Гримуары

Современный человек обычно ассоциирует гримуары с компьютерными играми и фэнтези. Но изначально понятие «гримуар» связано со словом «грамматика», означающим учебную книгу, из тех, что создавались преимущественно в XIII-XV веках праведными христианами. Большинство гримуаров не имеют никакого отношения к договору с дьяволом и содержат в основном толкования Библии. В них приводится много информации относительно ангелов-хранителей и их учений.

В гримуары входят также заклинания, магические формулы, рецепты зелий и описания талисманов. Эти книги советовали, как искать клады, летать, становиться невидимым и влиять на любовные отношения. В них излагались и очень продолжительные, длившиеся месяцами ритуалы, которые позволяли с помощью ангелов призывать духов. Чтобы контролировать ангелов и демонов, человеку необходимы символы их подлинных имен — они часто встречаются и в современных книгах, но зачастую без всяких объяснений. В современной магии тоже используются печати, но практикующие часто наполняют специальные, заряженные силой печати собственными эксцентричными намерениями.

Церемониальная же магия требовала очищения, подготовки и особых одеяний. Человек, участвующий в ритуале, должен быть защищен символами, амулетами и талисманами. На одежду и инструменты помощников тоже наносились символы.

Архангел Михаил, побеждающий дьявола. Аббатство Сен-Мишель-де-Фри-голе (Прованс, Франция).

Ступка и пестик используются для растирания трав.

Использовались различные ножи, мечи, пентаграммы, чаши, свечи, соль и вино. В специальных сосудах готовились настойки и травы.

Круги, треугольники и прочие фигуры рисовали мелом. Мага защищал круг, а призванных демонов заключали в треугольник. Считалось, что нарисованные символы обладают собственной силой. Магические круги были жизненно необходимы. Их изображали на пергаменте или- гравировали на драгоценных металлах. Обычно в круг вписывали треугольники, пяти- или шестиконечные звезды, а в них — геометрические фигуры, буквы иврита, каббалистические знаки и латинские слова. Полагали, что эти символы позволяют контролировать оккультные силы. В средневековых гримуарах, например в «Ключе Соломона» («Clavis Salo-monis»), содержится много подобных символов.

В Средние века и христиане, и алхимики использовали звезды. Треугольники, из которых складывается шестиконечная звезда, символизируют огонь и воду, а следовательно, трансмутацию. Пятиконечная звезда — символ пяти элементов (земля, огонь, вода, воздух и мировой дух) или пяти ран Христа. Современные значения этих символов появились намного позже.

Маг может использовать старинный гримуар или создать собственную «Книгу теней».

Флорентийское Возрождение Козимо де Медичи (1389-1464) принес на свою родину классическое образование. В 1439 году во Флоренции им была основана Неоплатоновская академия, где одаренный юноша Марси-лио Фичино занимался греческой философией и переводил классиков, в том числе Гомера и Гермеса Трисме-гиста. Помимо трудов великих греков, на Фичино повлиял гримуар под названием «Пикатрикс» («Picatrix»).

Емкости с химическими веществами.

Козимо де Медичи.

Крепкий ликер «Голд-вассер» производится с 1598 года.

Гравюра из «Книги без слов».

Неоплатоники стремились объединить идеи платонизма и неоплатонизма с христианским мышлением. Они мечтали вернуть свободу разума, которая, по их мнению, существовала в классическую эпоху. Это привело к развитию гуманизма — представления о том, что человек имеет право использовать собственные доводы  и  убеждения и с помощью просвещения и науки обрести целостность.

Состоятельные классы Европы увлекались всем новым и экзотическим, надеясь получить прибыль от того, что спонсировали. Один алхимик создал для своего покровителя ликер «Данцигер Голдвассер». Его название объясняется тем, что в жидкости содержатся маленькие пластинки 22-карат-ного золота, придающие ликеру лекарственные свойства(считалось, что принимать золото внутрь полезно). Время появления ликера совпало с расцветом алхимических исследований.

Другой немецкий алхимик провел анализ белой глины и открыл тайну китайского фарфора — так появился дрезденский фарфор. На протяжении веков благодаря алхимии был достигнут значительный прогресс в работе с металлами, изготовлении чернил, красок и пигментов, керамики и стекла, в производстве экстрактов и алкогольных напитков.

Распространение знаний Козимо собрал целую библиотеку научных трудов, а его внук Лоренцо Великолепный — вывезенных с Востока классических текстов. Он заказывал переводы и распространял их по Европе.

По словам историка Фрэнсис А. Иейтс, это породило «бурлящий плотный поток герметических, каббалистических, гностических, теургических, сабейских, пифагорейских и просто мистических идей», который «пронесся по Европе, увлекая за собой всех». Так родилось увлечение оккультизмом, которое не ослабевало на протяжении нескольких веков.

Алхимики и символы -«Книга без слов» Символы играли в алхимии важнейшую роль. Книги пестрели символическими изображениями. В «Книге без слов» («Mutus Liber»), французском труде XVII века, содержится иллюстрация-руководство по созданию философского камня.

Слева мы видим солнце и ягненка, справа — луну и быка. На рамах растянуты ткани, а на переднем плане пара выжимает воду в сосуд. В городе на заднем плане видны церкви, увенчанные крестами. На поле падают лучи.

Мужчина и женщина собирают росу, которая оседает на ткани. Для создания философского камня нужна роса — это отсылка к Книге Бытия (27: 28): «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина». Та же цитата использована в «Иероглифической монаде» Джона Ди. Солнце — это отец, Луна -мать, бык и ягненок — Овен и Телец, то есть указано конкретное время: когда Солнце в Овне, а Луна в Тельце. На рисунке Ди Овен и Телец соединены крестом. Лучи Солнца и Луны совмещены, причем количество лучей и крестов тоже обладает собственной символикой.

Считалось, что к символам прибегали, когда было нужно скрыть знания от властей и простых людей. Но более вероятен другой мотив — уберечь идеи от исследователей-конкурентов, что-. бы те не получили преимущество.

Вторая гравюра из «Книги без слов».

Джон Ди.

Рисунок из «Иероглифической монады» Джона Ди.

Однако главная причина использования символики состоит в том, что люди в то время были буквально одержимы символами, и степень этой одержимости в наши дни очень сложно представить. Рисовать некоторые глифы не только очень сложно, на это требуется много времени, но рисование — это тоже неотъемлемая часть ритуала. Кроме того, считалось, что на одной странице глиф может выразить огромные области человеческого знания, что символы сами по себе обладают магией. Как бы то ни было, точность расценивалась как жизненно важное требование к глифам.

Швейцарский алхимик Парацельс полагал, что знаки, символы и буквы обладают удивительной силой и что лучше всего их использовать в гармонии с силами космоса. Буквы можно применять и для практических целей, например для исцеления.

В дальнейшем ученые разрабатывали новые символы, следуя «интеллектуальным тенденциям» своего времени, ведь человек обладает идеями, убеждениями, представлениями и культурой своего века и общества. Комбинации символов использовались для передачи знаний.