Защитная функция крови

Иммунитет — невосприимчивость организма к возбудителям определенных заразных заболеваний или к определенным ядам. Существуют два механизма иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный и плюральный иммунитет

В клеточном иммунитете, или клеточной защите, участвуют лейкоциты и клетки ретикуло-эндотелиальной системы.

Лейкоциты обладают амебоидным движением, что позволяет им захватывать и переваривать чужеродные клетки и отмершие клетки данного организма. Поглощение и внутриклеточное переваривание микробов, чужеродных и отмерших клеток организма на называется фагоцитозом. Этот феномен открыл И. И. Мечников.

Основное участие в фагоцитозе принимают нейтрофилы, в которых содержаться ферменты, переваривающие белок, — лейкопротеазы и др., а также вещества, разрушающие бактерии (бактерицидные) и нейтрализующие яды (антитоксические). Нейтрофилы называют «микрофагами». Они постоянно выходят из капилляров слизистых оболочек ротовой полости, главным образом десен, носовой полости, влагалища, мочеиспускательного канала и других органов и фагоцитируют микробов, накапливающихся на их поверхности. Эозинофилы содержат многочисленные разнообразные ферменты, ликвидирующие последствия иммунологических реакций. В базофилах обнаружены гистамин и гепарин. Энергичной способностью к фагоцитозу обладают моноциты, которые называют «макрофагами». Важную роль в защитных воспалительных процессах играют лимфоциты, накапливающиеся в воспалительных очагах. Кроме микробов, лейкоциты и клетки ретикулоэндотелиальной системы поглощают также попавшие в организм чужеродные вещества (краски, тушь и др.), расщепляют их, переносятся с ними к выделительным органам или на поверхность слизистых оболочек, где и выбрасываются.

Фагоцитоз увеличивается при голодании, в летние месяцы, снижается при авитаминозе и в зимние месяцы.

Таким образом, фагоцитоз связан с амебовидным движением, способностью лейкоцитов проникать через стенки капилляров в окружающие ткани. Эта клеточная защита, или фагоцитоз, создает природный иммунитет. Кроме того, в лейкоцитах вырабатываются антитела, что также обусловливает как врожденный, так и особенно приобретенный иммунитет. Так как фагоцитоз обеспечивает удаление отмирающих или погибающих клеток самого организма, то, как доказал И. И. Мечников, фагоциты участвуют и в перестройке организма.

В лейкоцитах кроме протеазы содержатся и другие ферменты. Во всех лейкоцитах, кроме лимфоцитов, имеются окислительные ферменты — оксидазы, а в лимфоцитах — фермент, расщепляющий жиры, — липаза. Гуморальный иммунитет состоит в выработке лейкоцитами и клетками ретикуло-эндотелиальной системы специфических защитных веществ белковой природы — антител, регулируемой подбугровой областью. Антитела вырабатываются в лимфоцитах. Особенно велика роль в выработке антител лимфоцитов, образуемых в зобной железе и костном мозге.

Чужеродные белки, микробы, вирусы, микробные яды и другие вещества, вызывающие образование антитела, называются антигенами. Антитело, синтезируемое в организме, является белковым продуктом — гамма-глобулином. Антитела специфичны, т. е. на определенный антиген вырабатывается определенное антитело. Некоторые авторы считают, что антитела не специфичны, а имеется единое антитело, обладающее различным действием в ответ на введение разных антигенов.

Различают следующие антитела, действующие на антигены:

1) антитоксины — нейтрализующие, обезвреживающие яды, токсины;

2) лизины — растворяющие, разрушающие микробы (бактериолизины), эритроциты (гемолизины);

3) преципитины — вызывающие осаждение белковых продуктов, образовавшихся из разрушенных микробов, или осаждение белковых растворов;

4) опсонины — подготавливающие микробы к перевариванию их фагоцитами путем прилипания к ним протеинов плазмы;

5) агглютинины — склеивающие микробы или чужеродные эритроциты.

К защитным веществам относится и белковый компонент пропердин, содержащийся в плазме. У человека его количество составляет 0,03% всех белков плазмы.

При проникновении в клетки организма чужеродной нуклеиновой кислоты они выделяют полипептид — интерферон. Он угнетает размножение вирусов, подавляет генетическую информацию, содержащуюся в чужеродной нуклеиновой кислоте, и защищает организм от ее мутаций. Интерферон образуется во всех клетках, но особенно много продуцируют его лейкоциты и клетки ретикуло-эндотелиальной системы селезенки. Повышение температуры увеличивает, а понижение уменьшает его выделение. Он обладает видовой специфичностью. У здоровых людей он не обнаружен.