Экономическая интеграция и ее влияние на географию хозяйства Европы

Ее влияние на географию хозяйства европейских стран

Интеграция — это объективный процесс объединения и взаимного приспособления стран в различных сферах общественной жизни (Латинский корень термина «интеграция» означает «целый», «целостный»). Интеграция охватывает экономику, политику и социальную сферу.

В силу природных, исторических, политических и социокультурных особенностей именно в Европе интеграционные процессы начались раньше и достигли больших глубин. Конечно, интеграция развивается и в других регионах мира — в Америке и Азии, но ее глубина не сравнима с европейской.

Еще в 20—30-х гг. XX в. в Европе возникли идеи объединения (интеграции) Европы, а точнее ее западной части. К этому толкала боязнь своего большого восточного соседа — СССР и желание усилить конкурентную борьбу с США и Японией. Изменившаяся политическая ситуация в Европе и разразившаяся вторая мировая война помешали реализации этих идей.

Их время пришло в послевоенный период. При этом процессы объединения стали развиваться параллельно как на западе, так и на востоке Европы. В условиях экономики социалистических стран интеграция неминуемо должна была пойти другим путем.

На Западе, в условиях капиталистической, рыночной экономики, государство стимулировало деятельность частных компаний, направленную на экономическое объединение. Государство стало своеобразным рулевым на экономическом поле деятельности. Государственная политика способствовала постепенному усилению «прозрачности» границ, т. е. более легкому проникновению через них товаров, капиталов и рабочей силы. Так формировался общий рынок западноевропейских стран. Углублялись связи между странами путем взаимного проникновения товаров и капиталов, углубилась их специализация, высокой степени достигла взаимодополняемость экономик. Интеграционные процессы протекали не гладко — было много трудностей и даже срывов. Например, до сих пор много проблем связано с введением единой западноевропейской валюты.

Интеграционные процессы на востоке региона протекали в совершенно иных условиях. Во-первых, уровень экономического развития большинства стран был довольно низким (на европейском фоне). Во-вторых, до войны их взаимные экономические связи были незначительны. В-третьих, в отличие от Западной Европы здесь политика доминировала. Социалистическая интеграция была типичной межгосударственной, при которой все экономические мероприятия определялись и проводились исключительно на государственном уровне. На первых порах это дало ощутимые результаты: быстро росло производство благодаря концентрации всех ресурсов в государственных руках; в короткие сроки была создана тяжелая промышленность и т. д. В отличие от запада, на востоке Европы экономические границы по-прежнему представляли собой непреодолимый барьер. Руководство социалистических стран в 80-х гг. попыталось внести живую струю в интеграцию — были предприняты попытки реформирования Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) — главной экономической организации социалистических стран. Однако новая экономика не могла существовать в старых политических рамках: СЭВ был вынужден прекратить свое существование.

Экономическая интеграция существенно повлияла на географию хозяйства европейских стран. Особенно это проявилось в социалистических странах Восточной Европы. Совместными усилиями или с помощью Советского Союза были созданы крупные экономические объекты, сильно изменившие географию хозяйства довольно слабо развитых стран. Интеграция на Западе носила более глубинный характер, и внешние ее проявления были не так заметны.

Курс на индустриализацию социалистических стран привел к созданию у них мощной тяжелой промышленности и крупного транспортного комплекса. Энергетика, металлургия, химическая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт были приоритетными сферами сотрудничества социалистических стран. Развитие материалоёмких производств в восточноевропейских странах привело к необходимости завоза (в основном из СССР) огромного количества сырья и материалов. Значительная часть произведенной продукции отправлялась опять-таки в СССР. Поэтому многие новые предприятия были размещены ближе к границам СССР или на морском побережье, т. к. сухопутные магистрали не справлялись с огромным количеством грузов. Мешала и разная ширина железнодорожной колеи. Были построены даже железные дороги широкой (советской) колеи на территории Польши, Чехословакии, Румынии. К взаимным границам все более тяготело производство в наиболее развитых социалистических странах — ГДР, Чехословакии и Польше. Дунай превратился в интеграционную артерию по перевозкам массовых грузов.

В более развитой Западной Европе гораздо меньше сооружали «флагманов индустрии». В то время как на востоке создавалась индустриальная база, на западе вовсю шла ее модернизация (хотя до середины 70-х гг. еще сооружались крупные металлургические и нефтехимические комплексы). Интеграция в Западной Европе проявилась не в создании новых крупных объектов, а в углублении кооперационных связей между существующими предприятиями. На рисунке 124 указаны основные направления интеграционного воздействия на географию хозяйства стран Западной Европы.

Как и на востоке Европы, в ее западной части большое внимание уделяли созданию единого транспортного организма: железные и шоссейные дороги, трубопроводы, морские порты, работающие на всю Западную Европу, и т. д. В отличие от социалистических стран большое развитие получили приграничные связи, в первую очередь на западной границе Германии. «Прозрачные» границы дают возможность свободно размещать предприятия в соседних странах, а людям при желании устроиться на работу за границей и как минимум дважды в день ее пересекать.