Транспортный комплекс России

Транспорт — необходимое условие функционирования народного хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно, столь протяженного, как Россия. В таком большом и разнообразном государстве не может ни быть различий в интересах разных районов, стимулирующих центробежные тенденции, стремление к замкнутости (или к более тесным связям с другими государствами, чем с регионами России). Один из наиболее эффективных способов противодействия этому — развитие транспорта, связывающего воедино части страны.

Виды транспорта

Выделяют следующие виды транспорта:

— железнодорожный,

— водный: морской и речной,

— автомобильный,

— воздушный,

— трубопроводный.

Соотношение между ними складывается исторически и зависит от условий развития страны или региона. Например, крупнейшая в XIX веке Британская империя (включавшая в свой состав Индию, Австралию, Южную и Восточную Африку, Канаду) не могла бы сформироваться и существовать без мощного морского флота, связывающего между собой (и прежде всего, с Англией) все эти страны. Российская империя, формировавшаяся как сухопутная, для связей между своими районами вначале использовала гужевой и речной транспорт (а для снабжения Русской Америки и Дальнего Востока — и морской); а с конца XIX века на 1-е место в ней вышел железнодорожный транспорт.

«Разделение труда» между различными видами транспорта обусловлено и их технологическими различиями. Наиболее дешевые виды транспорта — водный (особенно морской) и трубопроводный.

Работа транспорта (грузооборот или пассажирооборот) измеряется в тоннокилометрах или пассажирокилометрах (то есть произведении массы груза или числа пассажиров) на расстояние. Например, железнодорожным транспортом России в 1990 году было перевезено 2140 миллионов тонн, а грузооборот составил 2479 миллиардов тоннокилометров (ткм.). Следовательно, 1 тонна груза в среднем была перевезена на 1158 километров (эта величина называется «среднее расстояние перевозки»). Доля железнодорожного транспорта в общей массе перевезенных грузов составила 34%, а в грузообороте — 55% — за счет большого среднего расстояния перевозок.

Автомобильный транспорт перевез 2941 миллионов тонн (46% всех грузов), и грузооборот его составил лишь 68 миллиардов тонно-километров (1,5% российского итога), следовательно, среднее расстояние перевозки всего лишь 23 километра: этот вид транспорта используется на небольших расстояниях, но его преимущество в том, что он осуществляет перевозки «от двери до двери».

В пассажирообороте доля автотранспорта гораздо больше, около 1/3, примерно такая же, как и у железнодорожного; доля воздушного транспорта почти вдвое меньше.

Наибольший удельный вес в пассажирообороте занимают внутригородские перевозки (в основном — автобусами). Внутригородской транспорт перевозит за год около 40 миллиардов пассажиров. Это значит, что средний горожанин осуществляет около 370 поездок в год (многие горожане, добираясь от дома на работу и обратно, могут быть учтены как сделавшие несколько поездок, если они пересаживаются с одного транспорта на другой). Среднее расстояние одной поездки на внутригородском транспорте — 5 километров, на пригородном — 23, на междугородном железнодорожном — около 700, воздушном — около 1800.

Железнодорожный транспорт в России начал фактически развиваться с постройки дороги Петербург—Москва в 1851 году (до этого с 1837 года существовала лишь небольшая дорога Петербург—Павловск, не имевшая хозяйственного значения).

Далее строительство велось по радиальным направлениям от Москвы (на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов); а также для обеспечения экспорта зерна: из зерновых районов — к морским портам Балтийского и Черного морей. Позже началось строительство дорог, связывающих Европейскую Россию с окраинами — Кавказом, Средней Азией, Сибирью.

В советский период наиболее активное железнодорожное строительство шло в восточных районах страны. В частности, построены дороги, параллельные Транссибирской магистрали (поскольку на нее падает очень большая нагрузка; самый грузо-напряженный участок дороги — между Новосибирском и Омском, где на запад идут уголь, лес, зерно и другие грузы) и соединяющие Алтай и Кузбасс с Уралом — Южносибирская магистраль (Абакан—Новокузнецк—Барнаул—Павлодар—Целиноград—Магнитогорск) и Среднесибирская (Камень-на-Оби—Кок-четав—Кустанай—Челябинск). Сами названия этих дорог (проходящих, в основном, по территории Казахстана) говорят об «условности российско-казахской границы на этом участке: по характеру хозяйства, составу населения, общности экономической жизни юг Западной Сибири и север Казахстана представляют единое целое. Были проведены дороги к нефтегазовым месторождениям Приобья (Тюмень—Тобольск—Сургут— Уренгой); Байкало-Амурская магистраль открыла новый выход к Тихому океану (по линии Тайшет—Усть-Кут—Северобайкальск— Тында—Комсомольск—Советская Гавань).

Речной транспорт специализируется, в основном, на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов), а также сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых; перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Более 2/3 всего грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Но наиболее велика роль речного транспорта там, где отсутствуют другие его виды, особенно на Крайнем Севере. Лена, Енисей, Обь и другие реки — единственные транспортные магистрали на этих территориях, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов.

Морской транспорт России обслуживает, в основном, внешнюю торговлю; для перевозок внутри страны («каботажное плавание») он используется незначительно. Наиболее крупные порты на Черном море — Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Балтийском — Петербург (самые разнообразные грузы), на Белом — Архангельск (экспорт леса), на Баренцевом — Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на Дальнем Востоке — Владивосток и Находка (разнообразные грузы, в том числе — экспорт леса и угля в Японию).

После распада СССР Россия лишилась основных портов на юге и на севере (Одесса на Черном море, Таллинн, Рига, Вентспилс, Клайпеда и другие — на Балтийском); поэтому необходимо расширение портового хозяйства. В Усть-Луге (к юго-западу от Петербурга) строится первый из новых крупных портов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.