Цитология наука о клетке

Цитология — наука, изучающая строение и функции клеток, их размножение, развитие и взаимодействие в многоклеточном организме.

Впервые клетки увидел в 1665 г. англичанин Р. Гук. Он наблюдал на срезе пробки пустые ячейки, которые и назвал клетками. Затем голландский натуралист А. ван Левенгук открыл одноклеточные организмы и бактерии. В 1831 г. Р. Броун описал ядро в растительной клетке, а немецкий ботаник М. Шлейден в 1837 г. высказал мысль, что все растительные клетки содержат ядро.

Обобщая накопленные к тому времени данные, немецкий зоолог Т. Шванн в 1839 г. сформулировал клеточную теорию:

— клетка является структурной единицей живых организмов (вне клеток жизни нет);

—  клетки животных и растений сходны по своему строению;

— процесс образования клеток обуславливает рост и развитие тканей и организмов.

Далее клеточную теорию развил немецкий ученый Рудольф Вирхов (в 1858 г.), сформулировав положение, что каждая клетка происходит от такой же клетки в результате ее деления (всякая клетка — от клетки).

Российский академик Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие от одной клетки. Это открытие показало, что клетка не только структурная единица, но и единица развития всех живых организмов.

К концу девятнадцатого века было описано внутреннее строение клетки, способы деления. Применение новых методов исследования (электронной микроскопии, окрашивания фиксированных клеток) позволило изучить тонкое строение клеточных структур и дополнить клеточную теорию новыми данными. Современная клеточная теория сводится к следующим положениям:

— клетка — наименьшая единица живого, основная единица строения и развития всех живых организмов;

—  клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;

— каждая новая клетка образуется в результате деления материнской исходной клетки;

—  клетки в многоклеточных организмах специализированы, выполняют различные функции и образуют ткани, из которых состоят органы.