Эвпалиний — первый архитектор

Знаменитый греческий зодчий Эвпалиний, сын Наустрофия, родился в Мегаре, вблизи Афин. Это был первый в истории человек, которого современники назы­вали архитектором.

Эвпалиний
Эвпалиний

С того времени и вплоть до XVIII века нашей эры архи­текторами стали звать людей занимающихся различны­ми отраслями техники, в частности, также конструкто­ров машин. Когда тиран острова Самос, Поликрат, „счастливейший из счастливых”, пожелал прославить свое правление (535—522 г. до н. э.) строительством вели­колепных сооружений: порта, храма и туннеля, он при­гласил из далекой Аттики Эвпалиния. Сооружение, по­строенное Эвпалинием на одном из прекраснейших островов Эгейского моря, обеспечило ему бессмертие: он пробил через горы Кастро туннель, длиной около 1000 метров.

Это было не первое сооружение этого рода в истории человечества. Упоминание о подземном, искусственно пробитом канале, который позволил жителям Иерусали­ма получать воду из источника, находящегося вне город­ских стен, восходит к 1000 году до н. э. Около 700 года до н. э. евреи расширили туннель, по которому тайно полу­чали воду для своей столицы. Однако это сооружение было несравненно меньше по размерам, чем туннель Эвпалиния. Иерусалимский туннель не шел по прямой ли­нии, так как его пробивали по мягким жилам в скале, поэтому рабочие, пробивавшие туннель с двух сторон встретились только лишь после нескольких попыток. Перед Эвпалинием стояла сложная задача: на пути, по которому он намеревался подвести воду с гор в город, находилось крупное препятствие — гора Кастро, шири­ной в километр и высотой около 300 метров.

Решение, принятое Эвпалинием было по тем временам необыкновенно смелым. Осуществив измерения и произведя расчеты, он наметил прямую ось будущего туннеля.

туннель Эвпалиния
туннель Эвпалиния

Работы были начаты с двух сторон. Оказалось, что встре­ча обеих групп, дополнительно затрудненная тем, что туннель строился с уклоном, весьма сложная проблема. Основное сечение туннеля было квадратным, со сторо­ной 1,75 м. Вдоль одной из стен туннеля проходил канал, а в нем — гончарный трубопровод. Все работы выполне­ны вручную, кирками; в те времена это был единствен­ный способ из возможных. Пробивать туннель могли одновременно только несколько рабов, которые часто сменялись. Остальные занимались транспортировкой породы наружу. Обе группы рабов встретились с неболь­шим отклонением, которое составило около 6 метров, а по уровню — неполный 1 метр. Это соответствует по­грешности в измерении углов на 20 минут. Установив размеры ошибки, Эвпалиний углубил канал для трубо­провода в высшей части туннеля. Туннель Эвпалиния принадлежит к числу наиболее выдающихся сооружений древней Греции. Позднейшие туннели древних были ко­роче и, как правило, имели значительно меньшее сечение. Иногда оно так мало, что кажется невозможным свобод­ная работа в них хотя бы одного человека. Это настоя­щие „кроличьи норы”.