Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, изобретатель, ученый, анатом, геолог, картограф, ботаник и писатель. Гений итальянского народа, Леонардо, родился в Винчи близ Флоренции. Это был один из величайших умов, когда либо появившихся в истории человечества. Леонардо стал символом эпохи Возрождения, человеком, который был блестящим специалистом во множестве различных наук, изучение которых было характерно для ряда великих деятелей итальянского Возрождения, в особенности, главного и наиболее талантливого соперника Леонардо, Микеланджело.

Автопортрет Леонардо да Винчи, выполненные в 1512гПо господствовавшему в те времена обычаю, ученый работал для знатных меценатов, в основном для Людовико Сфорца — сына Франческо Сфорцы, Чезаре Борджа и для французского короля Франциска I. За свою жизнь он много раз менял место жительства. Объездил всю Италию: Флоренцию, Венецию, Милан, Мантую, Парму, Рим, а последние годы жизни провел во Франции. Ранние годы жизни Леонардо провел во Флоренции, в последствии переехал работать в Милан. Позже он работал во Флоренции и Риме, а на старости переехал жить во Францию, где и закончил свои дни. Леонардо да Винчи считается одним из величайших художников всех времен, однако до сегодняшнего дня сохранилось всего около 15 его картин. Не потому что он мало творил, а в результате неудачных экспериментов с различными техниками живописи.

Ранняя жизнь

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом городке Хилл Винчи в Тоскане, Италия. Его родители не были женаты, так как родители были из разных сословий: отец был богатым адвокатом, а мать простой крестьянкой. Его имя при рождении, Лионардо ди сер Пьеро, означает, что он был сыном мессера Пьеро, «сер», указывая, что его отец был из привилегированной семьи.

В возрасте 14 лет Леонардо поступил учеником к художнику и скульптору Верроккьо. В его мастерской Леонардо и научился технике живописи, вдобавок приобретя множество технических навыков. В 1478 году он оставил студию Верроккьо приступил своему первому важному заказу: ему было поручено написать запрестольный образ, впрочем, эта работа так и осталась незавершенной.

 

Карьера

Леонардо да Винчи - Точная карта Имола, 1502
Леонардо да Винчи — Точная карта Имола, 1502

С 1482 по 1499 Леонардо работал в Милане для Людовико Сфорца, герцога Милана. В этот период он произвел некоторые из самых важных своих картин. Начиная с 1502 года его работодателем был Чезаре Борджиа, сын папы Александра VI, который назначил его главным военным инженером. Леонардо составлял военные карты и разрабатывал военные укрепления и вооружение. В течение последующих 10 лет он жил и работал постоянно переезжая между Флоренцией и Миланом, пока в 1513 году не переехал в Рим чтобы приступить к работе для папы Льва X. В 1516 году папа познакомил его с Французским королем Франциском I, Леонардо переехал во Францию работал по заказам короля до конца своей жизни. Леонардо да Винчи умер во Франции 2 мая 1519.

 

Картины

Как мы уже писали, всего около 15 картин Леонардо сохранились до наших дней. Занятость мешала Леонардо всецело отдаться живописи, вдобавок он очень тщательно выбирал темы для работ, долго думал перед началом каждой картины. Он также экспериментировал с новыми техниками живописи, некоторые из которых были неудачными — это одна из причин, по которой многие его картины не сохранились до наших дней. Из тех, что есть, «Мона Лиза» является самым известным его произведением. Другие известные его работы — два варианта «Мадонна в скалах», которые были завершены к 1508 году.

Леонардо да Винчи - Мадонна в скалах
Леонардо да Винчи — Мадонна в скалах

 

Тайная вечеря

В 1490-х годах, Леонардо взялся за тему «тайной вечери», трапезы Христа со своими учениками накануне распятия. Эта огромная работа (размер картины составляет 4,6 метров в высоту и 8,8 м в ширину) была нарисована прямо на стене монастыря Санта-Мария Делла Грацие в Милане, где его все еще можно увидеть сегодня. К сожалению, Леонардо применил яичные краски непосредственно на стены, покрытые гипсом. Поверхность вскоре начали тускнеть и отслаиваться. Благодаря умелой реставрации специалистами, «тайная вечеря» частично сохранилась, и мы все еще можем оценить ее великолепие.

Леонардо да Винчи - Тайная вечеря, написана между 1495 и 1498гг
Леонардо да Винчи — Тайная вечеря, написана между 1495 и 1498гг

Мона Лиза

Между 1503 и 1506 годами Леонардо нарисовал поясной портрет женщины, которая стала одной из самых известных картин в мире. Картина является портретом Лизы Герардини, жена богатого торговца шелком из Флоренции. Купец заказал портрет жены для своего нового дома и в честь рождения сына.

Леонардо и Лиза Герардини в студии
Леонардо и Лиза Герардини в студии

Картина, известная как «Мона Лиза», что в переводе с итальянского означает “моя госпожа Лиза” или «мадам Лиза» стала лучшей и самой известной работой Леонардо да Винчи. Итальянское название картины: «Джоконда». На портрете изображена красивая молодая женщина, сидящая на стуле перед воображаемым пейзажем. Главная заслуга Леонардо в тонкой передаче выражения ее лица, которое часто описывается как «загадочная улыбка Джоконды» — является прекрасным примером его гениальности как художника. Картиной «Мона Лиза» можно сегодня полюбоваться в Музее Лувра в Париже, Франция.

Леонардо да Винчи - Мона Лиза
Леонардо да Винчи — Мона Лиза

Дневники Леонардо

На протяжении всей своей жизни Леонардо сделал около 13000 страниц записей и рисунков мира вокруг него. Интересно, что его заметки в основном были написаны в обратном направлении, так что нужно было использовать зеркало, чтобы их читать.

Некоторые из многих анатомических рисунков Леонардо
Некоторые из многих анатомических рисунков Леонардо

Возможно причина в том, что, будучи левшой ему было легче писать так, чем справа налево, хотя он, возможно, сделал это просто ради собственного удовлетворения. Среди многих наблюдений Леонардо представлены анатомические рисунки органов человека и животных, изучение растений и скал, и эскизы возможных картин.

Эскизы для нового изобретения Леонардо да Винчи: чертеж вертолета
Эскизы для нового изобретения Леонардо да Винчи: чертеж вертолета

Леонардо также нарисовал ряд возможных изобретений, в том числе чертежи дельтаплана, вертолета, гидравлического насоса, калькулятора, вынашивал планы использования солнечной энергии, разрабатывал новые музыкальные инструменты и даже паровую пушку. Некоторые из этих идей были реализованы в течение его жизни, но большая часть лишь со временем доказала его гениальность и дар предвидения.

Опережая время

Леонардо да Винчи был универсальным человеком. Занимался одновременно всем понемногу: живописью, скульптурой, музыкой, наукой, изобретательством, техникой. В любой из этих отраслей он был выдающимся специалистом, который творчески двигал их вперед.

Научная и изобретательская деятельность Леонардо носила весьма оригинальный характер. Он занимался в широком объеме научными исследованиями, проводил научные эксперименты, занимался открытием законов природы. Однако его работа страдала отсутствием систематичности и отличалась неспособностью автора к длительному занятию каким-либо одним вопросом. Обладая развитой творческой фантазией, часто граничившей с гениальным предвидением, Леонардо оставил потомству бесчисленное множество идей относительно технического решения различных проблем из разных отраслей. На тысячах эскизов, из которых многие сохранились до сих пор, Леонардо представил проекты устройств и машин, которые на много столетий опережали его эпоху. Ему не удалось практически осуществить многие из своих идей. Леонардо удовлетворялся только определением возможности практического использования в технике теоретических завоеваний науки. Он не печатал свои груды, поэтому они не могли служить толчком для других, более поздних изобретателей, хотя возможно его эскизами пользовалась небольшая группа ученых итальянского Возрождения: Джеронимо Кардано (1501 — 1576), Бенедетти (1530 — 1590), Гвидобальдо дель Монте (1545 — 1607), Бернардино Бальди (1553 — 1617).

Леонардо всегда считал, что наука должна служить технике. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он особенно интересовался теми исследованиями, которые могли двинуть вперед техническое оборудование и методы. Он был первым человеком, который занялся такими вопросами теории строительной механики, как нахождение равнодействующей нескольких сил, или разложение силы на составляющие. Он занимался проблемой работы балок при изгибе, вопросами распора арок, теорией наклонных плоскостей. Раздумывая над существом и понятием силы, он внедрил в теорию фундаментальную идею статического момента, то есть величины силы умноженной на расстояние до точки, относительно которой рассчитывается момент. Не исключено, что Леонардо в этой области провел ряд экспериментов. Он изучал течение рек, в частности, вблизи мостовых опор, и измерял скорость течения в разных местах живого сечения каналов.

Трудно определить, можно ли считать Леонардо да Винчи инженером. Дело в том, что его буйная творческая фантазия не сопровождалась трезвой практической оценкой проектов. В душе Леонардо, художник преобладал над инженером. Он разработал множество проектов в области гидротехники, градостроительства, архитектуры, мелиорации, создал ряд моделей различных сооружений, в основном храмов. Леонардо значительно усовершенствовал орудия, применявшиеся в гидростроительстве. Внедрил затворы первых шлюзов, поворачивающиеся на петлях и снабдил их проемами для выравнивания уровня воды в камере шлюза и в канале до открытия ворот.

По всей вероятности, Леонардо построил какие-то здания, но мы не в состоянии установить теперь, какие именно архитектурные произведения, можно со всей уверенностью приписать его творчеству. Мы знаем только, что он занимался строительством каналов и укреплений, но весьма редко. Он занимался фортификациями в течение 1502—1507 годов, когда находился на службе Чезаре Борджа. Он разработал тогда проекты ряда усовершенствованных машин и, в частности, бронированной коляски, обладавшей значительной огневой силой для защиты; эту коляску можно, несомненно, считать первообразном нынешних танков. Леонардо занимался также вопросами применения летательных аппаратов.

Когда Леонардо постарел, ему на родине не нашлось места. Привыкший к непрерывному восхищению, которое окружало его всю жизнь, он не мог примириться с появлением новых звезд первой величины, в особенности Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти, которые стали популярнее Леонардо. Обидевшись на римского папу Леона X, на которого он надеялся, но который явно предпочитал соперников, Леонардо уехал во Францию, где благосклонный к нему Франциск I обещал ему значительную пенсию. Во Франции он построил канал Амбуаз — один из немногочисленных объектов, сооруженных Леонардо. Последние годы жизни Леонардо провел в небольшом городке Клу около Амбра. Здесь он с лихорадочным усердием создавал все новые проекты, будто предчувствовал приближающуюся смерть.

В техническом прогрессе человечества Леонардо да Винчи сыграл не очень большую роль. Он дал человечеству значительно больше своими искусством, обеспечив себе, в частности, благодаря бессмертным картинам, прочное место в истории культуры. Удивительная всесторонность гениального итальянца останется навсегда незабываемым рекордом — теперь после нескольких сотен лет развития всех отраслей творчества, видимо, не найдется человека, который мог бы, подобно Леонардо, овладеть в совершенстве столь многими отраслями знаний.