Идеи марксизма

Марксизм — обобщенное название теоретических взглядов немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса на историю, политику и общество в целом. Теория марксизма представляет собой систему революционных взглядов рабочего класса, отражает объективные законы развития человеческого общества и опыт классовой борьбы народных масс против эксплуататоров и постоянно развивается на основе обобщения этого опыта. Идеи марксизма стали господствующей идеологией рабочего движения во второй половине XIX — начале XX в.

КАРЛ МАРКС (1818-1883)
Родился в семье адвоката. Учился в Боннском и Берлинском университетах, где изучал юридические науки, философию, историю. Отказавшись от университетской карьеры, стал заниматься политической деятельностью. Начиная с 1844 г. разрабатывал теорию социалистической революции. В 1847 г. вместе с Ф. Энгельсом (1820-1895) создал первую коммунистическую организацию — «Союз коммунистов». Маркс и Энгельс видели свою задачу прежде всего в том, чтобы организовать рабочих для борьбы за свои права. Они отмечали, что идеи никогда не выводили общество за пределы старого порядка, поэтому нужно использовать более действенные средства борьбы. Маркс и Энгельс стали авторами теории революционного перехода к коммунизму (от лат. соmmuni — «общий»), получившей название «марксизм».

Основные положения марксизма провозглашали: в капиталистическом обществе есть два антагонистических класса (пролетариат и буржуазия), борьба между классами является основой общественного прогресса. Построение социализма неизбежна без социалистической революции и установления диктатуры пролетариата; для победы в этой борьбе рабочему классу нужно создать собственную политическую партию и взять власть в свои руки.

Фридрих Энгельс

Маркс и Энгельс считали, что коммунизм — это общественный порядок, который является «ассоциацией производителей», «обществом», основанным на началах коллективизма, крупной промышленности, общественной собственности, бесклассовой структуре и распределения из общественных запасов. Их основным лозунгом было «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

«Не нужно ничего скрывать, ибо почему служат притворство и замалчивание? Лионское восстание открыло ужасную тайну — внутреннюю борьбу, что происходит в обществе между классом имущих и классом, который ничего не имеет. Наше торговое и промышленное общество имеет свою болячку, как и все другие общества: эта болячка — рабочие. Современное общество погибнет от пролетариев, если оно не попытается всеми возможными средствами выделить им долю собственности », — писал историк Е. Тарле.

Оппоненты марксизма: П. Прудон, Ф. Лассаль, Л. Бланки, М. Бакунин

Марксистское движение было вовсе не однородным: оно содержало как правые и левые течения, так и центристские, разделяясь на сторонников революции и сторонников реформ.

Противником марксистской доктрины был П. Прудон — французский философ, теоретик анархизма. Он и его последователи первопричину социального зла видели в государстве; считали, что истинная свобода несовместима с любой политической властью. Освобождение рабочего класса усматривалось в реформировании законодательства, развитию кооперативных ассоциаций и создании «третьей формы общества» — синтеза общности и собственности. Идеал Прудона — общество мелких производителей, имеющих равную по размерам собственность.

Пьер Прудон

Пьер Прудон (1809-1865) родился в семье бедного крестьянина. Самоучка. Работал рабочим в типографии, служащим. С 1847 года — литератор и публицист, депутат Национального собрания. Стал популярным благодаря произведению «Что такое собственность», где констатировал: «Собственность — это кража». Принимал активное участие в революции 1848 г., депутат Учредительного собрания. За резкие статьи против Луи-Наполеона три года находился в тюрьме. Присоединился к анархизму, выдвигал проекты экономического сотрудничества классов и ликвидации государства. Разработал программу «мютюэлизм» (от лат. mutuu — «взаимный») — учение о мирном переустройстве общества с помощью особой системы кредита, при которой происходил бы обмен услугами между ее участниками.

Еще одним оппонентом идей марксизма был Ф. Лассаль — немецкий политический деятель, публицист. Выдвинув идею необходимости создания рабочей политической организации, он выступил в защиту государства как надклассовой организации в обществе, которое служит общему благу и требует не революционных изменений (которые разрушают общество), а лишь реформирования на основе всеобщего избирательного права.

Фердинанд Лассаль

Фердинанд Лассаль (1825-1864) происходил из богатой купеческой семьи. Изучал философию в Бреславском, Берлинском университетах. Участник революции 1848-1849 гг., был арестован. Вернулся к политике в начале 1860-х годов, выступая за объединение Германии под главенством Пруссии. Написал программу Общегерманского рабочего союза, программу постепенного перерастания капитализма в социализм. Установил контакт с Бисмарком, мечтая эти контакты использовать в интересах рабочих. Отрицал идею классовой борьбы и революции. Погиб в дуэльном поединке.

Луи Огюст Бланки

Радикальностью взглядов характеризовался и французский оппонент К. Маркса — А. Бланки. Он выступал за создание общества полного равенства через приход к власти в результате революции под руководством узкой профессиональной организации революционеров и построение государства, которое стало бы «жандармерией бедных против богатых». А новый общественный строй был бы «большой свободной мастерской и всеобъемлющим обществом взаимопомощи».

Луи Огюст Бланки (1805-1881) получил образование в Париже. Организатор и руководитель тайных «Общества семей», «Общества времен года». После неудачной попытки поднять восстание в Париже (1839 г.) приговорен к смерти, освобожден революцией 1848 года. Основал политический клуб «Центральное республиканское общество». Опять был арестован и осужден на 10 лет тюрьмы. После побега, в подполье издавал революционную газету. В 1870 за организацию восстания в Париже арестован и приговорен к смертной казни, однако по амнистии был освобожден. В тюрьмах в общей сложности провел 37 лет. Даже в преклонном возрасте, незадолго до смерти, основал оппозиционную газету. Успех революции видел в хорошо подготовленном заговоре.

Михаил Бакунин

Российский революционер М. Бакунин выдвинул теорию «социальной ликвидации». «Под социальной ликвидацией я понимаю политическое и юридическое уничтожения государства, которое санкционирует присвоение меньшинством результатов труда большинства», — писал М. Бакунин. Инструментом реализации социальной ликвидации должна была стать тайная организация «Альянс социалистической демократии».

Михаил Бакунин (1814-1876) происходил из старинной дворянской семьи. В 1840-х годах уехал за границу, принимал активное участие в Французской революции 1848-1849 гг. Руководитель восстания в Праге и Дрездене. Австрийским судом приговорен к смертной казни, передан России, был заключенным в Петропавловской крепости. Обратился к Александру II с исповедью. Был помилован и выслан на каторгу в Восточной Сибири, генерал-губернатором которого был его дядя — Муравьев-Амурский. Из Сибири бежал в Японию, в 1861 г. добрался до Западной Европы и присоединился к сторонникам в I Интернационале. Бакунин считал, что государство — это зло. Был противником любого государства. Считал, что народ всегда готов к революции. В 1870-х годах участвовал в Лионском (Франция) и Болонском (Италия) восстаниях. Умер в г. Берн (Швейцария), куда приехал лечиться, там же он и похоронен.

«В любом случае, изучая Великую французскую революцию, — писал российский общественный деятель П. Кропоткин, — мы убеждаемся, что она была источником всех коммунистических, анархических и социалистических взглядов нашего времени». 

Таким образом, на основе уже существующих теорий и идей марксизма появились разнообразные социалистические теории, которые пропагандировали весьма различные формы и методы «государства равных».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.