Кандомбле

Хотя африканскую религиозную практику кандомбле некоторые ставят не выше культа, интеллектуалы, включая самого знаменитого писателя страны Жоржи Амаду и президентов Бразилии, в частности Аулу, признавали и признают ее социальную значимость. Сегодня африканское кандомбле широко распространено по всей Бразилии и даже чтится в среде представителей среднего класса разных стран мира.

Игры в темноте

Как и танцевально-боевое искусство капоэйра, кандомбле стало продуктом жестких ограничений, налагавшихся на все стороны жизни рабов. Им, лишенным возможности исповедовать собственную религию, не оставалось ничего иного, как искать удовлетворения своих духовных потребностей в «играх в темноте», как часто называют капоэйру, общаясь с богами с наступлением ночи и маскируя всякие признаки африканских традиций. Участники церемоний переняли, но творчески трансформировали католические формы богослужения, принося к собственному алтарю пежи пожертвования в виде хлеба, как при причащении, и пряча своих богов под ликами католических святых. В результате Олорум превратился в Бога-отца, Ошала стал двойником Иисуса, образ Девы Марии превратился в воплощение Йеманжи, богини моря, в канун Нового года чествуемой по всей стране бразильцами всех вероисповеданий.

Проделки дьявола?

Два миллиона бразильцев называют кандомбле своей религией, однако, вероятно, до 20 млн. человек придерживаются этого верования наравне с официальным для страны католицизмом. Хотя традиционно оплотом кандомбле считается Баия, его ритуалы широко практикуются и в Рио-де-Жанейро, и в Сан-Паулу. В отдельных частях Бразилии кандомбле было запрещено вплоть до 70-х годов прошлого века, и в некоторых менее либеральных слоях общества и сегодня рассматривается как атавизм, а то и богохульство.

Наиболее последовательную оппозицию представляет быстро увеличивающее число своих приверженцев пятидесятничество, хотя приверженцы кандомбле, открещиваясь от обвинений в служении дьяволу, уже выиграли целый ряд судебных процессов.

Танец, обращенный к богам

Церемония богослужения начинается с утреннего приношения в жертву животного и проводится главной и рядовыми жрицами без участия паствы. Слово «кандомбле» буквально означает «танец в честь богов». Музыка, в частности бои барабанов, и красочные костюмы составляют неотъемлемые атрибуты службы. Призывая к духам, прислужницы (непременно женщины) впадают в состояние иступленного транса. По окончании церемонии подается еда, и танцы обычно продолжаются до поздней ночи.

Благодари судьбу

У каждого последователя кандомбле есть один или два ориша (первичные духи, в которых воплощен тот или иной аспект божества), с рождения предопределяющие личность человека, наподобие знаков Зодиака. Индивидуальные ориша выявляются в процессе жого-дебузиус, «игры» в раковины, которую проводит жрица. Каждый ориша обладает индивидуальностью и имеет любимые подношения, делая которые, человек выражает свою благодарность или подкрепляет просьбу.

Открытость церемоний

Службы длятся около трех часов и обычно проводятся в террейрус (ритуальные площадки или строения), которых в Салвадоре около двух тысяч. Обычно посторонние могут на них присутствовать: оденьтесь прилично, во что-то белое или светлое, чтобы не оскорбить никого из ориша. Это религиозные церемонии, а потому не фотографируйте и не ждите, что захватывающие ритуалы будут сменять друг друга, как номера циркового представления.

Некоторые агентства в Пелуринью действительно продают билеты на представления для туристов с элементами обрядов кандомбле, но лучше поинтересуйтесь в турбюро контактными данными местных террейрус, большинство из которых находится в пригородах. А ещё лучше, отправляйтесь в Кашоэйру, где сможете познать подлинный характер кандомбле.