследования и выяснили, какие изменения произойдут в различных сферах занятости населения в течение 2015-2025 гг. Экономисты прогнозируют сокращение занятости на 18% в таких отраслях, как добыча угля и сельское хозяйство, а занятость населения в энергетической и газовой отраслях сократится на 10%. В то же время, на 20% вырастет занятость в таких сферах, как недвижимость, наука и техника, 15% — в сфере административной деятельности и службе поддержки и на 10% — в сфере образования. В строительстве и логистике изменений практически не будет.

Новые профессии будущего

В России человек тратит на получение специальности в среднем 3-4 года, поэтому выбор будущей профессии нужно планировать, опираясь на видение развития экономики и производства как минимум на 10 лет вперед. По прогнозам в в мире и в России в частности появятся новые профессии: проектировщики роботов, операторы беспилотников и менеджеры аватаров (кураторы компьютерных персонажей, которые станут интерактивными помощниками людей). Популярными будут архитекторы виртуальной реальности и пилоты автолетов. А из-за ухудшения климата и перенаселение Земли актуальной станет работа климатолога и фермера-агропоника, которые программируют погоду и выращивают растения на небоскребах. Лечить людей начнут нано-медики, генетические консультанты и молекулярные диетологи.

Как связаны профессии и информационные технологии?

Современную жизнь, особенно ее деловую и повседневную составляющую, трудно представить без использования современной компьютерной техники, ведь ни одно предприятие не обходится без использования компьютеров: все повторяющиеся ежедневно операции хранения данных, оформление документов, построения графиков, таблиц, штатных расписаний, создание рекламной продукции предусматривают применение современных устройств и программ.

Сложные современные исследования в медицине невозможны без использования вычислительной техники. К таким исследованиям можно отнести компьютерную томографию, томографию с использованием явления ядерно-магнитного резонанса, ультрасонографию, исследования с применением изотопов. Количество информационных данных, которые обрабатываются при таких исследованиях, имеет столь значительный объем, что без компьютера человек был бы не способен их воспринять и обработать. Актуальным остается также вопрос использования популярных сегодня гаджетов и мобильных диагностических устройств. Недавно проведенные исследования показали, что 91% врачей заинтересованы в использовании электронных медицинских карт. Пациенты получили возможность загружать на смартфоны и планшеты приложения для мониторинга жизненно важных показателей, таких, например, как частота сердечных сокращений и получили широкий доступ к информационным приложениям системы здравоохранения. В ближайшем будущем рассматривается возможность использования врачами и пациентами диагностических устройств в смартфонах и планшетах. Врачи смогут оказывать помощь, используя свои мобильные устройства, просматривая кардио- или энцефалограммы пациента, результаты лабораторных исследований, принимать документы, заказывать необходимые лекарства по электронному рецепту (еPrescription).

Использование вычислительных экспериментов способствовало повышению точности научных исследований. Это позволяет избежать ошибок, связанных с упрощенными моделями. Вычислительный эксперимент доказал свою эффективность в решении многих типов задач в гидро- и аэродинамике, в физике плазмы, исследовании глобальных последствий природных катаклизмов и т.п. Применение компьютерной техники позволяет облегчить, ускорить и усовершенствовать процесс проверки логико-математических операций, производимых на предыдущих стадиях математического эксперимента. В математике и математической логике, например, смогли, наконец, решить топологическую проблему четырех красок. Было доказано, что не менее четырех красок необходимо, чтобы страны, граничащие на карте всегда имели разные цвета. Создание и применение компьютерной графики позволило визуализировать много видов научных информационных данных и создало принципиально новые возможности для исследования, поскольку не всегда результаты научных исследований можно представить в текстовой форме. Формируется новая техника производства синтезированных трехмерных изображений — иконография, которая способна к лаконичному и полном отражении окружающей действительности и наших фантазий.

Использование интерфейса «виртуальной реальности» открывает новые возможности в творчестве дизайнеров, скульпторов, архитекторов. Но наиболее значительна роль этой технологии в раскрытии и развитии творческого потенциала человека.

Широко используется компьютеры и соответствующие программы для расшифровки экспериментальной информации в генетике, молекулярной биологии. Они используются для воспроизведения пространственных структурных моделей сложных молекул на основе рентгеновских снимков. Биолог рассматривает белковую молекулу «через компьютер», подобно тому, как он раньше рассматривал клетку через микроскоп.

Мировая индустрия информационных и коммуникационных компьютерных технологий, по оценкам Всемирного банка, составляет около 1000 млрд долларов, и хотя темпы ее развития самые высокие на мировом рынке (11% ежегодно), спрос на средства информатизации остается неудовлетворенным и растет еще большими темпами. Такая тенденция прогнозируется и на следующие десятилетия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.