Средства физического воспитания

Медицинский персонал принимает самое активное участие в воспитании детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Воспитательная работа с детьми различного возраста требует определенного опыта общения с детьми и знания основных принципов воспитания и обучения. Объем и задачи воспитательной работы во многом определяются местом нахождения ребенка, т. е. условиями стационара, дома ребенка, яслей-сада и т. д. В любом случае необходимо обеспечить эстетическое оформление помещений, участка для прогулок, манежей, достаточное количество игрушек и книг. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья детей, особенности воспитания детей в домашних условиях, в школе и др.

Элементы воспитания

Воспитание — это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Деятельность взрослых направлена на комплексное гармоничное физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. При воспитании детей до 3 лет приоритетны средства для физического развития, а при воспитании детей старшею возраста — средства для умственного (нервно-психического) развития.

Физическое воспитание — целостная система мероприятий, направленная на своевременное формирование у детей правильных двигательных навыков и умений, укрепление здоровья, полноценное и своевременное физическое развитие детей. Для развития физических навыков и умений используют методы, включающие Гимнастику, массаж, закаливание.

Умственное воспитание — формирование у детей правильных представлений о явлениях природы и жизни, развитие умственных способностей (внимание, воображение, мышление, речь, Память). Умственное воспитание предполагает также выработку умения самостоятельно приобретать знания и применять их на Практике. В развитии умственной деятельности важную роль играют постоянный контакт ребенка со взрослыми, а также с другими детьми. Ребенок должен слышать обращенную к нему речь, иначе трудно ожидать больших успехов в овладении родным языком. При Необходимости для развития речи с ребенком должен заниматься логопед.

Нравственное воспитание охватывает область отношений индивида к обществу. Нравственность (мораль) — совокупность принципов и норм поведения, характерных для людей данного общества.

Эстетическое воспитание — воспитание эстетических чувств, Эстетического отношения к действительности, любви ко всему прекрасному в природе, жизни, искусстве. Средствами эстетического воспитания служат художественная литература, рисование, пение, музыка.

В отношении детей раннего возраста средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания как бы слиты. Однако по мере роста ребенка средства воспитания начинают’ дифференцироваться.

При выборе средств воспитания исходят из возраста детей. Во время дежурств в стационаре (доме ребенка, детском саду) медицинские сестры, фельдшеры, воспитатели, штатные педагоги, студенты медицинского института существенное внимание уделяют воспитательным беседам с детьми, организации различного рода занятий и игр.

Для детей дошкольного возраста игра является своеобразной формой общественной жизни. Жизненный опыт ребенка, особенно раннего возраста, еще невелик, и поэтому в играх дети отражают то, что они умеют и чему их научили взрослые. Элементы игры нужны и для развития гигиенических навыков. Их нужно использовать во время кормления, туалета, перед сном. Игра должна быть также основой познавательной деятельности. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок» (В. А. Сухомлинский).

Воспитание — сложный, многосторонний процесс. При проведении коллективной и индивидуальной воспитательной работы с детьми следует учитывать несколько основополагающих педагогических концепций: при изложении материала простое должно предшествовать сложному, легкое — трудному, конкретные сведения о предметах и событиях должны опережать их абстрактную символику.

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня, вызывать у детей положительные эмоции, стимулировать у них желание помогать старшим и своим товарищам, выполнять каждое задание до его логического завершения, развивать самостоятельность.

Режим дня

Основой воспитательной работы в детском коллективе является режим дня, т. е. правильное распределение по времени и определенная последовательность активной деятельности, сна, Приемов пищи и т. д. Педиатрами совместно с педагогами и гигиенистами разработаны стандартизированные режимы дня для различных лечебно-профилактических и детских учреждений в зависимости от специфики их работы и возраста детей.

В детских учреждениях, включая лечебные, детей распределяют По возрастным группам, учитывая особенности их суточного режиме. Чем меньше ребенок и чем энергичнее он растет, тем чаще меняют режим. Например, в группе детей грудного возраста режим меняют за год четыре раза, в средней группе — два раза.

Режим дня больных и физически ослабленных детей должен отличаться от режима дня здоровых детей того же возраста. Поэтому У физически ослабленных детей сокращается длительность периода бодрствования и увеличивается время для отдыха и сна.

В отделении больницы за выполнением режима следит медицинская сестра. Отдельным больным по назначению врача в режим могут включать индивидуальные элементы.

Навыки личной гигиены

Правильное воспитание ребенка включает усвоение навыков личной гигиены. Опрятность и чистоплотность необходимо вырабатывать у детей с первых дней жизни. Этим целям служат ежедневное умывание, купание, смена белья; с 5-6-месячного возраста необходимо приучать ребенка проситься на Горшок. Внимание детей более старшего возраста следует обращать На грязные руки, лицо, нос и стараться вызывать к этому отрицательное отношение. В период с 1,5 года до 2 лет ребенка нужно научить самостоятельно полоскать рот и чистить зубы, пользоваться носовым платком.

На 3-м году жизни необходимо приучать ребенка мыть руки перед едой, причем по собственному желанию, утром и вечером умываться, вытираться только своим полотенцем, своей салфеткой. Если ребенок воспитывается в коллективе, полотенца, салфетки и все другие личные вещи должны иметь маркировку в виде рисунков с изображением фруктов, овощей и т.д.

Оборудование детских учреждений

Мебель и игрушки надо подбирать с учетом возраста детей. В групповой комнате детского дома (яслей-сада) должны быть: манеж, горка-манеж (для детей старше 10 месяцев), столы, стулья, диван; высокие столы для кормления, полки, шкафы для игрушек, пособий, белья; туалетные стопы (пеленальники), барьер для детей. В спальне и на веранде ставят кроватки по числу детей. В раздевалке размещают индивидуальные шкафчики для каждого ребенка. Вешалки для полотенец, раковины и другое оборудование должны быть низкими.

В зависимости от возраста детей на манеж и пеленальники выставляют игрушки. Разнообразие создается не столько количеством игрушек, сколько сочетанием простых и более сложных игрушек.

Набор игрушек для детей первого года жизни: погремушка с ручкой, шар, резиновая игрушка, неваляшка, мяч, кастрюлька с крышкой, коробочка, миска полиэтиленовая с мелкой игрушкой, пирамида, пенал с палочками.

Набор игрушек для детей 2—3 лет: мозаика, пирамида, матрешка, грибок (раскладной), бочонок с «мелочью».

Кроме игрушек можно использовать наборы картинок для игр, в которых дети называют предметы, изображенные на рисунке, действия, выполняемые персонажами на картинке, цвет их одежды, форму предметов и т.д. Необходимо иметь детские книги, конструкторы, альбомы для рисования, наборы для детского творчества.

В детских учреждениях оборудуют также музыкальную комнату и гимнастический зал, где 1—2 раза в неделю проводят занятия.

Одежда

Для правильного развития физических навыков детей необходимо следить за их одеждой, которая не должна стеснять движений, соответствовать возрасту и сезону.

Массаж и гимнастика

Массаж для детей первых месяцев жизни необходим прежде всего для развития психики, так как первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители (поглаживание), в то время как словесные обращения взрослых ответных речевых реакций со стороны ребенка не вызывают. Поглаживание, растирание и разминание усиливают тормозные процессы, т.е. действуют на ребенка успокаивающе; вибрация (похлопывание) усиливает возбудительные процессы.

Для детей 4—6 месяцев все упражнения связаны с пассивными движениями, в дальнейшем в комплекс упражнений включают активные движения.

С детьми 1—2 лет проводят гимнастические занятия, подвижные игры, ас 2—2,5 года — также и утреннюю гимнастику. Продолжительность занятий физкультурой для детей до 2 лет составляет 10—15 мин, а для детей до 3 лет — 15—20 мин. При объяснении гимнастических упражнений следует учитывать, что слово для детей младшего возраста является слабым раздражителем и командами заставить ребенка заниматься нельзя. Поэтому нужно, чтобы ребенок любое гимнастическое упражнение воспринимал как игру и активно участвовал в занятии. Для этого на занятиях используют мелкие гимнастические предметы: палки, мячи, обручи, короткие скакалки, скамейки, лесенки и др.

При проведении гимнастических занятий требуется соблюдать следующие принципы: 1) охватывать в упражнениях все мышечные группы (плечевой пояс, ноги, спина, живот); 2) чередовать упражнения и отдых; 3) чередовать исходные положения; 4) упражнения направлять на развитие двигательных навыков.

Для физического воспитания детей старше 4 лет широко применяют упражнения спортивного характера (элементы спортивных игр, эстафеты, игры с мячом и т. д.). Занятия по физкультуре строят по общепринятой схеме: вводная часть (ходьба, бег, ходьба), общеразвивающие упражнения для основных мышечных групп (4—5 упражнений), подвижные игры и заключительная часть (ходьба и дыхательные упражнения).

Массаж и гимнастика — это не только средства совершенствования двигательных навыков здоровых детей и повышения их устойчивости к вредным влияниям внешней среды, но и способы лечения больных детей.

Физические навыки, которыми дети овладевают, должны постоянно совершенствоваться. Для упражнений, развивающих мышечную силу, выносливость, гибкость, полезно использовать спортивные тренажеры, которыми должны быть оборудованы все гимнастические залы детских лечебно-профилактических учреждений.

Закаливание

Под закаливанием понимают систему мероприя-1ий, обеспечивающих повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (изменение температуры, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, стрессовые ситуации и т. д.) путем систематического дозированного воздействия природными факторами. Наибольшее значение для закаливания имеют естественные природные факторы: воздух, вода, солнечные лучи. Проводить закаливание можно в любое время года, однако лучше начинать его в теплый период и продолжать систематически в течение всего последующего времени. Воздушные ванны должны предшествовать водным и солнечным процедурам. Начинать закаливание нужно при отсутствии острого заболевания или обострении хронического заболевания.

Правила закаливания: 1) к выбору закаливающего средства для каждого ребенка надо подходить индивидуально; 2) закаливание следует проводить последовательно, с постепенным увеличением времени или интенсивности воздействия закаливающего фактора; 3) закаливание нужно проводить систематически.

Закаливание воздухом — это воздушные ванны в покое или в движении (на веранде, участке для прогулок). Воздушные ванны в покое показаны детям раннего возраста, начиная с 2—3 недель жизни, при температуре воздуха в помещении 22°С. Вначале ребенка раздевают на 1—2 мин 2—3 раза в день, затем продолжительность процедуры постепенно увеличивают до 15 мин в день. К концу первого года жизни температура воздуха может быть снижена до 16—17°С.

Водные закаливающие процедуры наиболее популярны.

Обтирание делают детям старше 6 месяцев. Начинают с сухого обтирания, затем переходят к обтиранию влажной рукавичкой. Последовательность обтирания: верхние конечности — от кисти к плечу, нижние — от стопы к бедру, грудь, живот, спина. Закончив обтирание, каждый участок тела растирают полотенцем до покраснения кожи. Температура воды должна быть вначале 33— 35°С, затем ее снижают на 1—2°С и в следующие 2—3 дня до 28— 30°С для детей до 1 года, до 25—26 °С — для детей до 3 лет и до 16 —18°С — для школьников.

Общее обливание начинают с 1,5—2 лет из кувшина или с помощью душа при температуре воды 33 — 35 °С, затем постепенно снижают температуру воды до 27 — 28 °С, а для дошкольников — до 22—25°С. Местным называют обливание ног, туловища до пояса и т. д. После обливания ступни ног растирают полотенцем до покраснения. Температуру воды постепенно снижают с 30—32°С до 16—18°С.

Делают также контрастные обливания водой различной температуры (более холодной и обычной, к которой ребенок привык).

Купание в реке или в море можно начинать с 3 лет, причем температура воды должна быть не менее 22°С.

В последние годы стало популярным закаливание детей грудного возраста плаванием. При отсутствии противопоказаний такой вид закаливания можно применять с третьей недели жизни ребенка. Занятия обычно организуют в детских поликлиниках. Их проводят медицинские сестры. Для обучения плаванию в ванне или в бассейне используют специальные пробковые приспособления. Систематические занятия плаванием вызывают у детей ярко выраженные положительные эмоции, благотворно сказываются на их росте и развитии.

Закаливание солнечными лучами проводят осторожно, так как возможны перегревание организма и тепловой удар. Для закаливания детей грудного возраста используют только отраженные или рассеянные солнечные лучи. Ребенку старше 1 года такие процедуры показаны только в утренние часы — с 9 до 11 ч. Продолжительность солнечной ванны вначале несколько минут, затем ее доводят до 10—20 мин. На голову ребенка обязательно надевают белую панамку.

Контроль за развитием и поведением ребенка

Медицинский работник должен уметь организовывать деятельность детей, использовать каждый контакт с ребенком для максимального общения с ним. Следует строго следить за выполнением суточного режима. Работа медицинской сестры, младшей медицинской сестры и воспитателя должна быть четко регламентирована.

Наблюдая за поведением детей, обращают внимание на общее Настроение группы. Отмечают, как ведут себя дети: шумно или тихо, плачут или шалят, заняты игрой или бесцельно ходят и скучают. Следует оценить степень доступности игрушек для понимания детей, степень развития самостоятельных навыков в игре.

Контроль за развитием и поведением детей необходим для назначения правильного режима дня, выбора средств физического и нервно-психического воспитания. При уходе за детьми, во время кормления, гигиенических процедур, подготовки ко сну и в других условиях следует отмечать, какими самостоятельными навыками владеют дети и соответствуют ли эти навыки возрасту ребенка. При общении с ребенком выявляют, как развиты его движения И речь; какие у него взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, индивидуальные особенности; доводит ли ребенок до конца начатое дело; оказывает ли помощь другим детям; получает ли удовольствие и радость от самостоятельных действий; знает ли, какими игрушками можно пользоваться и как с ними обращаться. Выявляют причины ухудшения настроения ребенка. Проводят хронометраж деятельности ребенка в течение 15—20 мин, записывая псе, что он сделал, что сказал.