Детские лечебно-профилактические учреждения

К детским лечебно-профилактическим учреждениям относятся: детская больница (стационар), детская поликлиника, диспансер, детское отделение родильного дома, детский санаторий. Профилактическая помощь оказывается в учебно-воспитательных учреждениях (дом ребенка, комплекс ясли-сад, школа, лагерь отдыха, в том числе санаторного типа, и др.).

Детская больница

Это лечебно-профилактическое учреждение для детей в возрасте до 18 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) наблюдении. Существуют различные типы детских больниц: по профилю — многопрофильные и специализированные, по системе организации — объединенные и не объединенные с поликлиникой, по объему деятельности — разной категории в зависимости от числа коек. Детские больницы бывают районные, городские, клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательско-го учреждения), областные, республиканские.

Основная задача современной больницы — восстановительное лечение, которое включает четыре этапа: диагностику, неотложную терапию и хирургию, лечение, реабилитацию.

На детский стационар возлагаются следующие основные обязанности:

оказание высококвалифицированной лечебной помощи;

внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;

консультативная и методическая работа в подшефном регионе.

В каждой детской больнице имеются отделения: приемное (приемный покой), лечебное (стационар), лечебно-диагностическое (или соответствующие кабинеты и лаборатории), патологоанатомическое (морг). Вспомогательными подразделениями лечебно-профилактического учреждения являются: аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т. д.

В детской больнице предусмотрены следующие должности: главный врач, заместитель главного врача по лечебной части, заместитель главного врача по хозяйственной части, заведующие отделениями, врачи (ординаторы), старшие медицинские сестры, медицинские сестры, младшие медицинские сестры. В обязанности медицинского персонала входит обеспечение высококвалифицированной медицинской помощи и ухода за больными детьми. В крупных детских больницах есть должность педагога, занимающегося воспитательной работой с детьми. Выделяются штаты по отдельным хозяйственным и техническим специальностям (повара, инженеры, слесари, бухгалтеры и др.).

Приемное отделение

Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главные задачи приемного отделения — организация приема и госпитализация больных детей. Больному ребенку устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.

Приемное отделение включает: вестибюль, приемно-смотровые боксы, изоляционные боксы на одну койку, санитарный пропускник, кабинет врача, процедурную-перевязочную, лабораторию для срочных анализов, комнату для медицинского персонала, туалет и другие помещения. Число приемно-смотровых боксов составляет 3% от числа коек в больнице.

В приемном отделении ведут учет движения больных (регистрацию поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших), проводят врачебный осмотр, оказывают экстренную медицинскую помощь, осуществляют направление в соответствующее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфекционных больных. В отделении имеется справочная.

Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет вести отдельно прием терапевтических и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.

Для оказания неотложной помощи в приемном отделении организуются палаты интенсивной терапии и временной изоляции, которые обслуживают специально подготовленные врачи и медицинские сестры.

Детей доставляют в больницу машины скорой медицинской помощи или родители по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления (самотеком). Прием больных детей на госпитализацию осуществляется при наличии талона (направления) на госпитализацию, выписки из истории развития ребенка, данных лабораторных и инструментальных исследований, сведений о контактах с инфекционными больными. Без документов больные могут быть приняты в больницу без ведома родителей, которых немедленно извещают о поступлении ребенка в больницу сотрудники приемного отделения. Если невозможно получить сведения о ребенке и его родителях, поступление больного регистрируют в специальном журнале и делают заявление в милицию.

Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет паспортную часть истории болезни, измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.

После осмотра ребенка врачом медицинская сестра получает рекомендации о характере санитарной обработки, которая обычно предполагает гигиеническую ванну или душ; при выявлении педикулеза (вшивости) или обнаружении гнид — соответствующую обработку волосистой части головы, белья. Исключение составляют больные в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают первую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний проводят санитарную обработку.

Затем ребенка транспортируют в отделение. Плановые больные не должны задерживаться в приемном отделении более 30 мин. При массовом поступлении больных соблюдается порядок очередности госпитализации: сначала оказывают помощь тяжелобольным, затем больным в состоянии средней тяжести и в последнюю очередь плановым больным, не нуждающимся в срочном лечении.

Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы-изоляторы, на них заполняют форму № 058/у «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении», которое немедленно направляют в санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС).

В приемном отделении ведут журналы приема госпитализированных детей, отказов в госпитализации, количества свободных мест в отделениях.

Детей первых лет жизни госпитализируют с одним из родителей. Новорожденных и детей грудного возраста госпитализируют вместе с матерями. Число коек для матерей должно составлять 20% от общего числа коек в детской больнице.

При переводе ребенка в лечебное отделение персонал приемного покоя предупреждает заведующего отделением и постовую медицинскую сестру о поступлении к ним нового пациента, информирует их о тяжести состояния и поведении ребенка во время приема. В вечернее (после 15 ч) и ночное время все эти сведения передают постовой медицинской сестре, а при поступлении тяжелобольного и дежурному врачу.

Медицинский персонал приемного отделения должен быть внимателен и приветлив с детьми и их родителями; следует учитывать состояние ребенка и переживания родителей, надо стремиться сократить время адаптации ребенка к новой для него обстановке.

Справочная (информационная) служба организуется при приемном отделении. Здесь родители могут узнать о состоянии здоровья детей. Справочная ежедневно должна иметь сведения о месте пребывания, тяжести состояния и температуре тела каждого ребенка. Эти сведения можно сообщать родителям по телефону.

Для транспортировки детей из приемного в лечебные отделения стационара медицинский персонал обеспечивается необходимым количеством носилок-каталок и кресел-каталок. Вопрос о виде транспортировки решает врач.

Детей, находящихся в крайне тяжелом состоянии (шок, судороги, массивное кровотечение и др.), направляют сразу в реанимационное отделение или в палату интенсивной терапии.

Лечебное отделение

Главная задача медицинского персонала лечебного отделения — постановка правильного диагноза и проведение лечения, успех которого зависит от четкой работы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также от соблюдения лечебно-охранительного (больничного) и санитарно-противоэпидемического режимов, слаженности работы вспомогательных служб.

Под больничным режимом следует понимать установленный распорядок жизни больного ребенка. Он определяется рядом факторов и, прежде всего, необходимостью создания условий для полноценного лечения, а также для быстрой социальной и психологической адаптации ребенка к новым для него условиям.

Для обеспечения комфортных условий лечебно-охранительный режим в детской больнице включает в себя психотерапевтические воздействия и воспитательные мероприятия. Строгие требования предъявляются к соблюдению режима сна и отдыха. Окружающая обстановка (удобная мебель, цветы, телевизор, телефон и т. д.) должна удовлетворять современным требованиям.

Распорядок дня, независимо от профиля лечебного отделения, включает следующие элементы: подъем, измерение температуры тела, выполнение назначений врача, врачебный обход, лечебно-диагностические процедуры, прием пищи, отдых и прогулки, посещение детей родителями, уборка и проветривание помещений, сон. Существенное значение имеют санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Стационар детского отделения состоит из изолированных палатных секций по 30 коек каждая, а для детей до одного года — по 24 койки. Палатные секции не должны быть проходными. В стенах и перегородках секций рекомендуется делать стеклянные проемы. Для детей в возрасте до 1 года предусматриваются боксированные и полубоксированные палаты, в каждом боксе которых размещается от одной до четырех коек. В палатах для детей старше 1 года допускается не более шести коек. Для удобства обслуживания организуют один сестринский пост на несколько палат.

Система боксов и отдельных секций позволяет предупредить распространение заболеваний при случайном заносе инфекции, что бывает, если ребенок госпитализируется в инкубационном периоде сопутствующего заболевания, когда отсутствуют какие-либо проявления болезни. Для детских больниц разработаны специальные нормативы числа помещений в лечебном отделении и их площадей. Помещения для матерей выделяют вне лечебного отделения, но вблизи палат для детей в возрасте до 1 года.

Оборудование палат и оснащение отделений зависят от их профиля, специфики работы медицинского персонала и необходимости создания оптимальных условий для выполнения персоналом служебных обязанностей.

Специфика работы детского лечебного отделения заключается в максимальной изоляции и разобщенности детей, в постоянной профилактике внутрибольничных инфекций. Для этого в палатах используют различного рода ширмы, оборудуют боксы и полубоксы. Отделения оснащают бактерицидными лампами. Оборудование и полы, стены помещения периодически обрабатывают дезинфицирующими средствами. Персонал и посетители обязаны соблюдать санитарно-гигиенический режим отделения.

В палатах для новорожденных кроме кроваток размещают пеленальный стол, весы, детскую ванну, подводят кислород, горячую и холодную воду, обязательно устанавливают бактерицидную лампу. Вместо пеленального стола можно использовать индивидуальные кроватки с откидными спинками.

Детей грудного возраста распределяют по палатам с учетом характера заболевания и тяжести состояния. Соблюдается последовательность заполнения палат. Новорожденных и недоношенных детей помещают отдельно. Выделяют палаты (боксы) для новорожденных с пневмониями, гнойно-септическими заболеваниями и др. В одной палате могут быть дети только с неинфекционными заболеваниями.

С новорожденными и недоношенными детьми контактирует, главным образом, медицинский персонал, строго соблюдающий санитарный режим. Мать допускают к ребенку на период кормления. В необходимых случаях мать ухаживает за своим ребенком. В настоящее время в ряде родильных домов мать в послеродовой период находится вместе с ребенком в одной палате.

Боксы детского отделения используют для изоляции инфекционных больных и детей с подозрением на инфекционное заболевание с целью профилактики внутрибольничных инфекций. Выделяют открытые и закрытые боксы (полубоксы). В открытых боксах больные разделены перегородками, которые установлены между кроватями. Изоляция в открытых боксах несовершенна и не предохраняет от распространения капельных инфекций. Закрытые боксы — это часть палаты, отделенная застекленной до потолка перегородкой с дверью. Каждый бокс должен иметь естественное освещение, туалет, набор предметов медицинского и бытового назначения для обслуживания детей. Недостатком таких боксов является то, что они имеют выход в общий коридор отделения.

Современной считается полная изоляция детей в закрытом индивидуальном боксе. Ребенок поступает в назначенный для него бокс непосредственно с улицы, а при переводе в другую больницу или при выписке выходит из него тем же путем. Новых больных помещают в бокс только после дезинфекции помещения.

Выходить больным из бокса во внутренний коридор запрещается. Медицинская сестра входит в шлюз из внутреннего коридора, плотно закрывает наружную дверь, моет руки, при необходимости надевает второй халат, колпак или косынку, после чего переходит в помещение, где находится больной ребенок. При выходе из палаты все операции выполняются в обратном порядке. Для предупреждения распространения инфекции следят за тем, чтобы в момент открывания двери из шлюза во внутренний коридор отделения дверь в палату с больным ребенком была плотно закрыта. Еду для больных передают через окно для подачи пищи.

Детская поликлиника

Это лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее в районе внебольничную лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 18 лет включительно.

В поликлинике прием детей ведут педиатры и врачи других специальностей; проводят лабораторные, рентгенологические и другие исследования. Первично заболевшим детям, особенно с повышенной температурой тела и подозрением на инфекционное заболевание, медицинскую помощь оказывают врач и медицинские сестры поликлиники на дому. При выздоровлении или улучшении состояния здоровья дети посещают врача в поликлинике. В поликлинике постоянно наблюдаются и здоровые дети. Врач осматривает здорового ребенка на первом году жизни ежемесячно, затем один раз в квартал, а детей старше 3 лет — один раз в год. Основной целью такого наблюдения является предупреждение заболеваний. Врачи и медицинские сестры поликлиники консультируют родителей по вопросам воспитания, питания детей и ухода за ними.

Все дети находятся на диспансерном учете. Их регулярно осматривают не только педиатры, но и врачи других специальностей. При многих детских поликлиниках созданы централизованные пункты неотложной помощи, работающие круглосуточно.

В каждой поликлинике функционирует процедурный кабинет, где делают прививки, инъекции, ставят банки, проводят другие лечебные мероприятия.

Основным документом, заполняемым в поликлинике, является «История развития ребенка»; она хранится в регистратуре, от четкой работы которой зависит рациональная организация приема детей. К обслуживанию посетителей поликлиники в регистратуре и к учетно-статистической работе привлекают средний и младший медицинский персонал.

В детских поликлиниках проводят широкую санитарно-просветительную работу. Родителей обучают правилам профилактики заболеваний. Серьезное внимание уделяется патронажу новорожденных. В этой работе участвуют врачи и средний медицинский персонал. В соответствии с прививочным календарем делают прививки.

Диспансер

Это лечебно-профилактическое учреждение, функциями которого являются: организация раннего выявления больных определенными группами болезней, их регистрация и учет; обследование с целью постановки диагноза; оказание специализированной лечебной помощи; активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья больных; разработка и осуществление мероприятий по предупреждению заболеваний.

Согласно номенклатуре учреждений здравоохранения выделяются следующие виды диспансеров: противотуберкулезный, онкологический, психоневрологический, врачебно-физкультурный и др. Аналогичные функции могут выполнять создаваемые при отдельных детских больницах специализированные центры: кардиоревматологический, гастроэнтерологический, пульмонологический, генетический, гематологический и др.

Существенная роль в работе этих учреждений принадлежит медицинским сестрам. Они ведут документацию по учету больных, помогают врачу вести прием, осуществляют патронаж больных на дому, проводят санитарно-просветительную работу.

Детский санаторий

Это стационарное лечебно-профилактическое учреждение для проведения с больными детьми лечебно-реабилитационных и общеоздоровительных мероприятий, преимущественно с использованием природных и физических факторов в сочетании с диетотерапией, лечебной физкультурой и физиотерапией при соблюдении режима лечения, труда (обучение в школе) и отдыха. Примерно 1/3 всех детских клинических коек принадлежит санаторно-курортным учреждениям.

Детские санатории организуют в специализированных курортных зонах. Местные санатории устраивают, как правило, в загородных зонах с благоприятными ландшафтными и микроклиматическими условиями. Для лечения и отдыха детей с родителями существуют санатории и пансионаты матери и ребенка, санатории-профилактории.

Дом ребенка

Это учреждение, предназначенное для содержания и воспитания детей-сирот, подкинутых детей и детей с дефектами физического и психического развития. В таком учреждении предполагается оказание детям медицинской помощи. В дома ребенка принимают детей до 3 лет по путевкам отделов здравоохранения. Рассчитаны они обычно не менее чем на 30 и не более чем на 100 мест. В зависимости от возраста детей выделяются грудная, ползунковая, средняя и старшая группы. Из дома ребенка дети могут быть усыновлены или по достижении 3 — 4 лет их переводят в детские учреждения Минобразования России или Минсоцзащиты России (дети-инвалиды).

Детские дошкольные учреждения. Ясли предназначены для воспитания детей в возрасте до 3 лет. Детский сад осуществляет воспитание детей с 3 до 6—7 лет, т.е. до поступления ребенка в школу. С 1959 г. существует объединенный тип детского дошкольного учреждения — ясли-сад, где дети воспитываются в течение всего дошкольного периода.

Главные задачи детских яслей и садов — уход за детьми и воспитание здоровых детей, за которыми родители по тем или иным причинам (работа, занятость) ухаживать не могут. Большое значение в этих учреждениях придается санитарно-гигиеническим мероприятиям, к которым относятся: физиологическая диета; режим дня; физическое воспитание; прививки и диспансерное наблюдение.

Обязанности среднего медицинского персонала

Медицинская сестра и фельдшер — это помощники врача в лечебно-профилактических и детских дошкольных и школьных учреждениях. Их функциональные обязанности отличаются тем, что фельдшер, особенно на участках в сельской местности, может проводить больший объем лечебно-профилактических доврачебных манипуляций с элементами приема и лечебной помощи больным. Но во всех случаях такой работы все свои действия и назначения он должен согласовывать с врачом.

На эти должности назначают окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении квалификации медицинской сестры, фельдшера, а также студентов медицинского института, успешно закончивших три курса дневного обучения.

Обязанности среднего медицинского персонала разнообразны и требуют серьезных профессиональных навыков. Медицинская сестра тщательно и неукоснительно выполняет все назначения лечащего врача, а в экстренных случаях — назначения дежурного врача. Одновременно она осуществляет уход за больными, следит за санитарным состоянием закрепленных палат, делает записи в историях болезни о выполненных лечебных и гигиенических назначений.

В конкретных условиях функциональные обязанности медсестры, фельдшера зависят от специализации отделения, участка, учреждения в целом, где они работают.

Медицинская сестра присутствует на врачебном обходе больных, сообщает врачу сведения о состоянии здоровья детей, получает дальнейшие указания по уходу за больными и выполняет их. В ее обязанности входят измерение температуры тела больного и ее регистрация в температурном листе истории болезни, подсчет пульса, частоты дыхания и др. По назначению врача медицинская сестра измеряет суточное количество мочи и мокроты, собирает материал для анализов, доставляет его в лабораторию, получает результаты исследований и подклеивает бланки в истории болезней; следит за точным соблюдением больными, младшим медицинским персоналом и посетителями правил внутреннего распорядка больницы, осуществляет транспортировку больных (на исследования и т. д.), наблюдает за чистотой и порядком в палатах, обучает детей и их родителей правилам личной гигиены, заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода, делает гигиенические ванны, следит за сменой нательного и постельного белья, принимает участие в санитарно-просветительной работе.

В обязанности медицинской сестры входят контроль за лечебным питанием, а при необходимости и личное участие в раздаче пищи, кормление тяжелобольных детей младшего возраста; контроль за передачами больным и их хранением.

Медицинская сестра отвечает за образцовое содержание сестринского поста, исправное состояние медицинского и хозяйственного инвентаря; соблюдает правила хранения лекарственных средств; составляет требования на лекарственные средства, перевязочные материалы и предметы ухода за детьми. Сопровождает детей (по назначению врача) на рентгенологические, эндоскопические, радиологические и другие исследования; следит за возвращением историй болезни от специалистов, вносит в них результаты исследований; составляет порционные требования на питание больных в соответствии с назначениями врача и передает их на пищеблок.

По назначению заведующего отделением или лечащего врача медицинская сестра вызывает специалистов из других отделений, заказывает машину для перевозки ребенка в другое лечебно-профилактическое учреждение.

Медицинская сестра принимает вновь поступивших в отделение детей, проводит осмотр кожи и волосистой части головы ребенка для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза, помещает больных детей в соответствующие палаты, докладывает о вновь поступивших больных врачу. В ее обязанности входит ознакомление вновь поступивших детей с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены.

Медицинская сестра в терапевтическом отделении больницы должна уметь выполнять следующие медицинские манипуляции:

Примерный план работы палатной медицинской сестры в течение суток

1) кормить ребенка через зонд, зондировать и промывать желудок;

2) ставить клизмы всех видов (очистительные, сифонные и др.);

3) вводить газоотводную трубку;

4) производить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (у детей старше 1 года);

5) ставить горчичники, банки, пластырь;

6) втирать лекарственные средства;

7) давать лекарственные средства через рот;

8) закапывать лекарственные растворы в нос, в уши;

9) ставить компрессы;

10) производить внутрикожные, подкожные, внутримышечные и внутривенные (последние по разрешению врача) вливания;

11) измерять АД;

12) делать непрямой массаж сердца;

13) проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ);

14) брать мазки из зева;

15) собирать материал для лабораторных исследований (моча, кал, пот, рвотные массы и др.);

16) проводить физиотерапевтические процедуры (по назначению врача);

17) вести мониторное наблюдение за больным и замечать отклонения на дисплее;

18) проводить дуоденальное и желудочное зондирование.

Работа медицинской сестры строится по графику, утвержденному заведующим отделением. Во время дежурства медицинская сестра без разрешения врача не имеет права отлучаться из отделения.

Медицинская сестра процедурного кабинета выполняет наиболее сложные медицинские манипуляции (переливание крови, пункции, введение контрастных веществ и др.). Сестра-хозяйка отвечает за хозяйственный инвентарь, проводит генеральную уборку всех помещений.

Старшая медицинская сестра — организатор работы среднего и младшего медицинского персонала. Она обеспечивает также соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и обучение поступающих в отделение новых работников.

Старшая медицинская сестра следит за правильной организацией ухода за детьми, питанием и строгим выполнением всех врачебных назначений, отделении новорожденных ежедневно до начала работы проводит осмотр персонала и матерей (изменение температуры тела, осмотр зева и кожи).

Прием и сдача дежурства

Во время приема и сдачи дежурства обеспечивается преемственность в лечении больных. Медицинская сестра не имеет права самостоятельно покинуть пост, даже если не явилась ее смена.

Прием и передача дежурства медицинскими сестрами должны проводиться с учетом листов назначения, в которых фиксируются индивидуальные особенности лечения детей и ухода за ними. На утренней конференции медицинская сестра делает сообщение о проведенной работе.

При заступлении на дежурство медицинские сестры (сдающая и принимающая пост) совместно проводят обход больных, при этом особое внимание обращают на тяжелобольных, санитарное состояние палат, соблюдение правил личной гигиены. В журнал сдачи дежурств заносятся объем невыполненной за предыдущую смену работы с отдельными больными, а также назначения дежурного врача, данные о раздаче сильнодействующих лекарственных средств, подготовке детей к лабораторным и инструментальным исследованиям и т. п. Заступающая на дежурство медицинская сестра принимает термометры, шприцы, подкладные судна, мочеприемники и другой инвентарь, ключи от шкафов с лекарственными средствами общего списка. Она получает заранее составленный список назначений на исследования и направления в разные лаборатории и кабинеты, проверяет наличие достаточного количества чистого белья на всю смену. В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных: число больных в отделении на начало суток, число поступивших, выбывших (отдельно выписанные, переведенные в другие отделения или лечебно-профилактические учреждения, умершие) и число больных на начало следующих суток. Эти сведения ежедневно передают в приемное отделение больницы.

Медицинский пост

Медицинский пост расположен возле палат, чтобы дети, особенно тяжелобольные, находились под постоянным визуальным контролем. На посту медицинской сестры должны быть: стол с запирающимися на ключ выдвижными ящиками для хранения историй болезни, бланков, медицинского инструментария; шкаф для хранения медикаментов; телефоны городской и местной связи; холодильник, настольная лампа, электрический фонарь.

Рабочее место медицинской сестры должно быть полностью укомплектованным и содержаться в чистоте. Старшая медицинская сестра отделения, заканчивая рабочий день, снабжает сестринские посты всем необходимым на следующие сутки.

Медицинская документация

Медицинская карта стационарного больного (история болезни) — основной первичный медицинский документ, который заполняют на каждого больного, находящегося в стационаре лечебного учреждения. В историю болезни вносят все данные о больном, включая результаты динамического наблюдения и лечения. В нее вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают значения утренней и вечерней температуры, пульса и частоты дыхания, показатели АД, а при необходимости и суточное количество мочи (диурез). В истории болезни медицинская сестра отмечает время поступления больного в отделение и результаты осмотра на педикулез, после чего расписывается. В листе назначений фиксируется время выдачи лекарственного средства, в температурном листе — масса и рост при поступлении, температура больного утром и вечером, один раз в 7—10 дней дни приема ванны и смены белья и ежедневно — стул ребенка.

История болезни является юридическим документом. Она сохраняется в течение 25 лет и должна вестись строго по установленной форме. В ней не допускаются исправления; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать что-либо. Медицинская сестра отвечает за сохранность историй болезни, которые хранят в ящике или шкафу, запирающемся на ключ.

Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра. В них отмечают фамилию, имя и возраст ребенка, номер истории болезни, название отделения и перечень показателей, которые следует определить.

В сестринские листы медицинская сестра вносит из историй болезней врачебные назначения каждому больному. Форма заполнения их произвольная. Лучше составлять индивидуальные сестринские листы на каждого ребенка отдельно, но можно заполнять их по виду манипуляций, диет, лекарственных средств с перечислением фамилий детей.

В журнале сдачи (передачи) дежурств отмечают число находящихся на посту детей, фамилии вновь поступивших и выбывших больных с указанием диагноза. Кроме того, перечисляют фамилии лихорадящих детей с указанием температуры, дают оценку динамики клинических симптомов у тяжелобольных, фиксируют все внеплановые манипуляции и принятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводится список детей, приготовленных в соответствии с врачебными назначениями к диагностическим и лечебным процедурам (эндоскопическим, рентгеноурологическим, ультразвуковым исследованиям и т. д.).

В журнале движения больных отделения записывают число выбывших и поступивших.

В журнале учета инфекционных больных фиксируют фамилию, имя, возраст ребенка, доставленного с инфекционным заболеванием, диагноз, дату, контакты и принятые меры.

Одной из важнейших обязанностей медицинской сестры является раздача лекарственных средств. Лекарственные средства оказывают на организм разнообразное действие, включая местное и общее. Однако кроме основного терапевтического действия, они могут вызвать побочные или нежелательные эффекты. Последние уменьшаются и даже полностью исчезают после снижения дозы или отмены лекарственного средства. Возможны случаи непереносимости лекарственного средства, что может выражаться в тяжелейших осложнениях (например, анафилактическом шоке). Медицинская сестра обязана не только знать о всех возможных реакциях на введение того или иного лекарственного средства и отрицательных его последствиях, но и уметь оказывать экстренную доврачебную помощь.

Хранение лекарственных средств

Хранят лекарственные средства в специальных запирающихся шкафах, находящихся под контролем постовой медицинской сестры. Лекарственные средства общего списка в шкафу располагают по группам на отдельных полках с соответствующей надписью: стерильные, внутренние, наружные, глазные капли, инъекционные. У задней стенки шкафа ставят более крупную посуду, впереди — мелкую. Это позволяет, не переставляя лекарственных средств, прочитать этикетку и выбрать нужный препарат. Каждая полка должна иметь соответствующие отделения, например полка с надписью «внутренние» — отделения для порошков, таблеток, микстур. Можно на одной полке поместить порошки, таблетки, капсулы, на другой — микстуры, растворы и т. д.

Особо строгие требования предъявляются к ядовитым и сильнодействующим лекарственным средствам. Для них выделяются небольшие по объему сейфы или металлические шкафы, которые постоянно находятся под замком. В сейфе (шкафу) с надписью «А» хранят ядовитые и наркотические лекарственные средства, а в сейфе (шкафу) с надписью «Б» — сильнодействующие средства. На внутренней поверхности каждого из сейфов помещают перечень находящихся в них ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз (в зависимости от возраста ребенка). Запасы ядовитых и наркотических средств не должны превышать пятидневной потребности, сильнодействующих — десятидневной.

Журнал, а также требования на получение и отпуск ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств сохраняются в отделении в течение 3 лет. Затем эти документы в присутствии комиссии уничтожаются, о чем составляют акт.

Ключи от сейфов (шкафов) «А» и «Б» хранятся только у лиц, назначенных приказом по лечебному учреждению. Эти лица являются ответственными за хранение и выдачу ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств. За несоблюдение правил хранения, а также за их хищение медицинский персонал несет уголовную ответственность.

Лекарственные средства, обладающие сильным запахом (йодоформ, лизол, нашатырный спирт и др.) и легко воспламеняющиеся (эфир, этиловый спирт), хранят в отдельном шкафу. Отдельно хранят также красящие лекарственные средства (йод, бриллиантовый зеленый и т. д.).

Срок годности лекарственных средств заводского приготовления, как правило, составляет 2—5 лет, но может быть и большим. Срок хранения определяют по маркировке. Каждой промышленной партии выпускаемых медикаментов присваивается заводская серия, которая маркируется не менее чем пятью цифрами: две последние цифры справа — год выпуска, две предыдущие — месяц выпуска, остальные — заводская серия.

Более короткие сроки годности имеют лекарственные средства, приготовленные в аптеке. Все емкости (коробки, банки, флаконы), содержащие лекарственные средства, снабжают соответствующими этикетками, на которых указывают наименование, дату изготовления и срок хранения.

При хранении лекарственных средств следует соблюдать определенные условия: температуру, влажность, степень освещенности. Жидкие лекарственные средства, такие как настои и отвары, должны храниться в холодильнике при температуре от +2 до +10°С. Такие же требования предъявляются к хранению эмульсий, некоторых антибиотиков (пенициллин и др.), сывороток, растворов, содержащих глюкозу, инсулин и т. д. Лекарственные средства, быстро разрушающиеся на свету (бром, йод), следует хранить в емкостях из темного стекла и в темном помещении.

При хранении лекарственных средств запрещается помещать их вместе с дезинфицирующими растворами и средствами для технических целей.

Медицинская сестра не имеет права переливать лекарственное средство из одной емкости в другую, отклеивать и переклеивать этикетки, произвольно соединять лекарственные средства (например, таблетки с порошками и т. д.).

Раздача лекарственных средств

Медицинская сестра осуществляет раздачу лекарственных средств в строгом соответствии с назначением врача, который указывает в истории болезни дату назначения и отмены. Лекарственные средства принимают до еды, во время еды, после еды и перед сном. Самым распространенным, простым и удобным способом введения лекарственного средства является энтеральный путь. Этот способ надежно контролируется. Внутрь в основном принимают твердые лекарственные формы: таблетки, драже, порошки, капсулы. Реже внутрь назначают жидкие лекарственные формы: растворы, отвары, микстуры и др. Чем меньше возраст ребенка, тем шире используется назначение жидких лекарственных форм.

Приступая к раздаче медикаментов, медицинская сестра должна вымыть руки с мылом. Во избежание ошибок необходимо уметь определять лекарственные средства по форме, цвету, запаху. Принимать лекарственные средства ребенок должен только в присутствии медицинского персонала — медицинской сестры, врача.

Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в детском отделении. Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилий больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Прежде чем положить в ячейку, например таблетку, следует сверить название, указанное на упаковке, с названием в истории болезни или в сестринском листе. Медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ — использование передвижного столика, на котором разложены лекарственные средства для приема внутрь, графин с водой, мензурки, ложки, чистые пипетки. Этот столик медицинская сестра вкатывает в палату и поочередно перемещает к кроватям больных, у которых постельный режим. Ходячие больные самостоятельно подходят к столику, где под контролем сестры принимают лекарства.

При раздаче порошков бумажку, в которую упакован порошок, разворачивают и, придав ей форму желобка, высыпают порошок на язык ребенка и дают запить его водой. Не следует давать лекарственное средство ребенку в руки, тем более несколько таблеток сразу. Важно соблюдать последовательность и правила приема лекарственных средств. Проглотив таблетку, надо запить ее жидкостью, делая небольшие, но частые глотки. Это обосновано тем, что таблетка проходит через пищевод в течение 2—5 мин. Если сделать большой глоток, вода быстро пройдет мимо таблетки и последняя может остановиться в грушевидном пространстве. Частые небольшие глотки воды или комки пищи способствуют более быстрому прохождению лекарства в желудок.

В настоящее время выпускают большое количество лекарственных средств в сиропе. Дети, особенно младшего возраста, с большой охотой принимают их. Таблетки дети глотают с трудом, а в возрасте до 3 лет практически никогда не могут проглотить их, поэтому перед приемом таблетки размельчают. Таблетку или порошок иногда приходится растворять в сладкой воде, сиропе, давать с едой и т. д. Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидком виде часто вводят дробно, чтобы ребенок не поперхнулся. Если ребенок не хочет принимать лекарство, приходится насильно открывать ему рот. Делается это следующим образом: двумя пальцами осторожно нажимают на щеки или зажимают нос, и в этот момент ребенок открывает рот. Некоторые микстуры (не раздражающие слизистую оболочку рта) детям первых месяцев жизни можно давать из соски.

Микстуры и отвары дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл. При отсутствии градуированной посуды пользуются ложкой, при этом учитывают, что в чайной ложке водного раствора около 5 мл, в десертной — 10 мл, в столовой — 15 мл. Спиртовые растворы, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых одноразовых пипеток. Использование одной пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.

Некоторые сердечные препараты (валидол, нитроглицерин) принимают под язык.

Если невозможно ввести лекарственные средства через рот, их вводят в виде свечей в прямую кишку. Делают это только медицинские сестры.

Необходимо предупреждать больных и родителей, что при приеме некоторых лекарственных средств (препараты висмута, железа, хинолина и т. п.) может измениться цвет мочи и кала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.