Иудаизм Торе

Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

Левит 19:2

Ритуальная чистота

Таара и шума (чистота и нечистота) понимаются как духовные состояния, природа которых не может быть выражена рационально и не имеет ничего общего с физической чистотой и обычной гигиеной: «Понятия чистоты и нечистоты… не относятся к категориям, доступным человеческому разуму, это хуким» (Маймонид). Для иудеев законы ритуальной чистоты чрезвычайно важны: еврейская община должна построить микву раньше, чем синагогу.

Миква

Миква (множественное число — микваот) — специальный бассейн для ритуального погружения, необходимый для соблюдения законов семейной чистоты, для очищения человека после того, как он прикоснулся к трупу человека или животного (кроме кошерных животных, предназначенных в пищу или для жертвоприношения), для очищения посуды, изготовленной неевреем, а также в некоторых других случаях. В прошлом к ритуальному очищению относились очень серьезно. Например, в России еврейские женщины делали проруби в замерзших прудах, чтобы выполнять заповедь ежемесячного погружения в микву.

Сегодня миква — это вырытый в земле и выложенный кафелем бассейн, вмещающий не менее 350 литров воды. Размер миквы варьирует от 3 до 5 метров в длину и от 2 до 3 метров в ширину. В воду ведут ступеньки с перилами. Миква наполняется водопроводной водой (в наши дни вода подогревается) и соединена трубой с другим бассейном, содержащим дождевую воду. Труба закрыта пробкой, которую вытаскивают перед погружением, и таким образом хотя бы немного дождевой воды попадает в микву. Обычно миква сооружается в помещении, примыкающем к синагоге.

Женщинами миква используется в основном для очищения после менструации и родов. Мужчины окунаются в микву перед наступлением Йом Кипура. Некоторые также делают это накануне Шаббата или праздника. Очищение через микву обязательно для нееврея, принимающего иудаизм, — это важная часть процедуры перехода в еврейство.

В ритуальном очищении нуждается не только человек, но и посуда, изготовленная неевреями (та, что непосредственно соприкасается с готовой пищей). При погружении в микву ничто не должно преграждать воде доступ к поверхности посуды, поэтому с нее предварительно удаляют наклейки и ярлыки. Миква, предназначенная для погружения посуды, содержит только дождевую воду. После очищения посуду, при необходимости, моют обычной водой и моющими средствами.

Кашрут

Кашрут (система пищевых запретов) означает ритуально чистое питание — потребление кошерной пищи.

Пища некошерная обозначается словом трефа. Основные принципы кашрута изложены в третьей книге Пятикнижия — Левите. Кошерны все растения (ни одно из них не считается нечистым, хотя, разумеется, не все растения съедобны). Что же касается животной пищи, то здесь действует целый комплекс незыблемых правил:

1) кошерны жвачные животные, имеющие полностью разделенные копыта (например, корова, овца, коза); остальные животные (верблюд, лошадь, свинья и др.) — трефа;

2) некошерны птицы, прямо запрещенные Торой (Левит 11:13-19), например, лебедь, цапля, нетопырь и многие другие. Птицы, не включенные в этот список, теоретически разрешены, но на практике ортодоксальные евреи едят только кур, индеек и уток (во избежание ошибки и в силу давней традиции);

3) животное или птица с дефектом внутренних органов — трефа. Если что-то во внутренностях курицы вызывает сомнение, ее несут к раввину, который и определяет, кошерна ли она;

4) животное или птица, прежде чем отправиться на кухню, должно быть убито специально обученным резчиком (шойхетом) по особому правилу — посредством гихиты. Шхита (разрезание горла острым ножом в области сонных артерий) считается наиболее гуманным способом убоя животного. Благодаря остроте лезвия и точности разреза смерть наступает мгновенно и не приносит животному страданий;

5) поскольку Тора запрещает есть кровь животных или птиц, ее удаляют из мяса с помощью соли и воды. Вначале мясо вымачивают в воде не менее 30 минут, затем помещают на тонкие доски так, чтобы кровь могла свободно стекать. Каждый кусок посыпают крупной солью, ускоряющей выделение крови, а спустя час тщательно промывают;

6) кошерна рыба, имеющая плавники и чешую. Остальные обитатели моря (моллюски, ракообразные, угорь, минога и т. д.) — трефа;

7) все остальные представители фауны (например, пресмыкающиеся и насекомые) нечисты; потребление их в пищу является грехом. Чтобы случайно не проглотить какую-нибудь букашку, забравшуюся, например, » кочан капусты или в складки листового салата, тщательно моют растения и внимательно рассматривают их на свет;

8) основываясь на библейском стихе: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19 и в других местах), — евреи, соблюдающие кашрут, не едят мясную и молочную пищу вместе. Кошерная кухня (в том числе посуда, ножи и др.) разделена на две части — мясную и молочную. Желательно иметь две плиты и две раковины. Если на кухне одна раковина, посуду моют в тазиках. Однако иметь два холодильника не обязательно — считается, что холодные продукты не влияют друг на друга так, как горячие;

8) продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных компонентов (например, овощи, яйца) и приготовленные не в мясной и не в молочной посуде, называются парев. Их можно есть как с мясом, так и с молоком. Если случилось так, что мясная и молочная еда каким-то образом соприкоснулись, обращаются к раввину, который решает, остались ли продукты и посуда кошерными;

9) существует также запрет на одновременное употребление злаковых и бобовых и смешение их в одной посуде.

В начале пути

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, и ты, и потомство твое… обрезан да будет у вас всякий мужчина.

Бытие, 17:9-10

Обрезание

Самым первым и наиболее важным среди обрядов жизненного цикла является обрезание (бритмила) — операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на 8-й день после рождения. Согласно традиции, этот обряд, установленный еще во времена Авраама, символизирует вступление младенца в завет между Богом и Израилем и является знаком принадлежности к Святому народу — единой семье, происходящей от Авраама, Исаака и Иакова. Мужчины-неевреи, которые хотят перейти в иудаизм, также должны сделать обрезание.

У евреев обрезание выполняется могелем — глубоко религиозным человеком, который знает все тонкости обряда и обладает необходимыми хирургическими навыками. Строгих правил относительно места проведения обряда не существует. Ребенок может быть обрезан в роддоме, дома или в синагоге (обычно сразу после утренней молитвы). Если младенец болен или слишком слаб, обряд откладывается на необходимое время.

В обряде принимают участие родители младенца, выбранные ими кваттеры (мужчина и женщина, которые приносят ребенка к обрезанию) и сандак — дедушка ребенка или уважаемый член общины. Считается, что в происходящем духовно участвует также пророк Элиягу.

Выкуп первенца

Когда евреи, странствуя в пустыне, отступили от Господа и поклонились золотому тельцу, только потомки Левия не принимали в этом участия. И тогда священнослужение было передано колену Левия, хотя прежде все сыновья-первенцы посвящались Яхве.

В память о давних событиях через 30 дней после рождения первенца совершается церемония его выкупа. Отец вручает 5 серебряных монет (или предмет такой же стоимости) священнику, символически «выкупая» сына, то есть освобождая его от священнослужения. Однако жизнь простого еврея — тоже весьма ответственная миссия, поэтому церемония выкупа завершается праздничным застольем. Не выкупленный первенец должен, достигнув совершеннолетия, выкупить себя сам.

Совершеннолетие

…Тринадцать лет — это возраст соблюдения заповедей.

Поучения Отцов 5:21

Мальчиков, достигших возраста религиозного совершеннолетия (13 лет), называют бар мицва — «сын заповедей». Согласно еврейскому закону, с этого момента человек способен нести ответственность за совершенные грехи и должен исполнять все религиозные обязанности.

Церемония перехода от детства к взрослой жизни также называется бар мицва. В XIX в. возник обычай отмечать и религиозное совершеннолетие девочек по достижении ими 12-летнего возраста (бат мицва — «дочь заповедей»). Нередко оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавуот.

Торжество по случаю 13-летия мальчика требует серьезной подготовки. В ближайший после этой даты Шаббат подростку предстоит произнести в синагоге благословение на Тору, а также прочитать часть или всю сидру (недельную главу) этого Шаббата.

В некоторых синагогах подросток допускается к чтению Торы только после предварительного экзамена. Чувство ответственности заставляет мальчиков серьезно работать, чтобы достичь требуемого уровня. Чтобы послушать, как бар мицва читает Тору, в синагогу приходят родственники и друзья. Некоторые из них произносят благословение на части читаемой главы,

Когда чтение завершено, отец подростка произносит барух шепатарани — торжественное признание ритуальной зрелости сына и благодарность Господу за то, что удалось вырастить мальчика.

Бат мицва

Общий смысл церемонии бат мицва такой же, как и бар мицвы: с этого момента девочка сама несет ответственность за выполнение заповедей. До недавнего времени в еврейских семьях бат мицва праздновалась редко. Теперь этот обряд становится весьма распространенным и включает отдельные элементы церемонии бар мицва. Например, девочки готовят к торжественному дню небольшую речь об одном из фрагментов из Торы. В сефардских общинах отец бат мицвы произносит барух шепатарани.

Бат хаиль

В большинстве синагог для девочек, достигших 12-летия, проводятся церемонии бат хаиль («дочь совершенства»). Готовясь к этому дню, девочки учат законы Шаббата, праздников и кашрута, а также историю еврейского народа, молитвы и благословения, ходят со своим классом на экскурсию в микву, пишут работы по различным аспектам жизни еврейской женщины, а перед церемонией сдают соответствующие экзамены.

Еврейский брак

Все благословения, которые получает человек, приходят к нему только благодаря его жене.

Талмуд

Канон еврейского бракосочетания сложился в первые века нашей эры. Он включает в себя обряд помолвки, заключение брачного контракта (ктубба) и брачную церемонию, которую совершает раввин в присутствии двух свидетелей.

Согласно еврейской традиции, вступление в брак — необходимое условие развития личности. «Неженатый мужчина не может достичь совершенства», — сказано в Талмуде. «Незамужняя женщина — это незаконченный сосуд», — добавляет к этому «Зогар». Считается большим несчастьем, противоречащим замыслу Создателя, если мужчина или женщина не смогли найти себе пару. В иудаизме помолвка понимается как киддушин («освящение»), а брак — как писуин («возвышение») — именно так называют брачный союз на иврите.

Выбор спутника жизни

В традиционных еврейских общинах родители и другие родственники принимают самое активное участие в поиске брачного партнера для юноши или девушки. До того как молодые люди познакомятся, выясняется, насколько они соответствуют друг другу. Принимаются во внимание особенности характера и воспитания, жизненные планы и устремления предполагаемых брачных партнеров. Если все говорит о том, что они могут подойти друг другу, устраивается их знакомство. В дальнейшем молодые люди сами принимают решение, вступать им в брак или нет. В среде ортодоксальных евреев браки, как правило, очень прочны.

Вопрос о национальности будущего муяса и особенно жены важен прежде всего из-за детей. У иудеев национальность ребенка определяется только национальностью его матери. Если она еврейка, то и ребенок еврей; ребенок матери-нееврейки не признается евреем.

Религиозное право запрещает браки между отдельными категориями людей. Помимо запретов кровосмешения, существует запрет на брак когена (священника по рождению) с разведенной женщиной, с женщиной-нееврейкой (даже перешедшей в иудаизм), а также с женщиной, рожденной от смешанного брака (даже если мать этой женщины — еврейка).

Подготовка к свадьбе

Бракосочетание может состояться в любой будний день (то есть не в Шаббат и не в праздник). В Шаббат, предшествующий свадьбе, жениха вызывают к чтению Торы. В синагоге бросают орехи, изюм или конфеты — символы семейного достатка. В сефардских общинах синагогу часто окуривают благовониями.

Невеста старается назначить дату на такое время, когда, по ее расчетам, у нее не будет менструации, поскольку в этот период супружеские отношения запрещены. Незадолго до свадьбы девушка в сопровождении матери или близкой подруги идет в микву для ритуального погружения.

Сексуальный контакт до свадьбы категорически запрещен.

Свадьба

Брачная церемония проводится раввином и происходит под хуппой — венчальным балдахином на четырех шестах. Стоя под хуппой, молодые как бы находятся в своем обособленном пространстве, отделенном от остального мира, но в то же время чувствуют связь с общиной, поскольку хуппа открыта со всех сторон.

В день свадьбы молодые, вступающие в новый период жизненного пути, должны очистить свои души от совершенных прежде грехов. В их дневную молитву входит покаяние в грехах, произносимое обычно в Йом Кипур. До окончания церемонии жених и невеста постятся.

Брачная церемония включает несколько этапов.

1. Биркат ирусин (начальное благословение). Раввин произносит два благословения над бокалом вина. Первое — благословение, которое всегда произносят, перед тем как пить вино; второе — хвалу Яхве, освятившему еврейский народ заповедями о супружестве. Затем бокал передается жениху и невесте, и они выпивают вино.

2. Жених надевает кольцо на палец невесте и произносит на иврите: «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля».

3. Чтение ктубы (брачного контракта). В ктубе провозглашается намерение жениха содержать жену и заботиться о ней. Обычно ктуба пишется на арамейском языке, родственном ивриту. Иногда читается краткий перевод. В сефардских общинах ктуба читается жениху перед началом бракосочетания.

4. Биркат нисуин (заключительное благословение). Раввин произносит 7 благословений, восхваляющих Бога за сотворение рода человеческого и за счастье молодоженов. Затем жених разбивает ногой бокал (который для безопасности обычно обернут в бумагу). Разбитый сосуд символизирует разрушение древнего Храма, напоминая о том, что радость могла бы быть большей, если бы евреи могли выполнять заповеди, связанные со служением во Храме.

5. Ихуд (уединение). Жениха и невесту отводят в отдельное помещение, где они на некоторое время остаются наедине, прекращают пост и отдыхают, после чего присоединяются к гостям.

6. Шева брахот (7 благословений). В традиционных общинах праздничные торжества продолжаются целую неделю. Вечером каждого дня по очереди в разных домах устраиваются праздничные застолья для чествования молодоженов. В конце такого застолья произносятся шева брахот (7 благословений). Это те же 7 благословений, что произносятся под хуппой.

Развод

Когда человек разводится со своей первой женой, даже жертвенник проливает слезы о ее участи.

Талмуд

Когда возникает угроза разрушения супружеского союза, еврейская традиция требует принять все возможные меры, чтобы примирить супругов и сохранить семью. Вместе с тем признается право супругов на развод, после которого каждый из них может беспрепятственно вступить в новый брак (или возродить старый).

Гет (документ о разводе) должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом и содержать информацию об именах мужа и жены, месте и времени развода. Документ о разводе считается собственностью женщины, однако на практике он обычно остается в распоряжении раввинатского суда (бет дин), а взамен разведенная получает удостоверение о том, что гет был получен.

Если супруги проживают в разных городах, муж должен обратиться в ближайший бет дин. Там в присутствии свидетелей будет написан гет, который затем передадут в бет дин того города или страны, где живет жена. В этом случае жена получает гет также в присутствии свидетелей.

В большинстве стран гет оформляется после гражданского развода; в Израиле еврейский развод — это и есть гражданский развод. По еврейскому закону, гражданский развод недействителен. Супруги-евреи, оформившие развод в гражданском суде, но не прошедшие еврейской процедуры развода, с точки зрения еврейского закона продолжают оставаться в браке. Вступая в новый брак без оформления гета, они совершают прелюбодеяние.

Мамзерут

Если женщина вступает в новый брак, не получив от бывшего супруга гет, она обрекает своего будущего ребенка на участь мамзера (множественное число — мамзерим). «Мамзер» не означает «незаконнорожденный». Еврейская традиция не ставит клейма на ребенке, родившемся вне брака. Но ребенок, который родился у замужней женщины в результате прелюбодеяния, никогда не сможет стать членом общины и вступить в законный брак с евреем. Мамзерут (пребывание в положении мамзера) — это трагическая жизненная ситуация, порожденная одним из наиболее архаичных установлений ортодоксального иудаизма.

Прощание

Когда человек оставляет этот мир, ни серебро, ни драгоценные камни, ни жемчуг не уносит он с собой, но только Тору, которую он изучал, и добрые дела, которые он творил.

Поучения Отцов

В еврейских семьях принято собираться у постели умирающего и быть рядом в момент его смерти. Если это возможно, человек, лежащий на смертном одре, произносит покаянную молитву и Шма. Когда он перестает дышать, близкие произнесут благословение Богу как «судье праведному» и надорвут край своей одежды в знак горя (Бытие 37:34).

После того как смерть засвидетельствовал врач, заботу о подготовке тела к погребению берут на себя работники хевра кадиша (похоронная служба). Они омывают тело и окунают его в особую микву, предназначенную только для прощальных ритуальных погружений, Тело мужчины омывают мужчины, тело женщины — женщины. Затем усопшего заворачивают в льняной саван. На мужчину обычно надевают таллит, в котором он молился при жизни. Тело кладут в простой неполированный деревянный гроб без какого бы то ни было декора и внутренней обивки. Так поступают всегда, независимо от благосостояния семьи покойного: смерть не различает богатых и бедных.

Первая неделя после похорон (шива) — период глубокого траура. Это время авелим (скорбящие) обычно проводят в доме одного из них, не выходя на улицу без крайней необходимости. Трижды в день скорбящие произносят каддиш — поминальную молитву, включающую признание величия Яхве и мольбу о наступлении эпохи всеобщего мира.

Во все дни шивы, кроме Шаббата, во время которого траур запрещен, авелим сидят на низких стульях. Скорбящим нельзя иметь супружеские отношения, слушать музыку, носить кожаную обувь, а также стричь ногти и волосы. Все зеркала в доме покрывают тканью. Днем и ночью горит свеча, символизирующая душу («Душа человека — это свеча Господа»; Притчи 20:27). После того как период глубокого траура завершен, авелим разрешается стричь ногти, сидеть на обычных стульях, выходить из дома и заниматься своими обычными делами.

Шива открывает собой первый месяц траура — шлошим («тридцать»). Мужчины каждый день произносят каддиш в синагоге.

Траур по родителям продолжается год, в течение которого мужчины продолжают читать каддиш. В это время не исполняют и не слушают музыки — это правило отменяется только для профессиональных музыкантов. В день ярцайта (так называется годовщина смерти на идише) днем и ночью горит свеча и вновь произносится каддиш. Близкие покойного зажигают свечу и читают каддиш в каждую годовщину на протяжении всей своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.