Проводящие пути головного мозга

У человека и высших млекопитающих (обезьян) особенно развиты прямые пирамидные пути, а у низших млекопитающих (собак, кошек) — непрямые пирамидные пути. Большая часть восходящих путей перекрещивается, а меньшая — не перекрещивается. К последним относится неперекрещивающийся обонятельный путь. Перекрещивание всегда происходит в области второго нейрона, в спинном или продолговатом мозге. Как нисходящие, так и восходящие пути состоят не меньше чем из трех нейронов.

Проекционные волокна составляют нисходящие и восходящие пути.

Ассоциационные (сочетательные) нейроны связывают между собой различные участки одного и того же полушария. К ассоциационным путям относятся: 1) верхний продольный пучок, соединяющий отдельные участки выпуклой поверхности каждого полушария, 2) крючковидный, соединяющий лобную и височную доли, 3) нижний продольный, соединяющий затылочный полюс с височным, 4) поясной, соединяющий переднее продырявленное вещество с передним краем гиппокампа, и 5) короткие дуговые ассоциационные волокна, связывающие между собой части одного полушария имеются у человека и отсутствуют у шимпанзе.

У человека ассоциационные нейроны составляют больше половины нейронов коры, а у обезьян — одну треть.

Особенность человеческого мозга — огромное количество ассоциационных нейронов с короткими аксонами. Эти волокна обеспечивают физиологический синтез, т. е. образование связи между очагами возбуждения или торможения. Спаечные (комиссуральные) волокна, проходящие в громадном большинстве через мозолистое тело, связывают между собой оба полушария и также участвуют в физиологическом синтезе. Часть спаечных волокон проходит вне мозолистого тела: в срединной массе зрительных бугров, передней и задней комиссурах большого мозга, комиссуре гиппокампа, хабенулярной комиссуре, комиссурах передних и задних двухолмий среднего мозга. После перерезки мозолистого тела нарушается психика. Связи между полушариями дублируют в них следы памяти.

Миелинизация волокон больших полушарий у человека начинается еще в период утробной жизни. Раньше всего заканчивается миелинизация тех нервных путей, которые начинают функционировать раньше других. В отличие от спинного мозга в переднем мозге раньше миелинизируются афферентные воспринимающие пути и области. Миелинизация слуховых и зрительных путей заканчивается примерно к 2 годам.

У новорожденного миелином покрыты многие афферентные пути больших полушарий, а эфферентные пирамидные пути окончательно покрываются миелином значительно позднее, приблизительно к 4-10 голам. Еще позднее миелинизируются спаечные и сочетательные волокна. Эфферентные волокна полосатого тела развиваются раньше пирамидных путей. Таким образом, филогенетически более древние образования развиваются в онтогенезе раньше, чем филогенетически более поздние образования, и их развитие совершается в более короткий срок, чем развитие мозгового плаща, его спайки — мозолистого тела и сочетательных волокон полушарий.

Из черепно-мозговых нервов раньше всего миелинизируются двигательные, затем смешанные и позднее всего афферентные нервы. К моменту рождения двигательные черепно-мозговые нервы уже покрыты миелином. Миелинизация всех черепно-мозговых нервов заканчивается приблизительно к 3-месячному возрасту.

Клинические и патологоанатомические исследования

Клинические наблюдения и последующие результаты патологоанатомических исследований позволяют обнаружить выпадение отдельных функций при поражениях определенных участков коры у людей. Агнозия — расстройство узнавания — наблюдается при поражениях мозговых концов анализаторов. У больного с явлениями агнозии при действии раздражителей внешнего мира возникают простейшие ощущения, но он не узнает хорошо известные ему предметы, явления и окружающих. Зрительная агнозия — утрата зрительной памяти. Слуховая агнозия — утрата слуховой памяти. Тактильная агнозия — утрата способности узнавать предметы при осязании — наблюдается при поражениях задней центральной извилины. Апраксия — неспособность действовать, совершать системные движения, несмотря на сохранение способности к движениям вообще. Отдельные движения совершаются правильно, но теряется способность связывать их в комплекс привычных движений, производить целенаправленные движения. Это расстройство — результат потери индивидуально приобретенных сложных функций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.