Этапы становления христианства

И две тысячи лет — война,

Война без особых причин…

В. Цой

Доникейский период (I век — начало IV века)

По преданию, после распятия Иисуса Христа апостолы в течение 12 лет оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Миссия апостолов Павла и Варнавы показала, что обращаемых язычников не следует связывать архаичным Законом, затрудняющим восприятие нового учения.

Апостольский Собор в 49 году в Иерусалиме утвердил эту практику. Вражда двух конфессий стала непримиримой еще в 35 году, когда иудеи побили камнями архидиакона христианской общины — Стефана; окончательный разрыв между христианством и иудаизмом состоялся после драматических событий 66-70 гг. Иерусалим поднял восстание против римской власти, и Нерон направил войска для усмирения провинции. Согласно преданию, христиане, предупрежденные откровением, покинули город. Иерусалим был разрушен, а храм сожжен. И тогда иудейское духовенство составило формальные проклятия в адрес «отступников» (крещеных евреев), навсегда исключив христиан из синагогальной жизни.

После разрушения Иерусалима церковный центр христиан переносится в столицу империи — Рим, освященный мученичеством апостолов Петра и Павла. Заканчивается апостольский век со смертью последнего апостола Иоанна Богослова (ок. 100 года).

Преемниками апостолов становятся т. н. апостольские мужи первые христианские писатели, ученики и последователи апостолов. Время их деятельности — II-III вв. Многие из апостольских мужей приняли, венед за своими предшественниками, мученическую смерть за веру. Так, Игнатия Богоносца казнили в правление императора Траяпа, а при Марке Аврелии был сожжен на костре Поликарп Смирнский.

К числу наиболее известных апостольских мужей относится Дионисий Ареопагит, первый епископ Афин, и проповедник Климент, папа римский. Первому приписываются несколько писем и трактатов по христианской мистике (т. н. «ареопагитики»); из сочинений второго сохранилось только его Послание к коринфянам. По преданию, Дионисий Ареопагит мученически погиб, проповедуя в Галлии, а Климент был сослан в Крымские каменоломни и там утоплен.

Во II веке начинается и деятельность «апологетов» первых христианских богословов. Апология (греч. «оправдание») — это слово в защиту христианства, содержащее различные доводы в его пользу. Первым из апологетов-богословов был Иустин Философ — платоник, основавший в Риме богословскую школу. В конце II века возникла традиция Александрийского богословия, у истоков которого стояли Климент Александрийский, Ориген (выдающийся экзегет, пытавшийся согласовать христианство с высшими достижениями эллинской мысли), Григорий Чудотворец, автор первого Символа веры, и др. Отцом христианской догматики считается западный богослов Ириней Лионский, создавший труд «Пять книг против ересей». К числу поздних латинских апологетов относится Квинт Тертуллиан, религиозный философ и автор политических трактатов, знаменитый своим ригоризмом и пародоксальным противопоставлением веры разуму («Верую потому, что абсурдно»).

Ко второй половине III века христианская церковь уже представляла собой значительную силу. Римские императоры, рассматривая церковь как возможную политическую соперницу, жестоко преследовали христиан, приравнивая к политической неблагонадежности их отказ от поклонения языческим богам.

В 251 году, в правление императора Декия, началось одно из самых кровавых антихристианских гонений. В Риме погиб папа Фабин, а епископ Карфагена Киприан был вынужден бежать. Не все христиане выдерживали жестокие пытки — некоторые отрекались от Христа, спасая свою жизнь. По окончании гонения встал вопрос: можно ли простить отступников и принять их обратно?

Мнения церковников разделились. Киприан и новый папа Корнелий полагали, что в ряде случаев отступивший от веры должен быть прощен. Римский пресвитер Новатиан настаивал на том, что церковь не должна прощать изменников. Он обвинил оппонентов в отсутствии твердости, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана и главой «Церкви чистых» («кафаров»). Жестокость Новатиана была наказана. На Соборе 251 года Кипри-ш и Корнелий отлучили Новатиана от церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время следующего гонения Киприан добровольно принял смерть за Христа.

Гонения на христиан прекратились с воцарением императора Константина I, даровавшего своим подданным свободу вероисповедания т. н. миланским эдиктом.

Период Вселенских соборов (IV-VIII вв.)

Процесс христианизации огромных масс вчерашних язычников сопровождался возникновением новых богословских школ, покровителями которых иногда становились сами церковные иерархи и даже императоры (к числу «императорских ересей» относятся, например, монофелитство и иконоборчество). Часто епископы проповедовали собственный вариант вероучения и имели свою «группу поддержки» среди населения. Характерной чертой этого периода были ожесточенные схватки, уносившие тысячи жизней.

Константин Великий (годы правления — 306-337), поддержанный церковью в борьбе за престол, приложил усилия к тому, чтобы привести враждующие партии к единой платформе. По инициативе императора был созван 1-й Вселенский собор (325 год), кото-ры й проходил в Никее, близ Константинополя, и длился с 20 мая по 25 июля. Одно из решений Собора оформило союз между императорской властью и церковью.

1-й собор отверг арианство, отрицавшее предвечное существование Сына и равносущность Его Отцу. Ныло утверждено догматическое положение, согласно которому Сын, вечно рождающийся от Отца, есть ис-тиипый Бог и самостоятельная личность. Писания Ария осудили на сожжение, их распространение запрещалось под угрозой смертной казни.

Христологический спор не закончился Никейским собором. Проблема соотношения воли, личности и природы во Христе, имеющая фундаментальное значение для христианской антропологии, обсуждалась в течение нескольких столетий. За период с IV по VIII века состоялось семь Вселенских соборов, установивших главные догматы христианства. Епископ Хиларий из Пуатье, участник Селевкийского синода в 359 году, так описывает церковную жизнь того времени: «Среди нас столько же верований, сколько мнений. Ното-оизгоп, т. е. положение, постановляющее, что Сын состоит из той же субстанции, что и Отец, отвергается, принимается и объясняется следующими друг за другом соборами; частичное или полное сходство между Отцом и Сыном является предметом спора… И мы раздираем друг друга на куски».

Не было единства веры и в императорской семье. Константин преследовал ариан, его преемник Констанций отправлял в ссылки противников ариан, а при следующем императоре Феодосии I (379-395) гонениям подверглись вновь ариане.

Феодосий I издал эдикт о закрытии всех языческих храмов, что закрепило статус христианства как государственной религии, и в 381 году созвал 2-й Константинопольский собор. Собор прошел в христоло-гических спорах, в ходе которых вновь были преданы проклятию как ариане, так и представители других богословских школ: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, апполинариане и др.

3-й Эфесский собор (431 год) отверг песториан-ство, разделившее божественную природу Логоса и человеческую природу Христа. Мария родила человека, а не бога — утверждали несториане. И только по наитию Святого Духа в него вселился Бог и сделал его орудием спасения. Собор объявил это учение ложным, отверг также и учение марионитов, настаивавших на включении Богоматери в Троицу вместо Святого Духа.

4-й Халкидоиский собор (451 год) продолжил обсуждение догмата боговоплощения. Монофизиты (одноестестиениики) учили, что в Христе его человеческая природа была полностью «поглощена» божественной природой Логоса. Собор утвердил догмат, согласно которому Иисус Христос есть одновременно истинный бог и истинный человек; вечно рождаясь от Отца «по божеству», он родился от Девы Марии «по человечеству». Императором Маркианом был издан эдикт, предписывающий карать всех, кто отказывался признать этот догмат.

5-й собор (553 год, в Константинополе) — наиболее неоднозначный и «бурный» из всех церковных съездов — исследовал проблему метемпсихоза (переселения душ). В послании собору императора Юстиниана было сказано: «Итак, Пифагор, Платон, Плотин и их последователи, единодушно признавая души бессмертными, говорили, что они существуют прежде тел и что есть отдельный мир душ, что падшие из них посылаются в тела, и при том так, что души ленивых в ослов, души грабителей в волков, души хитрецов в лисиц, души сластолюбцев в коней. Церковь же, наученная божественными писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена». Собор отверг учение о переселении душ (распространении которого ошибочно приписывалось Оригену) и провозгласил 15 анафем, большей частью направленных против «оригенизма».

6-й собор (680 год, в Константинополе) отверг учение монофелитизма, согласно которому Христос имеет два естества, но лишь одну общую волю. «Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно показать свойства обоих естеств. Различие между естественным и противоестественным страхом смерти для рассудительных ясно и очевидно» (Иоанн Лествичник).

7-й иконоборческий собор (754 год, в Константинополе) был созван с целью запретить почитание икон: «…Для истребления демонских оплотов, воздвигаемых против познания Бога, и для обличения дьявольского коварства и заблуждения… созвали весь священный сонм боголюбезных епископов, чтобы, собравшись вместе, исследовать Писание о соблазнительном обычае делать изображения, отвлекающие ум человеческий от высокого и угодного Богу служения к земному и вещественному почитанию твари».

7-й Никейский (787 год, в Никее) отменил решения предшествующего собора (лишив его статуса Вселенского), отверг иконоборчество и утвердил почитание икон.

После того как христианство стало официально дозволенной религией, церковь перестала проповедовать терпимость и повела масштабное наступление на языческий мир. Западное духовенство искореняло остатки язычества с особым ожесточением. В 376 году римляне разрушили храм Митры, и папа римский сел в священное митраитское кресло (хранящееся в соборе Св. Петра до сих пор). В 389 году архиепископ Феофил разгромил бесценную Александрийскую библиотеку.

В 414 году несчастную Гипатию, язычницу-философа, втащили в церковь и убили ударом дубины. Ее плоть бы па содрана с костей при помощи раковин и брошена в огонь. Папа Григорий II не только предал огню все математические труды римлян, но и сжег Палестинскую библиотеку, уничтожил произведения Ливия и запретил изучение классиков. Вместо греческой логики Рим теперь предлагал чудеса, вместо гиппократовской и галеповской медицины — целительную силу святых мощей и остатков креста Христова.

Начальный период борьбы с инакомыслием аскетически настроенные христиане, стремясь сохранить чистоту своей веры, удалялись в пустыни. В IV веке возникает монашество и появляются первые монастыри. Египетское монашество считается древнейшим. В 285 году его основатель Антоний Великий удалился в глубь пустыни, на гору Колизму. Его ученик, Макарий Египетский, положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а Пахомий Великий основал в начале IV века первый египетский монастырь.

На рубеже эпох

В начале нашей эры весь эллинистический мир был чреват новой религией и томился в муках ее рождения.

А. П. Карсавин

В конце IV века до н. э. воины Александра Македонского покорили Персидскую державу, в состав которой входила и Иудея. «Правитель полумира», воспитанный великим Аристотелем и боготворивший греческую культуру, стремился сделать эллинистические формы искусства, литературы и философии достоянием «варварских» народов. К моменту возникновения Римской империи (63 до н. э.) эллинская культура распространилась по всему средиземноморскому ареалу, и на огромной территории установилось относительное культурное тождество (обстоятельство, во многом предопределившее военно-политические успехи римлян). Почти во всех римских провинциях просвещенное общество говорило на греческом языке, храмы строились н стиле Парфенона, интеллектуальные пристрастия определялись классической греческой философией.

Вместе с тем, к концу I века до н. э. греко-римская цивилизация переживала период упадка, особенно заметного в духовной сфере. Вера в примитивных духов и пл еменных богов осталась в далеком прошлом, отступив перед философией и притягательными мистическими учениями. Но и общепризнанные «многофункциональные» божества, такие как Зевс (Юпитер), Юнона, Аполлон, Марс и др., почитались лишь в силу традиции и в знак лояльности к властям. Государственная религия «ничьей души… уже не волновала» (Т. Моммзен). Доверие к Олимпу было подорвано стараниями самих же императоров, которые устанавливали свои статуи в храмах, рядом с изваяниями богов. Поскольку трудно было усмотреть что-либо божественное в таких правителях, как пьяница Вителлий, развратники Отон и Калигула и др., к юпитерам и марсам также перестали относиться серьезно — по аналогии. Усталость от традиции проявлялась в социальной апатии и философском пессимизме, падении нравов и культе чувственных удовольствий. Города были наводнены астрологами, прорицателями,адептами «тайныхучений». Рим словно искал нового бога и не мог найти.

Палестина переживала трудности иного рода. Евреи мечтали о своем царе, но ненавидели действующего правителя — полуараба-полуидумея Ирода Великого, получившего престол от римских властей. Ненависть была взаимной: тот говорил, что «чувствует влечение к грекам в той же степени, в какой питает отвращение к иудеям». Потеря политической независимости сопровождалась утратой национального единства. В течение многих веков Израиль хранил верность своему богу-покровителю Яхве, не признавая «богов иных», но теперь многое изменилось. Часть общества эллинизировалась, подпав под обаяние языческой культуры и предпочтя ее еврейскому Закону, все больше напоминающему громоздкий свод юридических норм. Другие, напротив, стремились сохранить духовное наследие предков, видя в нем единственный способ сохранения национальной идентичности.

К началу нашей эры в палестинском обществе сложилось несколько религиозно-политических группировок. Партию саддукеев составляла еврейская аристократии. Это были представители высшего духовенства п крупные землевладельцы, не желающие социальных потрясений для Иудеи и финансовых потерь для себя. Они выступали за сотрудничество с римскими властями и против чрезмерно ревностного соблюдения священных заповедей — мицвот. Фарисеи требовали неукоснительного выполнения религиозного долга, строгого соблюдения буквы Закона. Они не позволили бы осквернить субботу спасением животного, упавшего в яму, однако на деле заискивали перед Римом (поэтому слова «фарисей» и «лицемер» со временем стали восприниматься как синонимы).

О секте ессеев рассказывают найденные в середине XX столетия рукописи Мертвого моря («кумранские свитки»). Члены кумранской общины отвергали богатство и проповедовали смирение. Они противопоставляли себя садуккеям, считая, что те осквернили храм и гам институт священства, и были враждебны по отношению к популистской партии фарисеев. Ессеи верили в бессмертие души и придерживались учения, согласно которому души сынов света останутся жить, дабы насладиться «вечным блаженством», в то время как души сынов тьмы обречены на вечные муки. В кум-рапеком «Уставе Войны» подробно описывается организация мессианского войска, которому предстоит разгромить армию сынов тьмы после 40-летней священной войны.

Мессиански окрашенными были почти все национально-освободительные движения I века (восстание Иуды Галилеянина, восстание египтянина Февды, самаритянский мятеж, поднятый пророком Досифеем, и др.). Иногда лидеров называли мессиями, даже если сами они не притязали на эту роль.

Состав палестинского общества был неоднороден и в этническом отношении. В окрестностях Газы жили идумеи — потомки пришлых арабов, в Галилее — потомки древних хананеян (финикийцев), населявших Палестину задолго до прихода сюда еврейских племен. В 166 году до и. э. те и другие участвовали в восстании Маккавеев и были обращены в иудаизм. Они считались иудеями, но как бы «второго сорта».

Вне пределов еврейской общины оставались самаритяне. Когда в 538 году сыны дома Израилева начали возвращаться на родину из Вавилона, лидеры новой религиозной общины Ездра и Неемия соглашались признавать иудеями только тех, кто прошел через вавилонский плен (где продолжали соблюдать еврейские обычаи и сохраняли верность Яхве). Прочие считались отступниками, осквернившими себя смешанными браками и почитанием чуждых богов. Отвергнутая часть израильтян и создала самаритянскую общину (сохранившуюся в Израиле до наших дней).

В начале нашей эры Палестина, беспокойная римская провинция, лежащая на перекрестке древнейших цивилизаций, стала местом рождения Воплощенного Слова и родиной нового вероучения, на тысячелетия определившего развитие мировой истории.

Псы господни

С начала XIII века почти во всех католических странах начинает действовать инквизиция — осо церковный суд для борьбы с ересью и свободомыслием. Незадолго до этого Третий Латеранский собор (1179 год) вынес постановление о «наказании еретиков руками светской власти». Эдикт папы Иннокентия III, посланный архиепископу Аншскому в Гасконь, гласил: «Мы даем вам строгий приказ уничтожать ересь всей имеющейся у вас силой… Если это необходимо, вы можете заставлять герцогов и народ подавлять ее мечом». В течение XIII века церковные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, а позднее — во всех странах Западной Европы, а также на колонизированных территориях Нового Света.

В 1204 году папа Иннокентий III поручил монахам ордена цистерианцев истребить альбигойскую ересь па юге Франции. Впоследствии с этой же целью был организован крестовый поход на север страны. Арнольд Амори, папский легат, сообщал папе о своих успехах:

«Наши люди, не щадя ни чина, ни пола, ни возраста, убили около 20 000 человек мечом, а когда избиение людей было завершено, весь город был разграблен и сожжен. Так удивительно яростно было Божественное возмездие…» В Лаворской резне были сожжены на одном костре 400 человек, в Броме — ослеплены 100 альбигойцев. В Мармане крестоносцы убили 5000 человек, а в 1218 году предали город огню.

Потом настала очередь гуситов, затем — гугенотов. В 1572 году тысячи гугенотов были приглашены на празднество в Париже в честь брака Генриха Наварр-ского. То, что произошло вслед за тем, рассказано католическим историком Мезарэ:

«Шестьдесят тысяч человек, направляемых яростью… бежали туда, куда вели их злоба, жажда мести и грабежа… они не щадили ни стариков, ни женщин, ни даже младенцев… Шестьсот домов было разграблено и четыре тысячи человек убито со всей жестокостью, какую можно себе представить».

Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы — верховного главы инквизиции. «Черновая работа» по искоренению ереси была поручена монашеским орденам доминиканцев и францисканцев. За первыми утвердилось имя Вопит сапез — «псы господни» (эмблема доминиканцев — собака с пылающим факелом в зубах). Основатель ордена Доминик де Гусман за преданность папскому престолу и заслуги в расправе с еретиками в 1234 году был возведен в ранг святых.

Церковный суд не подлежал контролю, следствие велось тайно, произвольно, с применением пыток. Широко использовались (и щедро вознаграждались за счет имущества осужденных) доносы и лжесвидетельства. От суда инквизиции не спасали социальное положение, пол, возраст и даже смерть — осуждение распространялось на родтсвенников и потомков в трех поколениях. Раскаяние обвиняемого не исключало наказания (отлучение от церкви, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма и др.). Тюремное заключение чаще всего было пожизненым. «Упорствующие в ереси» отлучались от церкви и передавались в руки светской власти, что обычно означало сожжение на костре. Ритуал казни еретика включал многолюдные шествия, пение траурных церковных гимнов и траурную мессу, проповедь инквизитора, облачение осужденного в шутовские одежды и, в завершение, публичное сожжение на костре.

Церковь придавала особое значение разоблачению ведьм. Главным «теоретическим» орудием борьбы с этим злом стал трактат по демонологии «Молот ведьм», написанный доминиканцами Генрихом Инститорисом и Якобом Шпренгером и опубликованный в 1486 году. Хотя официально «Молот ведьм» никогда не признавался католической церковью, эта книга стала наиболее популярным обоснованием последовавшей вскоре «охоте на ведьм» (с конца XV до середины XVII вв.) и в той или иной мере сформировала мировоззрение миллионов людей.

Особой жестокостью отличалась испанская инквизиция. В 1480 году король Фердинанд Кастильский учредил Новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой, которая, помимо еретиков, преследовала и отправляла на костер марранов и морис-ков (крещеных евреев и мусульман). Последний акт сожжения в Испании датируется 1826 годом.

В протестантских странах инквизиция была отменена в XVI веке, во Франции — в 1789 году, в Португалии — в 1820, в Испании — в 1834. Дольше других (до 1870 года) просуществовал верховный инквизиционный трибунал в Риме (папская инквизиция).

В 1071 году турки-сельджуки разгромили византийскую армию при Марцикерте и захватили Иерусалим, Антиохию и Никею. Паломнические пути были прерваны, и в 1095 году византийский император обратился за помощью к Западу. Поздней осенью 1095 году в Клер-моне (Франция) состоялся съезд духовенства, во время которого на равнине близ города собралась многотысячная толпа — рыцари, крестьяне, горожане, монахи. К ним папа Урбан II обратился со своей знаменитой речью, в которой призвал всех истинных католиков начать священную войну против мусульман: «Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бою, который должен дать в изобилии трофеи… Земля та течет молоком и медом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем…» Речь папы прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» На призыв Урбана II откликнулись десятки тысяч рыцарей и обедневших крестьян.

Все они в 1096 году отправились в Палестину, где, по преданию, находился гроб Иисуса Христа. Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых походов. Крестоносцы прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на священную войну.

Первый поход не был удачным, но за ним последовали другие. Европа развязала с мусульманским миром настоящую войну, целыо которой было установление контроля над Палестиной и торговыми путями Средиземноморья, что обещало европейскому купечеству значительный рост доходов. К этому времени в Европе, пережинающей экономический подъем, накопилась значи тельная военная сила, не находящая применения дома. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич «На Восток!»

Повседневным явлением во время крестовых походов были акты вандализма со стороны рыцарей, разграбление городов и массовое истребление мусульманского населения. «Любое жилище… превращалось в бойню; узкие улицы и широкие площади одинаково были залиты человеческой кровью» (Сайд Амир Али). Крестоносцы обогащались и за счет работорговли, используя в качестве живого товара жителей Африки. Эта практика закончилась лишь в 1833 году, когда Британский парламент принял закон об отмене рабства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.