Значение современной биологии

Двадцать первый век — это век биологии, пришедшей на смену веку физики. Биология стала не только фундаментальной наукой о жизни во всех ее проявлениях, но и частью человеческой культуры и духовности общества, которая существенно влияет на все области деятельности человека. Значение современной биологии, являющейся целой системой наук о жизни, о биосистемах, трудно переоценить. Биологические открытия генетического кода, механизмов искусственного синтеза, рекомбинации и переноса генов, биосинтеза белков, стволовых клеток способны изменить медицину, сельское хозяйство, промышленность и охрану природы и обеспечить решение глобальных проблем человечества.

Проблема — это сложная задача, которая требует решения, но его способы и возможный результат неизвестны. Решение научных проблем приводит к научным открытиям. Какие проблемы человека из перечисленных могут быть решены с помощью биологических знаний?

Основные глобальные проблемы человечества:

• Геополитические (проблемы войны и мира, терроризма)
  • Экологические (уменьшение запасов биоресурсов и т.д.)
  • Демографические (например, изменение численности населения Земли)
  • Социальные (проблемы здравоохранения, образования)
  • Экономические (энергетические, сырьевые непродовольственные)

Основными направлениями современных биологических исследований являются:

1. изучение механизмов регуляции процессов на всех уровнях организации живого с целью познания закономерностей жизни;
  2. изучение законов существования и развития биосферы с целью установления гармоничных отношений между природой и обществом;
  3. исследование биологических процессов с целью конструирования на их основе новых биологических и технических систем;
  4. изучение влияния условий космоса на организм для выяснения механизмов адаптации живых существ к действиям космических факторов;
  5. исследования биологических процессов и объектов с целью использования знаний для биотехнологического производства лекарств, пищевых продуктов, сырья, использования солнечной энергии, добыча экологически чистого топлива, электроэнергии, охраны природы, определения возможностей использования пищевых продуктов из генетически модифицированных организмов;
  6. исследования механизмов деятельности мозга с целью познания закономерностей регуляции процессов мышления, памяти, эмоций и т.д.;
  7. изучение механизмов наследственности и изменчивости с целью разработки методов раннего диагностирования и излечения наследственных болезней человека, лечение новых инфекционных болезней, исследования заболеваний растений и механизмов фитоиммунитета;
  8. изучение молекулярных и клеточных реакций организмов на глобальные катастрофические изменения климата на планете;
  9. изучение закономерностей старения живых существ для увеличения продолжительности жизни и решения проблем долголетия человека.

Итак, XXI век является веком биологии, так как основные глобальные проблемы могут быть решены с помощью биологических знаний.

Связь биологии и экологии

Экология (от греч. οἶκος  — дом, λόγος — наука) — это наука о взаимосвязи живого между собой и с окружающей средой. Экология возникла как сугубо биологическая наука, но в наше время она превратилась в науку о фундаментальных свойства экосистем и их компонентов. Одним из первых, кто начал рассматривать экологию как узкую биологическую научную дисциплину, а как междисциплинарную науку, был выдающийся зоолог и эколог Одум (1913-2002). В научном труде «Основы экологии» (1953) ученый предложил новую структурную организацию экологии, центральное место в которой отведено экосистемам. Новая концепция Одума стала настоящей революцией в экологии.

Современная экология является междисциплинарной самостоятельной наукой, связанной со многими другими науками и прежде всего с биологией. Экологические знания необходимы для исследований по ботанике, зоологии, физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, эволюционной биологии, генетики, биотехнологии, поскольку биологические системы — это открытые системы, которые взаимосвязаны с окружающей средой триединым потоком веществ, энергии и информации. При этом экология является биологической наукой из-за того, что исследует биологические системы и их свойства.

На современном этапе развития общества биологические и экологические исследования объединяет общая и чрезвычайно актуальная цель: предоставить общую картину функционирования природы и определить место и роль человека в природных процессах. Само существование живой природы на нашей планете и процветания человеческого общества зависят от того, насколько быстро будут раскрыты закономерности существования экосистем и биосферы в целом.

Итак, характер междисциплинарных связей биологии и экологии на современном этапе развития общества определяется необходимостью решения глобальных проблем человечества.

Каково значение биологических знаний для человека?

Биологическое познания является организованной деятельностью в соответствии с целями и задачами, результатом которой являются новые знания о живой природе. Для накопления и обработки знаний биология использует такие понятия, как научный факт, гипотеза, теория, закон. Сложность проявлений жизни предопределяет использование самых разнообразных методов биологии, физики, химии, географии, математики. Среди основных методов выделяют сравнительно-описательный, экспериментальный, мониторинг, моделирование и статистический метод.

Леонардо да Винчи для проведения исследований природы советовал: «Изучая движения воды, не забудь из каждого найденного факта сделать вывод для практики, чтобы твоя наука не осталась невостребованной». Сейчас из всех естественных наук именно биологические исследования имеют огромное практическое и научное значение в жизни человека и общества. Прежде всего биологические исследования важны для таких отраслей деятельности человека, как:

1. сельское и лесное хозяйство (выращивание культурных и дикорастущих лесных растений, разведение домашних животных, борьба с вредителями и болезнями растений и животных);
  2. промышленность (производство пищевых продуктов, питательных веществ в пищевой промышленности; в легкой промышленности — получение сырья для натуральных тканей из льна, хлопка, одежды из кожи; антибиотиков, витаминов, ферментов в микробиологической промышленности);
  3. медицина (профилактика и лечение неинфекционных и инфекционных заболеваний, сохранения и укрепления здоровья человека, рост продолжительности жизни);
  4. охрана природы (для рационального использования и сохранения природных ресурсов, решение экологических проблем человечества)
  5. селекция (для создания и улучшения качества сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, используемых человеком для решения социальных проблем);
  6. искусство (для создания эстетических объектов, ситуаций или действий, которыми можно поделиться с другими людьми и использовать для развития личности);
  7. техника и технологии (для изучения возможностей использования живого при создании машин, устройств, приборов или производственных процессов в определенной отрасли производства) и др.

Итак, XXI век является веком биологии еще и потому, что нет такой области практической деятельности человека, для которой исследования и достижения современной биологии не имели бы никакого значения.