Музей Коррер

На видном месте Большого канала расположен Музей Коррер — огромная сокровищница произведений искусства, которые представляют историю, быт, искусство и культуру Венеции. В основу музея легло собрание венецианского патриция графа Теодоро Коррер, принадлежавшего к знатному старинному роду, из которого происходили генералы, главы магистрата Венеции, папа Григорий XII и несколько кардиналов. Сам Теодоро Коррер, следуя традициям семьи, был членом Совета десяти, и положение высокого государственного лица давало ему много возможностей для собирательства. Он не только покупал, но и обменивал произведения искусства, картины поступали к нему и из частных собраний.

Когда в Италию вступили французские войска, Теодоро Коррер старался спасти памятники искусства и воспрепятствовать вывозу во Францию как частных коллекций, так и сокровищ из церквей и монастырей. Сам он все свои богатые собрания завещал городу, и в 1836 году в Венеции был открыт Музей Коррер, который впоследствии постоянно рос и пополнялся, так что теперь он объединяет несколько коллекций. В 1840-е годы в музей поступило много работ из церквей и монастырей, чему немало способствовал в свое время П. Эдварде. Всячески стремилась пополнить коллекции музея и городская коммуна, в ведении которой он находился. Она приобрела для музея здание палаццо Фондако деи Турки, и в 1880 году в нем открылась экспозиция. Поступали в музей и коллекции частных лиц, например, Цоннетти пожертвовал богатейшее собрание антиков, а Контарини — орнитологическую коллекцию.

В настоящее Музей Коррер состоит из нескольких залов и представляет собой богатую сокровищницу скульптур из мрамора, кости, дерева, бронзы и других материалов; бесценную коллекцию средневекового оружия, редких старопечатных книг и рукописей; целые кабинеты китайского и японского фарфора, терракоты, изделий из венецианского стекла (из Мурано); собрание монет, медалей и гемм… В коллекцию оригинальных рисунков и гравюр входят шесть досок, резанных Альбрехтом Дюрером во время его пребывания в Венеции; доски эти представляют «План города Венеции в 1500 году».

Для богатых коллекций музея экспозиционных площадей не хватало, поэтому собрание разъединили. Живописные произведения получили новое помещение, в котором они находятся и в настоящее время. А в 1922 году музей получил здание Новых Прокураций, которое было устроено с использованием нового оборудования. Сейчас в нем помещаются и запасники живописи, в том числе и произведения XVI-XVII веков.

Картинная галерея занимает одно из центральных мест в музее. Первой в музейном каталоге значится картина «Христос передает ключи св. Петру», написанная художником Лоренцо Венециано в 1369 году. Искусствоведы считают, что, скорее всего, она является центральной частью полиптиха, где Иисус Христос, передающий св. Петру ключи от рая, сидит в окружении ангелов и апостолов с открытым Евангелием в руках. Согласно византийской традиции, образ Христа величаво суров, но в Нем ощущаются и некоторая мягкость и задумчивость. Для создания декоративной красоты художник использовал золотой фон; так, он оттеняет одежды Иисуса Христа и Его голубой плащ, затканный золотым узором.

Из произведений известных мастеров XVI века самое раннее принадлежит Джованни Беллини, написанное, вероятно, около 1400 года. На нем «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» представлен в типичной для художника композиционной форме — срезанной снизу. Это полотно одно время считалось произведением немецкого художника А. Дюрера, хотя искусствоведы полагают, что и композиция картины, и образ Христа ближе к скульптуре Донателло в Падуе. Четкий контур, контрастность светотени и некоторая жесткость линий сочетаются на этой картине с прозрачной далью пейзажа. Присутствует здесь и наивная трогательность ангелов, держащих руки Христа…

Другое полотно Джованни Беллини, представленное в Музее Коррер — «Преображение», было написано под влиянием Мантеньи, как и большинство ранних работ художника. Еще до поступления в музей картина была обрезана, но это не нарушило основных ее достоинств — гармоничности и мягкости чуть приглушенных тонов, а также особой роли света в мягком и светлом пейзаже. Присутствует в картине и поэтическая деталь — тоненькое деревце с редкими ветвями, которая впоследствии стала часто встречаться во многих композициях мастера.

В 1919 году музею была подарена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», которая относится к числу ранних произведений художника. Написана она была под впечатлением от работ Донателло и Мантеньи, и это сказалось в первую очередь в отчетливой трактовке простых форм. В то же время Дж. Беллини использует в этом полотне очень мягкий свет, объединяющий всю композицию, а цвета картины так нежны, что кажется, будто зритель рассматривает ее сквозь прозрачное венецианское стекло.

С именем Витторио Карпаччо в Музее Коррер связаны лишь две картины, но обе они примечательны даже после знакомства с собранием Галереи Академии художеств. В «Двух венецианках» художник предстает как родоначальник собственно жанровой живописи, так как эта его картина не обусловлена ни религиозным, ни мифологическим сюжетом. С левого края картина была обрезана, но в какое время — сейчас уже установить невозможно. Долгое время считалось, что на картине изображены две венецианские куртизанки (картина так и называлась — «Due Cortigiane»).

Английский искусствовед Джон Рескин, некоторые работы которого посвящены специально Венеции, считал это полотно лучшим в мире: «Я не знаю никого другого, кто обладал бы всеми поддающимися определению способностями живописца в такой высокой степени — тут размах и нежность, блеск и спокойствие, смелость и точность, цвет и светотень… Я не знаю другой картины в мире, которая сравнилась бы с этой».

Впоследствии искусствоведы установили, что на картине представлены знатные венецианки из семьи Торелли. Об этом можно судить по гербу на белой вазе, которая стоит на балюстраде. Одна из сидящих на террасе дам играет с собакой; здесь же изображены птицы, за которыми следит мальчик. Слева изображена собака, но сейчас видны только ее морда и лапа, которой она держит листок с подписью художника… Можно предположить, что утраченная часть картины была весьма значительной и составляла половину композиции, равную правой. Если проследить за взглядом дамы, сидящей ближе к переднему краю, то очевидно, что внимание ее привлечено не тянущей палку собакой, а каким-то объектом, который зрителю не виден.

Кисти Карпаччо приписывается и небольшой «Портрет мужчины в красном берете» (35х23 см) — традиционное для XV века изображение волевого и решительного мужчины. К сожалению, эта картина находится не в очень хорошем состоянии.

Среди произведений венецианцев XV века следует выделить «Мадонну с младенцем» кисти Бартоломео Виварини, написанную в 1460-1470-е годы. Насыщенные тона, столь любимые художником, на этом полотне сдержанны и сведены к немногочисленным оттенкам вместо обычных для него локальных красочных пятен.

В 1921 году семья Веньер передала в музей «Портрет дожей Антонио Веньер и Микеле Стено», написанный Л. Бастиниани. Раньше это полотно хранилось в одном из залов Дворца дожей; в пожаре 1577 года картина была повреждена, но семья Веньер позднее сохранила фрагмент ее как память о деятельности одного из своих предков.

Среди картин с интересной судьбой можно выделить и «Св. Себастьяна» кисти художника С. Дзуккато — ломбардца по происхождению, приехавшего в Венецию в конце XV века. «Св. Себастьян» — единственная подписанная и написанная на дереве его картина. Стоящий на коленях перед св. Себастьяном заказчик изображен очень крупным, а святой по сравнению с ним выглядит более хрупким, хотя в картинах подобного рода заказчик всегда изображался в некотором отдалении от святого и никогда не превышал его размером.

Некоторые живописные полотна Музея Коррер, не будучи высокохудожественными произведениями, очень интересны с исторической точки зрения. Значение такого исторического свидетельства имеет полотно «Процессия на площади Св. Марка», написанное Чезаре Вечеллио — двоюродным братом Тициана, работавшим в мастерской великого венецианца. Дож проходит во время торжественной процессии в сопровождении сенаторов и членов магистрата по площади Сан-Марко, где уже выстроены Новые Прокурации, да и весь ансамбль знаменитой площади весьма близок ее современному виду.

Одно время это полотно находилось во флорентийской коллекции, где его приписывали кисти Тинторетто, однако имя этого художника никак не может возникнуть в связи с этой картиной, так как характер ее живописи прямо противоположен манере художника. Тинторетто в Музее Коррер представлен картиной «Св. Юстина с тремя казначеями», которая была написана для дворца Камерленги. Затем полотно поступило в Галерею Академии, а оттуда в 1948 году было передано в музей. На полотне св. Юстина осеняет плащом казначеев, изображенных в красных одеждах, отороченных мехом. За ними видны два секретаря в черном, еще дальше — голова молодого практиканта. Внизу помещены три герба семей, члены которых представлены на полотне — это Марко Джустиниани, Анджело Морозини и Алессандро Бадоер. Среди полотен XVII века наиболее интересными являются пейзажи, но все они, как правило, включены в музейное собрание не его основателем.

В парадных залах второго этажа музея экспонируются работы известного и модного тогда Антонио Кановы, который прославился еще в юности, а впоследствии стал любимым скульптором Наполеона. Здесь выставлена и модель созданного им надгробия Тициана, которая впоследствии была использована в надгробии самого Кановы в церкви Фрари.

Гордостью музея является карта Венеции работы Якопо де Барбари (1497-1500), кропотливо выгравированная на шести панелях из грушевого дерева.

На втором этаже музея расположена и историческая коллекция — венецианские костюмы (например, чепчик дожа), предметы по истории мореплавания, географические карты и т. д.; миниатюрные ручки, служившие для подсчета голосов на выборах; огромный ключ, выпускавший отравленные стрелы; молитвенник, в котором помещался пистолет, принадлежавший Франческо Морозини. В одном из залов выставлен «рог легендарного единорога»; на самом же деле это 1,6-метровый клык нарвала, на котором великолепно выгравировано родословное дерево Иисуса Христа. Среди экспонатов музея следует назвать деревянные сандалии высотой 60 см (вот уж поистине «высокая мода»!), инкрустированные перламутром.

Во внутреннем корпусе Музея Коррер разместился Музей Рисорджименто, в котором экспонируются материалы о борьбе Венеции и Италии за независимость против Наполеона и Австрии. Некоторые залы музея содержат в числе своих экспонатов документы периода Первой мировой войны и итальянского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны.